Святая София -мать Кудеяра?

Людмила Коншина
СОФИЯ СУЗДАЛЬСКАЯ
Перенаправлено со статьи "САБУРОВА СОЛОМОНИЯ ЮРЬЕВНА"

Святая София (Соломония) Суздальская
София Суздальская (ок. 1490-1542), великая княгиня, преподобная
Память 1 августа в день обретения мощей, 16 декабря и в Соборе Владимирских святых

В миру Сверчкова-Сабурова Соломония Юрьевна, дочь боярина Юрия Константиновича Сверчкова-Сабурова, из старинного, но "захудалого" московского боярского рода [1]. Рано лишилась матери, была воспитана тётей, Евдокией Ивановной (сестрой отца). Отличалась добротой и набожностью.

Брак
В 1505 году на нее пал выбор наследника престола, будущего великого князя Василия III Иоанновича. Ее выбрали из 1500 девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны по образцу смотрин невест для византийских императоров. Свадьба состоялась 4 сентября того же года, после обручения молодых митрополитом Симоном в Успенском соборе Московского Кремля.

Жили они, согласно летописям, в полном согласии. Но двадцатилетнее супружество не было счастливым, так как Соломония оказалась бесплодной. Чтобы иметь наследника, великий князь решил развестись с ней. Против встали митрополит Варлаам, князь-инок Вассиан (Патрикеев), преподобный Максим Грек, которые были сосланы, причем митрополит впервые в русской истории был лишен сана. Следующий митрополит, Даниил, одобрил развод, и к нему присоединились бояре. Но оставались и противящиеся, как князь С. Курбский. Все восточные патриархи осудили поступок великого князя, а патриарх Иерусалимский по преданию предсказал рождение от второго брака младенца, который поразит мир своей жестокостью - царя Иоанна Грозного [2].

Постриг
В ноябре 1525 года развод был объявлен и 25 ноября Василий велел постричь Соломонию в монашество. Она была пострижена под именем Софии в Рождественский женский монастырь. В некоторых летописях рассказывается, что развод и пострижение состоялись по желанию самой Соломонии, но немецкий посол С. Герберштейн, наоборот, пишет что Соломония сорвала с себя монашеский куколь и топтала его ногами, за что боярин Шигоня-Поджогин ударил ее бичом. Многие бояре и церковники сочувствовали Соломонии, а боярин Берсень-Беклемишев даже пытался встать на ее защиту, но Василий яростно воскликнул: "Поди прочь, смерд, не надобен ми еси!" О насильственном постриге впоследствии писал и князь Андрей Курбский. Еще одна версия гласит, что постриг совершил игумен Никольского монастыря Давид. Поскольку Соломония изо всех сил сопротивлялась, присутствовавший боярин ударил ее, вскричав: «Смеешь ли ты противиться воле государя?» [3]

Менее чем через два месяца Василий Иоаннович женился на Елене Глинской. Инокиню Софью тем временем отвезли в Суздальский Покровский монастырь, которому она покровительствовала еще с 1518 года. Впоследствии монастырь стал местом заточения невольных царственных пострижениц.

Слухи о сыне
Согласно некоторым сведениям, включая рассказ Герберштейна, спустя несколько месяцев пошли слухи, что обвинение в неплодии было несправедливым, что Соломония в монастыре родила сына - царевича Георгия. Распространительницы слухов были наказаны, в Суздаль спешно послали дьяков для выяснения дела, но Соломония отказалась показать им ребенка, заявив, что они "недостойны того, чтобы их глаза видели царевича, а когда он облечется в величие свое, то отомстит за обиду матери". Тогда были посланы бояре и церковники, но об итогах этого следствия документов не сохранилось. Известно лишь, что Соломония заявила о смерти сына, а великокняжеским послам показали гробницу.

