Логика в школе

Надежда Дьяченко
    К одной из моих статей читатель написал лестную для меня рецензию. Привожу выдержки из этой рецензии: "Надежда, неоднократно пытаясь дискутировать с молодыми и не очень людьми, понял, что в школу совершенно необходимо вернуть преподавание логики, риторики. А то люди как-то сильно разучились мыслить, живут всё более эмоциями, то есть - инстинктами. Превратясь в животных. И умение писать, даже читать тут ничего не меняет принципиально. Речь превращается в набор штампов: авторитарный режим, коррупция, политические узники и пр. пр., как вы очень верно заметили. И за этими словами давно нет смысла, только эмоция.

   Спасибо, что вы ищите смыслы, правду, пробуждаете человека в людях. Спасибо, хоть я и не всегда, не во всём с вами согласен. Или даже: тем более потому.

   Кстати, а когда эти предметы, учащие думать, были исключены из школьной программы? Наверное большевики поняли, что с ними труднее людей держать в лоне коммунистической веры?"

"Быстрый ответ
В 1954 году "борьба со сталинизмом" распространилась и на логику: количество отведённых на неё в школе часов было сокращено и убрана основная тема - "Доказательство и опровержение". На следующий год логику совсем исключили из школьной программы. После распада СССР, в 90-х были попытки читать логику, но она так и не стала обязательным предметом."
   
   Вот, ведь, интересно... всё сталинское время "логика" в школе была...
Очень неоднозначна личность этого тирана. <...>
А логику в школу я бы вернул..."   
   
   Я интуитивно против преподавании логики в школе, но надо же обосновать! Некоторые сведения из Интернета, мой небольшой педагогический опыт, наблюдения были моими доводами в полемике. Привожу их ниже.
   
  В Интернете нашла статью "ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Школьная логика Сталина. Как Иосиф Сталин вернул формальную логику в школы, а Никита Хрущев вновь ее отменил". В ней приведено Постановление ЦК ВКП(б) от 4 декабря 1946 г. "О преподавании логики и психологии в средней школе".
   
  Чтобы научить правильно думать всех советских граждан предлагалось в течение четырех лет, начиная с 1947/ 48 учебного года ввести преподавание психологии и логики в выпускных классах средней школы
крупных городов: Москве, Ленинграде, Горьком, Саратове, Свердловске, Куйбышеве, Новосибирске и других.
    
    За короткий срок кое-что было сделано для преподавания этих предметов в ВУЗах, но  у школьных логики и психологии дела обстояли хуже. После смерти Сталина  проект о преподавании этих предметов в школе постепенно стал сворачиваться. В 1959 году  преподавание логики и психологии в советских школах было отменено. Я полистала учебник "Логика" для средней школы, год издания 1954 и мысленно поблагодарила дорогого Никиту Сергеевича, что он избавил меня от этого предмета.
   
    Почитала мнения специалистов по вопросу преподавания логики в школе и согласилась с теми, которые считают, что научить анализировать, искать причинно-следственные связи, сравнивать, делать обобщения, выводы, можно на любом предмете. Все зависит от учителя. У меня в сельской семилетке были такие учителя, даже те, которые имели только учительский институт. Это я училась в семилетке 57-60 год. В своем рассказе "Лучшее в мире образование" я описала наших учителей.
    
    После войны в школе была обстановка напряженная со всякими учителями, а не только высококвалифицированными.

    В 1968г. я была на практике в северном селе Учителя и директор с педучилищем, у завуча - учительский институт. Двое молодых после педучилища учились заочно в пединституте. Учитель рисования еще в седьмом классе кое-как справлялся с черчением, а в восьмом уже не мог. Вела черчение я. Была многостаночница. Про детей, которым предполагалось преподать этот сложный предмет, отдельный разговор. Сделаем скидку на село. Не о таких школах шла речь в Постановлении ВКП(б).
    
    При Брежневе решили среднее образование сделать обязательным. На второй год уже не оставляли. Предложила оппоненту заглянуть в главу своей СЕМЕЙНОЙ ИСТОРИИ http://proza.ru/2020/09/19/223, где я рассказала о своем участии в обмане государственного масштаба.
   
