Икона Богоматери

Эдуард Шарипов
  Перед глазами сейчас репродукция болгарской иконы 15 века - Богоматерь умиления.
   Левый край иконы чуть откололся. чуть зацепив младенца Христа.

   Почему так. Ничего случайного не бывает, тем более, с такой, удивительно тонко написанной иконой.

   Я же купил эту открытку  больше сорока лет назад, будучи студентом.
   И всегда чувствовал что в ней что то не так.

   Но с годами приходит понимание. Так, попытался представить эту икону целой, до этого разрушения.
   И как то получилось не очень. Заработала одна диагональ снизу и вверх влево, середина задребезжала, икона стала вывернутой. Напрягало ещё и "скошенное" плечо Богоматери.
   Но, в таком, подраннном виде, она же была цельной. Плоскость работала, потеря части доски стала  ее приобретением.
   Почему так произошло. Понятно, что высшие силы пытались сохранить целое. Но, к сожалению...
   Это рубеж 14 и 15 веков, когда произошел слом, живая плоскость была уничтожена, в мозгах верующего поселилась бездна и сама вера христианская стала другой. Она сдала свои позиции, как проводника живого образа.
   Но, почему верующие заменили живой образ на представление об образе?

   Все ответы на эти вопросы на стенах псковского Снетогорского монастыря и на стенах древней башкирской пещеры Шульган-таш.
   Да и в своей живописи я показываю что и как. Но, она другая, она, за пределами плоскости, то есть, за пределами системы образа. Есть иные горизонты живого. Но человеку туда пока рано смотреть.
   А, может, и нет, не мне решать.