Археолог и историк граф С. Д. Шереметьев считал, что Соломония спрятала сына у надежных людей. Эту версию подтверждает находка исследователя Суздаля А. Д. Варгановым в 1934 году небольшой безымянной гробницы в подклете Покровского собора Суздальского Покровского монастыря, находившейся между гробницами некоей "старицы Александры" (+ 1525), и преподобной, "старицы Софии". В гробнице нашлась лишь тряпичная кукла, одетая в расшитые жемчугом распашонки. Отреставрированная, эта рубашечка находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней - крышка от той гробницы. Имя Георгия в народе связывалось с легендарным разбойником Кудеяром, по одному из преданий разбойничавшем в лесах между Суздалем и Шуей. Историей о Георгии также очень интересовался царь Иоанн Грозный [4].

Иноческий подвиг
Преподобная София Суздальская. Икона XVII века. Покровский монастырь
Преподобная София Суздальская. Икона XVII века. Покровский монастырь
Обитая в Суздальской обители, не сразу примирилась великая княгиня со своим новым положением, долго скорбела. Но покорясь воле Божией, София нашла утешение и умиротворение в усердной молитве. Своими подвигами она изгнала из сердца мирские помыслы и всецело посвятила себя Богу. После смерти Василия III в 1533 году власть перешла к его вдове, Елене Глинской, для которой София могла стать опаснейшей соперницей. Поэтому преподобная была сослана в Каргополь, где содержалась в тюремном заключении до смерти Глинской в 1538 году. Затем вернулась в Суздаль, где преставилась к Богу 18 декабря 1542 года. Степенная книга гласит об этом: «Пожив благодарно и богоугодно к Богу отъиде». Преподобная София была похоронена по своему завещанию, в подклете Покровского собора Суздальского Покровского монастыря.
Почитание
Молва о святости инокини быстро распространилась по всей Руси и преподобную признавали святой уже ее современники. Князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному называет блаженную княгиню "преподобною мученицею". Сам же Иоанн Грозный якобы, возложил на ее гробницу пелену, сотканную его женой Анастасией [5]. Приходили к мощам святой Софии и оба его сына с женами, и Михаил Федорович, первый царь из династии Романовых, и многие другие. Царица Ирина Феодоровна посылала в Суздаль "на великую княгиню Соломониду, а во иноцех Софию, бархатный покров с изображением Спасителя и святых".

В описании города Суздаля ключарь Анания сообщил о чудесных исцелениях при гробнице преподобной Софии. Так, в 1598 году у ее гробницы прозрела княжна Анна Нечтева, шесть лет страдавшая слепотою. В 1609 году, во время нашествия поляков, преподобная София спасла Суздаль от разорения, явившись в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому. От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь. Много и других чудес совершилось по молитвам преподобной Софии.

Патриарх Иосиф писал к Суздальскому архиепископу Серапиону о пении над Софией панихид и молебнов и в 1650 году разрешил почитать ее как святую. В рукописных святцах она именуется как "Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница". На иконах преподобная стала писаться:

«Аки Евдокия»: схима-празелень, мантия-багор, в руках обеих свиток, испод-санкирь, а инде пишет мантия у ворота стегнута, у подолу узлом связана, под мантиею руце видет, правая молебна, а в левой свиток.
Икона преподобной, написанная еще в XVII столетии, сохранилась до наших дней и является чудотворной.
В середине XVIII века встал вопрос о ее канонизации. Позже, в XIX веке, архиепископом Суздальским и Тарусским Серапионом [6] была составлена служба преподобной. Наконец, по благословению Святейшего Синода ее имя было внесено в Православный церковный календарь 1916 года. С 1984 года специальным указом патриарха Пимена Русская Православная Церковь стала почитать преподобную Софию в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли.

Могила святой была очень почитаема, но ее мощи не тревожили до 1990-х годов, когда, 14 августа 1995 года, мощи святой были торжественно обретены. Их выкопали и из монастырской усыпальницы перенесли в Покровский собор. Мощи во вскрытой гробнице оказались нетленнными, но после вскрытия сразу истлели, т.е. осыпались. Теперь они хранятся в закрытой раке и не демонстрируются.