   Мой сын учился в краевом центре. Учитель физики - мужчина, так ценимый женским руководством школ.   У сына по итогам года в девятом  классе четверки только по русскому языку, новой истории и физике. История, написанная для нас американцами, меня не волновала. Но то, что у мальчика с математическими способностями по физике 4, меня насторожило. Проверила его знания, оказалось задачи они не решают вообще. Только тексты пересказывают. Усадила в августе за "Пособие по физике для поступающих в МГУ", прорешал, потом сходил на подготовительные курсы и в мае по итогам экзаменов по окончании курсов был зачислен в университет. Набрал 48 баллов из 50:по физике  25 баллов, по математике - 23. Математикой дополнительно не занимался,  была хорошая учительница в школе.
   
     По словам сына физик у них тоже хороший был, на гитаре играл и много о роке рассказывал. Одна беда - задачи не умел решать.
   
    Увы, всех мыслить не научишь. В школе у нас учатся и необучаемые. Хорошо, что ЕГЭ ввели, выдают документ и с двойкой, а там иди куда можешь. Жестко, но справедливо.
   
    Он мне возразил, я - опять за свое. Не знаю, может его убедила, а может надоело перепираться, но на мое последнее замечание:" Безграмотный учитель может убить желание учить не только логику, но любой другой предмет. Школа - сложная организация со своими проблемами и от учителя очень много зависит. Врача для себя вы ищите не лишь бы какого, а хорошего. Так и с учителем", - он не ответил.
   
   Полемика с читателем закончена, но тема образования меня не отпускает.  В СМИ широко освещаются проблемы образования. Учатся внуки, юные родственники и знакомые знакомых. Иногда вынуждена вступаться то за учителей, то за детей, вспоминать яркие случаи из школьной жизни, с которыми мне пришлось столкнуться.
   
   В университете детскую психологию нам не преподавали. На занятиях по методике преподавания физики девушка у доски решала школьные задачи, потом собрала зачетные книжки и всем поставила "зачтено". Не отягощенная знаниями этих предметов, я отправилась на работу. Уроки вела так, как вели когда-то мои учителя, с которыми мне повезло. Первый опыт школьной работы я получила на практике в северном селе.
      
    Что в северном селе учителя  не имеют  достаточных знаний по предмету  меня не удивило, да они и не скрывали этого. А вот в Братске тем, что директор школы могла вести математику только в пятых-шестых классах  и не выше, я была поражена! Коллега, Людмила Алексеевна, тоже выпускница ИГУ, мне пояснила: директриса из первых гидростроителей, приехавших по путевке комсомола. У них были льготы при поступлении в ВУЗ. Училась заочно, вступила  в КПСС,  сделала карьеру.
    
     Встретила она меня очень неприязненно. По ее мнению, учителя из университета подготовлены к работе в школе плохо, норовят уволиться. Не связывая свое будущее со школой, работают недобросовестно. Однако другую выпускницу ИГУ этого года, учительницу русского языка и литературы,  она хвалила и ставила на педсоветах мне в пример. Людмила Алексеевна открыла секрет мастерства молодого специалиста:
- Кто твои родители? Деревенские пенсионеры? А у Тани папа секретарь парткома Братской ГЭС. Они наши шефы. У учительницы химии муж там же председатель профкома. Оформили ей с применением электроники таблицу Менделеева, электропроводку  к столам подвели, управляется подача электричества с пульта на кафедре у учителя. В знак благодарности учительница химии получила звание заслуженного учителя.

    Меня завуч отправила к ней перенимать опыт. Урок в десятом классе. Сонная тишина, химичка сидит за столом, говорить очень тихо, без эмоций. Длинной указкой касается таблицы, загорается лампочка высвечивая названия химического элемента. Наверное, это хорошо проведенный урок, но мне не понравилось.
   
   Шефы у школы были отличные. Они поработали над всеми кабинетами, в физическом - тоже. Только выдающихся педагогов было двое - жена и дочка. 
   