Молитвы
Тропарь, глас 4

Вышняго красотою явственно украшаяся, / постническими бо труды подвизася преподобная София, / и бысть наследница Небесному Царствию, / и вниде в Небесный Чертог насладитися Христовы красоты, / Его же моли спастися граду Суждалю / от поганых нахождений и междоусобныя брани / и подаждь душам нашим велию милость.
Литература
Богуславский, В. В., Бурминов В. В., Русь рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь.
Использованные материалы
Житие на сайте Православие.RU
http://days.pravoslavie.ru/Life/life3133.htm
Страница исторического портала "Хронос":
http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/solomonia.html
"Тайна Соломонии Сабуровой", раздел Очерки о Суздале, сайт информационно-туристического агенства "Отдых в Суздале":
http://www.suzdalhotels.ru/soburova.htm
Житие с портала Русские святые:
http://saints.ru/s/29_Prp.SofiyaSuzdalskaya
http://icon-art.info/phpBB2/download.php?id=1106 (икона)

[1]  "Сабуровы вышли из орды и были потомки Мурзы Четы. В 1330 году их предок крестился, и вначале они носили фамилию Зерновых. У одного из Зерновых было два сына: один, по имени Иван, прозывался Годуном, и от него произошел род Годуновых, а другой Федор, по прозвищу Сабур, сделался родоначальником бояр Сабуровых. Соломония была дочерью Юрия Константиновича Сабурова, внука Федора Сабура." - "Благоверная великая княгиня Соломония(Сабурова) во иночестве София". Издание Настоятельницы первоклассного Покровского женского монастыря в г. Суздале, Игумении Мелитины. Киев. Типографии Киево-Печерской Успенской Лавры, 1905 год.

[2]  См. Житие с портала Русские святые, http://saints.ru/s/29_Prp.SofiyaSuzdalskaya

[3]  По данным Википедии со ссылкой на неработающую страницу Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря.

[4]  Информация раздела "Служи о сыне" приведена по данным статьи "Тайна Соломонии Сабуровой", раздел Очерки о Суздале, сайт информационно-туристического агенства "Отдых в Суздале", http://www.suzdalhotels.ru/soburova.htm

[5]  "Тайна Соломонии Сабуровой", раздел Очерки о Суздале, сайт информационно-туристического агенства "Отдых в Суздале", http://www.suzdalhotels.ru/soburova.htm

[6]  Вероятна ошибка: в XIX веке Суздальская епархия уже не существовала, она с 1786 была объединена с Владимирской, в XIX веке архиерея с именем Серапион в ней не было.

Solomonia Saburova
public profile

Ваша фамилия Сверчкова-Сабурова?
Исследование фамилии Сверчкова-Сабурова
Начните строить своё генеалогическое древо прямо сейчас
Geni профиль Solomonia Saburova
 Связаться с менеджером профиля
 Показать древо
 Возникла проблема на этой странице?
Поделитесь своим генеалогическим древом и фотографиями с людьми, которых вы знаете и любите


Стройте своё генеалогическое древо онлайн
Обменивайтесь фотографиями и видео
Технология Smart Matching™
Бесплатно!
Начать
Связанные проекты
Saints

Соломония Юрьевна Сверчкова-Сабурова  ОТЕЦ!!!!
английский (по умолчанию): Saint Solomonia Yuryevna Saburova, литовский: Solomonija Saburova
Псевдоним: "инокиня Сусанна", "в постриге София"
Дата рождения: ±1490
Место рождения: Russia (Россия)
Смерть: 18 декабря 1542 (47-56)
Pokrovsky Monastery, Suzdal, Vladimir, Russia (Россия)
Ближайшие родственники:
Дочь Юрия Константиновича Сабурова
Бывшая жена Василия III
Сестра Ивана-Василия Юрьевича Сверчкова-Сабурова; Андрея Юрьевича Сверчкова-Сабурова; Федора Юрьевича Сверчкова-Сабурова; Афанасия Юрьевича Сверчкова-Сабурова и Марии Юрьевны Стародубской
Профессия: Fr;nskild / Maskvos Did;ioji Kunigaik;tien;
Менеджер: Ofir Friedman
Последнее обновление: 26 апреля 2022