   Другим примером для меня директор назвала выпускницу пединститута, приступившую к работе в соседней школе. Она так сумела провести первый урок физики в шестых классах, что они теперь за ней гурьбой ходят. И к тому же она очень красивая. Я не спорила по поводу мастерства молодой учительницы, но когда услышала про ее красоту, внимательно присмотрелась к руководителю школы. Лучше бы она о красоте не вспоминала. Видимо, поэтому пункту дама комплексовала. И не напрасно.
   
    Однажды на мой урок в девятом классе, среднем по успеваемости, пришла завуч с каким-то мужчиной. Ясно - проверка. Показуху я терпеть не могу, поэтому  вызвала к доске решать задачу середнячка Васильева. Мальчик смотрел на меня с испугом, но взялся за решение. Пока я занималась с другими детьми он  с небольшой помаркой  задачу решил. Мужчина походил по рядам, заглянул в тетради учеников, некоторые полистал.
   
   Завуч потом мне рассказала, что директор, доверяющая только мужчинам-физикам, направила ко мне с проверкой учителя, работающего в восьмых классах нашей школе. Тот при обсуждении моего урока воскликнул:"У нее же все дети задачи решают!"
    
   А Васильев доверительно мне, молодой и неопытной, сообщил, что при проверках у них всегда лучших учеников вызывают.
    
   Директриса не унималась. Ее придирки ко мне на каждом педсовете вынудили меня сказать, что я действительно постараюсь уволиться из школы при первой возможности.

- Нет, не уволитесь. По закону вы должны отработать не менее трех лет. Но в следующем году я не доверю вам вести уроки в десятом классе. И классное руководство в вашем классе передам более опытному учителю.
   
   Я, отработав год, все-таки уволилась и поклялась себе, что в школу - ни ногой. Клятву пришлось нарушить из-за катастрофы на Чернобыльской АЭС. Забронировав свою квартиру в Гомеле, мы улетели опять в Братск. В РАЙОНО я попросила работу там, где мне сразу же дадут квартиру. Желаемое получила в поселке Наратай, расположенном на другом берегу Братского водохранилища.
    
    Средняя школа. Учеников  мало. В девятом классе 9 учеников, успеваемость - 2, 3 и у одной девочки - 4. В самом большом десятом классе двадцать два ученика.  Физика велась от случая к случаю, в основном, учителями математики. Директора, когда он узнал, что я шестнадцать лет проработала на  производстве, перекосило. Гримаса на его широком бурятском лице была до того выразительна, что у меня упало сердце. Оказывается, до меня в прошлом году в школе пыталась поправить свое материальное положение тоже выпускница ИГУ, проработавшая десять лет младшим научным сотрудником в Иркутске. У нее ученики резвились на уроках и ходили через окно, да и физику она не знала.
    
     Физику и математику я в прошлом знала хорошо, вспомнить было не трудно. Одна беда: говорить разучилась. Тренируюсь в риторике. Рядом с домом грибной лес, собираю волнушки и вслух рассказываю урок, ночью просыпаюсь и подробненько в голове прокручиваю темы. Результат моих стараний был неплохим. В ноябре мой урок посетила инспектор РАЙОНО, завуч передала ее оценку:
- Двадцать лет езжу по району с проверками, первый раз встретила физика, который так хорошо говорит. Но ей не хватает артистизма.       
    
    Не только артистизма, много чего у меня не хватало по мнению окружающих: очень строгая, на уроке детям приходится много работать, занижаю оценки. Но я знала, что это не так. Оценки я выставляла согласно  требованиям нормативного документа, урок строила в соответствии с рекомендациями, приводимыми в журнале "Физика в школе". При этом оценки слегка завышала, задачи по степени трудности выбирала с учетом подготовки ученика.
    