Юрий Константинович Сабуров  ДЕД !!!!
английский (по умолчанию): Сверчков-Сабуров
Дата рождения: предположительно между 1425 и 1485
Смерть: 1512
Ближайшие родственники:
Сын Константина "Сверчка" Фёдоровича Сабурова
Отец Solomonia Saburova; Ивана-Василия Юрьевича Сверчкова-Сабурова; Андрея Юрьевича Сверчкова-Сабурова; Федора Юрьевича Сверчкова-Сабурова; Афанасия Юрьевича Сверчкова-Сабурова и ещё 1
Брат Бориса Константиновича Сверчкова-Сабурова; Тимофея Константиновича "Замятня" Сверчкова-Сабурова; Даниила Константиновича Сверчкова-Сабурова и Ивана Константиновича Сверчкова-Сабурова
Менеджер: Henn Sarv
Последнее обновление: 2 мая 2022



Константин "Сверчок" Фёдорович Сабуров ПРА ДНД!!!!
Дата рождения: предположительно между 1360 и 1478
Место рождения: Кострома, Русское Государство
Смерть:
Ближайшие родственники:
Сын Фёдора "Сабура" Ивановича Зернова и Натальи Ивановны Бутурлиной
Отец Юрия Константиновича Сабурова; Бориса Константиновича Сверчкова-Сабурова; Тимофея Константиновича "Замятня" Сверчкова-Сабурова; Даниила Константиновича Сверчкова-Сабурова и Ивана Константиновича Сверчкова-Сабурова
Брат Михайло Фёдоровича Сабурова, Монаха Мисаила; Данило Фёдоровича Сабурова; Василия Фёдоровича Сабурова; Семёна "Пешко" Фёдоровича Сабурова и Ивана Фёдоровича Сабурова
Менеджер: Henn Sarv
Последнее обновление: 29 апреля 2022

Фёдор "Сабур" Иванович Зернов
Дата рождения: предположительно между 1305 и 1425
Смерть:
Ближайшие родственники:
Сын Ивана Красного Зернова
Муж Натальи Ивановны Бутурлиной
Отец Михайло Фёдоровича Сабурова, Монаха Мисаила; Данило Фёдоровича Сабурова; Василия Фёдоровича Сабурова; Семёна "Пешко" Фёдоровича Сабурова; Константина "Сверчка" Фёдоровича Сабурова и ещё 1
Брат Ivan Godun (Zernov) и Даниила Подольского
Менеджер: Private User
Последнее обновление: 29 апреля 2022

Иван Дмитриевич Зерно-Сабур, боярин
английский (по умолчанию): Ivan Zernov, Boyar
Дата рождения: предположительно между 1335 и 1391
Смерть:
Ближайшие родственники:
Сын Дмитрия Зерно и ? Зерновой
Отец Ivan Godun (Zernov); Фёдора "Сабура" Ивановича Зернова и Даниила Подольского
Брат Дмитрия, боярина Дмитриевича Зернова и Константина Шея
Профессия: боярин
Менеджер: Private User
Последнее обновление: 29 апреля 2022
Открыть профиль полностью


Дмитрий Зерно  ПРА  ПРА ДЕД!!!
английский (по умолчанию): Dmitrij Zerno
Дата рождения: ±1330
Смерть:
Ближайшие родственники:
Сын Александра Захарьевича
Муж ? Зерновой
Отец Дмитрия, боярина Дмитриевича Зернова; Ивана Красного Зернова и Константина Шея
Профессия: боярин Ивана I Калиты
Менеджер: Private User
Последнее обновление: 18 мая 2021