    За первое полугодие мальчику выпускного класса поставила двойку. Директор заставлял исправить ее на тройку, пугал, что не пройду аттестацию и останусь на ставке молодого специалиста. Я не уступила. Он ходил ко мне на уроки, всегда выдавал множество замечаний.
Во втором полугодии ко мне на урок в десятом классе зашла толпа незнакомых товарищей во главе с завучами по учебной и воспитательной работе. Как потом мне пояснили, что это общественность поселка по жалобам детей пришла посмотреть как я над их чадами измываюсь. Дети были предупреждены и готовы. Двоечник поднял руку и ответил бы на пять, если бы я не задала два дополнительных вопроса по прошлой теме. Девочка, дерзкая, ленивая, дочь учителя математики, тоже поскользнулась на дополнительных вопросах. Оценила их ответы на хорошо.
   
     После урока завуч подошла ко мне и сказала:
- Все правильно вы делаете, Надежда Степановна, все правильно. Это мы их разбаловали.

     Завуч по воспитательной работе покачала головой:
- Ну, ты и заелась! Мы за несколько внятных предложений с радостью ставим 4 и 5, за легкое мычание -3.

     А я-то, заглядывая на страницы других предметников, тосковала, что на моей унылая картина: два, три, изредка пять и четыре. 
    
   У критиков нынешнего образования в школе железные аргументы в пользу советской школы: первый - теперь школа оказывает образовательные услуги, поэтому учителя не стараются, не вдалбливают знания в головы нерадивых детишек; второй -  ЕГЭ вынуждает учителей  натаскивать на сдачу экзаменов по отдельным вопросам, но не учить мыслить. Специалистам виднее. Я расскажу, как я по требованию директора готовила выпускников к экзаменам. Опытом со мной поделились коллеги, которые это делают каждый год.
   
   В втором полугодии начинались консультации, на которых десятиклассники под мою диктовку записывали два вопроса и  ответы к ним. Записывали и решение задачи, подобной той, которая будет билете. Номера билетов, с которыми учитель репетировал на консультациях, должны были совпадать с номерами экзаменационных билетов.

    Один десятиклассник учил физику все годы самостоятельно, на уроке отвечал за всех. Я сначала делала ему замечания, а потом решила поддерживать с ним беседу, так как прочие, в основном, были безнадежны. Его пятерку по физике в аттестате приняли как должное, а за пятерку девочке директор меня осудил. Мальчик поступил в Красноярский университет на физический факультет. Стал радиофизиком. Девочка окончила Индустриальный институт в Братске, инженер-строитель.

    Все учителя в школе были с высшим образованием, но не все знали преподаваемый ими предмет.
    
    У меня дочь восьмиклассница. Сдает экзамен по математике. Прибегает ко мне завуч по воспитательной работе и радостно сообщает:
- Повезло твоей Марине, она решает второй вариант. Задачу первого варианта никто не смог решить, даже Сергей Петрович (мужчина!) и Милентьевна (завуч).
    
    Диктует мне условие задачи, я тут же решаю. Может там в учительской на всех какое-то затмение нашло, не понимаю. Классный руководитель восьмого класса, тоже математик, потом рассказывала мне, что посадила на экзамене рядом с Мариной Юлю, девочку совершенно необучаемую и попросила, чтобы Марина решила ей примеры.
- Подхожу, а твоя Марина примеры ей решила и задачу начала, я выдергиваю у нее черновик и соседке пододвигаю. Ведь никто не поверит, что Юля решила первый вариант!
   
     А я вспомнила наш разговор с Милентьевной. Нагрузка по физике у меня была 16 часов, добавили час природоведения в четвертом классе. Скудненько. Я сказала, что могу вести математику.
- Нет, не сможете -  сказала завуч, - Это физика за годы не изменилась, математика стала совсем другой.
   
   Меня как-то на уроке отвлекли и я, вернувшись к объяснению, вслух начала вспоминать на чем остановилась. Дети хором мне советовали читать с конспекта, как делают другие учителя, а не говорить по памяти. Конспекты я не делала. Даже в сельской семилетке, где я училась, учителя без высшего образования объясняли, стоя у доски, а не читали по бумажке, сидя за столом.
   