Александр Захарьевич  ПРЕДОК!!!
английский (по умолчанию): Aleksandr Zacharevi;
Дата рождения: ±1300
Смерть:
Ближайшие родственники:
Сын Мурзы Чета (Захария) и ? ?
Муж ? ?
Отец Дмитрия Зерно
Профессия: костромской боярин
Менеджер: Private User
Последнее обновление: 29 апреля 2022

Четь (Захарий) Основатель  рода!!!! ПРЕДОК!!!
английский (по умолчанию): Захарий
Дата рождения: ±1280
Смерть:
Ближайшие родственники:
Муж ? ?
Отец Александра Захарьевича
Менеджер: Henn Sarv
Последнее обновление: 24 июля 2022


О Захарии
"( ... ) Ордынские князья, жившие на русских территориях, позволяли себе креститься, а их потомки, ставшие боярами или русскими князьями, продолжали служить при Московском дворе. Память об этих семьях, ставших русскими, часто была окружена легендами, которые в глазах древнерусского общества должны были заменить их языческое происхождение. О переходе этих ордынских князей на службу московским князьям говорили, что это было результатом воли Всевышнего, и что ордынские князья становились и вели себя как избранные Богом. Обилие монастырей и церквей, которые обычно приписывались тем, кто уезжал из Орды, служит нам наглядной иллюстрацией этого".

"Легенда о" князьях Орды ~основателях монастырей и церквей", конечно, была широко распространена и использовалась. Недавние исследования подтверждают это".
"Мы считаем, что общее происхождение всех этих легенд восходит к "Сказанию о княжеской чете Золотой Орды", которое использовалось в Москве в политических целях. Князь Четт-родоначальник рода бояр Годуновых. По преданию, эта семья щедро одарила Ипатьевский монастырь недалеко от Костромы. Правдивость этого рассказа, который очень подробно рассказывает нам о путешествии в Россию княжеской четы. В 1330 году знатный татарский Владыка князь Четт и его дети, а также другие Мурзы (татарские князья), потрясенные гражданской войной, покинули Золотую Орду. Плывя по Волге, княжеская чета заболела и остановилась там, где река впадает в Кострому. Он поставил свои палатки на берегу и там увидел чудесное явление иконы Пресвятой Богородицы, апостола Филиппа и мученика Ипатия. Потрясенный этим явлением, он крестился с именем Захарий и вел жизнь святого, построив на месте явления церковь, посвященную Святому~Духу, а также часовню, посвященную апостолу Филиппу и мученику Ипатию. Затем рядом с церковью возник монастырь, получивший название"Ипатьевский". У бояр Годуновых и родственных им семейств (Сабуровых, чейнов, Вельяминовых~зерновых) благочестивая и легендарная родословная княжеской четы восполняла в "Сказании" отсутствие у них генеалогических источников. Варианты легенды об этом основателе монастыря и церкви остаются малоизвестными для наших исследований".
СР:" жизнеописание святого Петра, царевича Золотой Орды " ~~~о том, как Петр (от его монгольского имени "Даир Кайдагул"), племянник Хана Беркя, охваченный страхом Божьим, приехал в Ростов в 6761 г. (1253 г.) и позволил себе креститься. Как апостолы Петр и Павел явились ему на лугу, где сейчас возвышаются церковь, посвященная их именам, а также монастырь. ~~ (Автор из семьи Чириковых).
About Захарий
"(...) Les Princes de la Horde vivant sur les territoires Russes se laissaient baptiser et leurs descendants, devenus Bo;ards ou Princes Russes continuaient ; servir ; la Cour Moscovite. Le souvenir de ces familles devenues Russes ;taient souvent entour; de l;gendes qui devaient, aux yeux de l'ancienne Soci;t; Russe, remplacer leurs origines pa;ennes. On disait, du passage de ces Princes de la Horde au service des Princes Moscovites, qu'il r;sultait de la volont; du Tr;s~Haut, et que les Princes de la Horde devenaient et se comportaient comme des ;lus de Dieu. L'abondance de monast;res et d';glises qui habituellement ;taient attribu;s ; ceux qui quittaient la Horde nous en fournit une illustration ;vidente".