   В свои сорок лет я в школе оказалась молодым специалистом, мне назначили наставника, молодую учительницу химии, поработавшую ранее в иркутской школе два года. Перед учителями, работавшими когда-то в городских школах, руководство благоговело. Так как у директора было много нареканий по-поводу моей работы, а завуч  была недовольна моими планами уроков, я несколько раз просила наставницу поделиться опытом.  Каждый раз был ответ, что вот именно сегодня она не может показать план, пустить меня на урок - не совсем готова или приболела. Но когда я уже увольнялась, она показала мне свой план урока. На ватмане формата А4, пожелтевшем от времени, был приведен текст изучаемой на уроке темы и подробное решение задач. Мои же планы содержали название темы, перечень вопросов, которые будут изучаться на уроке, и вопросов к ученикам при опросе по прошлому материалу, а так же номера задач, которые предстояло решить на уроке.
   
   В мае муж нашел себе работу на заводе в Братске, и я после экзамена подала заявление об увольнении. Директор  меня, некудышненькую по его мнению учительницу, стал уговаривать остаться. Пусть муж работает там, а вы здесь с детьми живите. Муж на выходные будет приезжать. Логично?! Но я на такие жертвы была не готова.
   
    В Братской школе, где мне довелось работать, тоже физики не задерживались. Директор, подписывая мне заявление пояснил, что в прошлом году работала производственница, но она не состоялась как учительница. Что я бывшая производственница, его не напугало.
    
    В этой школе показуха и притворство, так явно, как это было в Наратайской, не лезли в глаза. Завуч, проверила мой план урока на ватмане, осталась довольна и даже посоветовала дату писать карандашом, чтобы в будущем опять этим же планом воспользоваться. На педсоветах в благородном гневе никто не кричал:"Я вам как коммунист коммунисту говорю" и не рвал рубаху на груди, клянясь в любви к детям, в том числе грязным, сопливым грубым двоечникам. Нагрузка у меня была достаточная и зарплата вполне приличная.
    
    К моему огорчению кабинет физики приборами для проведения опытов и выполнения лабораторных работ не был обеспечен в полной мере. Мне объяснили, что согласно политике Правительства в первую очередь оснащались сельские школы. В сельской школе приборы в изобилии были свалены на полу в лаборантской нераспакованными, стеклянные и побывавшие в работе стояли на небольшой полке. По моей просьбе физрук, он же по совместительству лаборант сделал стеллажи, я расставила приборы по темам. Ребята с удовольствием занимались с ними в свободное время . Мальчик, которого считали дебилом, собрал радиоприемник, научился работать с осциллографом. Мне удалось  продемонстрировать работу спектроскопа в 10 классе. Спектральный анализ - моя специальность.
   
    В городской школе я зачастую вместо демонстрации опыта рисовала картинки на доске. Лабораторные работы тоже проходили по моим картинкам. Выдавала их на каждую парту. По-существу это была задача, оформленная, как лабораторная работа. Сочувствующие мне учителя  советовали, не проводя работы, выставить оценки в журнал и не мучить себя рисованием.  Но для меня дискредитация профессии учителя была не приемлема.
    
   Несмотря на мои старания, дети особого интереса к физике не проявляли. Активно занимались на уроке несколько человек. Коллеги меня утешали: такая ситуация у всех учителей.
   
    Проработав три месяца в школе, я ушла на завод. Директор, узнав причину моего увольнения присвистнул:
- Ты уходишь из-за того, что тебя дети не слушают и не учат?! Да пошли их на ..., отвернись к доске и пиши, что надо. Те кто хочет учиться, подойдет спросят, а тем кто не хочет - не вдолбишь.
    
    Наверное, если бы мне некуда было деваться, я бы научилась так работать.
   
    Когда я собирала свои вещи  в лаборантской, в кабинете шел урок литературы у восьмиклассников.     Ученики спрашивают:
- Почему Надежда уволилась? Мы же к ней хорошо относились!

Ответ:
- Вам же ссы в глаза - все божья роса.

   И это говорит филолог! У моих необразованных родителей поговорка звучала по - другому: плюй в глаза- все божья роса. Со мной она была откровенна: работа в школе осточертела, но устраивает зарплата, да и другой профессии у нее нет.
   
   В своем стремлении доказать ненужность преподавания психологии и формальной логики в школе, я показала общеобразовательную школу с негативной стороны. Она, конечно, есть. Но в этих же школах работают грамотные учителя, неравнодушные к детям, не представляющие себе другой судьбы. Довелось мне присутствовать при разговоре двух таких учительниц. Уставшие от тех же проблем, с которыми столкнулась я , они не думали об увольнении, а сожалели, что не тот предмет себе выбрали, поступая в институт. Так что есть кому научить ребят рассуждать и правильно мыслить. И способные ученики тоже есть, которые при желании могут изучать логику и психологию в ВУЗе.
   
   Однако, наличие диплома не всегда гарантирует наличие знаний у счастливого обладателя корочек. Встречала я таких не только в школе, но и на производстве. Правда, я вращалась среди людей, получивших образование не в  бог весть каких престижных вузах, были и учившиеся заочно.
   
   Наблюдаю за западными политиками и поражаюсь: знания о России у них неглубокие, логика напрочь отсутствует. Об этом на всех каналах говорят политические аналитики, приводят убедительные доводы. А ведь образование они получали в престижных учебных заведениях!
   
    Лиз Трасс, окончившая колледж в составе Оксфордского университета, где изучала философию, политику и экономику, повеселила Сергея Лаврова тем, что Великобритания никогда не признает суверенитет России над Ростовской и Воронежской областями. Намереваясь стать премьер-министром, она в разговоре с представителями прессы заявила, что  применение ядерного оружия - важная обязанность премьер-министра и в случае необходимости она готова его применить. Путин  прокомментировал ее высказывания:"И никто ведь не отреагировал. Ну, допустим, она ляпнула, девушка немного не в себе. Но как  можно такие вещи говорить публично. Сказала, ну поправили бы ее".
   
    Наш Президент имеет такие же обязанности, но считает, что Лизонке надо было подипломатичней выразить свою мысль.
   
   Яркий пример словоблудия и отсутствия логики - выступление на брифинге в октябре Джоан Э.Донохью, председателя  международного суда (МС) ООН. Она с отличием окончила Калифорнийский университет по специальности "русист и биология". Затем получила степень доктора права. На брифинге в октябре ей был задан вопрос про  конвенцию  1907 года о правах и обязанностях нейтральных стран  и лиц в случае сухопутной и морской войн.  Согласно принятым документам на территории нейтрального государства не могут быть сформированы военные отряды или открыты учреждения для вербовки в "пользу воюющих". Документы запрещают передачу "по какому бы то ни было основанию нейтральной державой военных судов или боеприпасов, или военного материала воюющему государству". Ответ:"Как у суда у нас нет мнения по юридическим вопросам общего характера, которые не представлены нам в рамках дел. Таким вопросом могли бы заняться некоторые ученые, заинтересованные государства и т.д."
      
    Желающие могут послушать её на передаче у Александра Гордона "Время вспомнить" от 02.11.2022г. после 10-той минуты.https://yandex.ru/video/preview/3299080806785505424
   
   Не сомневаюсь в хорошем образовании Шольца, Макрона и прочих руководителей недружественных нам государств, но логики в проводимой ими политики не вижу. В ущерб экономики своих стран они вводят санкции против России, поддерживая стремление Америки сохранить свою гегемонию в мире.  На фоне западных политиков Джо Байден выглядит вполне вменяемым, несмотря на то, что он уже не особо ориентируется в пространстве и во времени. Поставил цель сохранить величие Америки и прет к ней, расталкивая конкурентов.

    А прочим какой прок оттого, что США будет лидировать в экономике за их счет? Или думают, что когда разрушат Российскую Федерацию, им достанется кусок от жирного пирога? Так и у нашего Президента есть право нажать на заветную кнопку. Он уже высказал свое мнение по-поводу угроз Запада:
- Мы, как жертва агрессии, мы мученики, попадем в рай, а они сдохнут, потому что даже раскаяться не успеют.
      Только мне, и не только мне, не хочется ни в рай, ни в ад. Но как докричаться до политиков?!