"La l;gende des "Princes de la Horde ~fondateurs de monast;res et d';glises" ;taient bien s;r largement r;pandue et utilis;e. De r;centes ;tudes le confirment".
"Nous consid;rons que l'origine commune ; toutes ces l;gendes remonte au "R;cit du Prince Tchett de la Horde d'Or", utilis;e ; Moscou ; des fins politiques. Le Prince Tchett est l'anc;tre de la famille des Bo;ards Godounov. D'apr;s la tradition, cette famille dota g;n;reusement le monast;re Ipatievsky pr;s de Kostroma. V;racit; de ce R;cit qui nous raconte de fa;on tr;s d;taill;e le voyage pour la Russie du Prince Tchett. En l'an 1330, un Seigneur Tatar d'une grande distinction, le Prince Tchett et ses enfants, ainsi que d'autres Mourzas (Princes Tatares), secou;s par la guerre civile, s';branl;rent de la Horde d'Or. Naviguant sur la Volga, le Prince Tchett tomba malade et s'arr;ta l; o; le fleuve rejoint Kostroma. Il fit dresser ses tentes sur la berge et l;, vit l'Apparition admirable de l'ic;ne de la Sainte Vierge, de l'Ap;tre Philippe et du martyr Ipaty. Boulevers; par cette apparition, il se fit baptiser avec le nom de Zakhari et mena la vie d'un Saint, construisant sur le lieu de l'Apparition une ;glise consacr;e au Saint~Esprit ainsi qu'une chapelle consacr;e ; l'Ap;tre Philippe et au Martyr Ipaty. Un monast;re surgit ensuite pr;s de l';glise et re;ut le nom d'"Ipatiev". Chez les Bo;ards Godounov et les familles apparent;s (Sabourov, Che;ne, V;liaminov~Zernov), la pieuse et l;gendaire lign;e du Prince Tchett remplacait dans le "R;cit" leur manque de sources g;n;alogiques. Les variantes de la l;gende de ce Fondateur de Monast;re et d'Eglise demeurent peu connues de nos recherches".
cf : "R;cit de la Vie de Saint Piotr, Tzar;vitch de la Horde d'Or" ~~~Comment Piotr (de son nom mongol "Da'yr Kaydagoul"), neveu du Khan B;rk;, saisi par la crainte de Dieu, vint ; Rostov en 6761 (1253) et se laissa baptiser. Comment les Ap;tres Pierre et Paul lui apparurent dans un pr;, o; maintenant s';l;vent une ;glise consacr;e ; leurs Noms, ainsi qu'un monast;re. ~~ (Auteur de la famille des Tchirikov).



СУПРУГ  САЛОМЕИ
_______________________

кн. Василий III Иванович Гавриил Варлаам Рюриковичи
английский (по умолчанию): prince Vasily III Ivanovich Gabriel, литовский: kun. Vasilijus III, польский: kn. Wasili III Iwanowicz, немецкий: Wassili III Iwanowitsch
Псевдоним: "Гавриил", "в постриге Варлаам"
Дата рождения: 25 марта 1479
Место рождения: Москва, Великое Княжество Московское
Смерть: 03 декабря 1533 (54)
Москва, Русское Государство
Ближайшие родственники:
Сын Государя и Великий князя всея Руси Ивана III Васильевич, Рюрикович и Sophia Palaiologina
Муж princess Elena Glinskaya
Бывший муж Solomonia Saburova
Отец Ивана Грозного и Yuri, prince of Uglich
Брат кн. Елены Ивановны of Moscow, I; кн. Анны Ивановны; кн. Елены Ивановны Московской; князя Юрия Ивановича Дмитровского; Княгини Феодосии Ивановны Холмской и ещё 4
Неполнородный брат Инокини Александры и Ивана Иванаович Молодого


Профессия: Grand prince of Russia / Государь и Великий Князь всея Руси / Wielki Ksi;;; Moskiewski
Менеджер: Ric Dickinson
Последнее обновление: 26 апреля 2022