Сергей Васильевич Николин - очерк

Антонина Кухтина Бруштунова
Сергей Васильевич Николин был талантливым архитектором и замечательным художником, а ещё он был очень ответственным и обязательным человеком. Коллеги и друзья всегда знали, к кому обратиться за помощью и советом, и он никогда никому не отказывал. Если что-то кому-то пообещал, то ему не нужно было напоминать, подгонять, повторно спрашивать. Никто даже не сомневался, что всё будет выполнено качественно, чётко и в срок.
Организаторские способности – это был ещё один его настоящий талант. Он не был карьеристом, но если взялся за дело, то обязательно добивался положительного результата, всегда начатое доводил до конца, потому что каким-то непостижимым образом он знал, как это надо делать.
Руководство художественных мастерских тут же стало поручать ему самые ответственные и трудноразрешимые хозяйственные дела. Так в 60-е годы по предложению Сергея Васильевича в подвале строительного техникума соорудили первую в городе печь по обжигу керамики.

А в 1972 году Сергей Васильевич был назначен директором строящихся мастерских. Именно он осуществлял заказ оборудования для проведения строительно-монтажных работ. И только благодаря его настойчивости, упорству, инициативе Комсомольский художественный творческо-промышленный комбинат (КХТК), был построен и открыт в 1977 году. Какой же это был огромный подарок художникам (да и скульпторам) Комсомольска! Наконец-то у них появились свои рабочие площади – 2142,9 м 2.
– Для коллектива художников города, – говорит его жена Надежда Семёновна Ивлева, – Николин был как мать: во всё вникал, помогал, опекал и тесно общался с каждым.
Сергею Васильевичу постоянно приходилось что-то организовывать, договариваться, решать, куда-то ездить, летать, выяснять, увозить, привозить. Он знал, как это делать, он умел это делать, ему это нравилось, он всегда был в центре событий, но, но… Времени на личное творчество почти не оставалось. Зато всегда находилось время, чтобы помочь другим. По словам Надежды Сёмёновны, во многих её работах есть и большая доля его труда. Это и памятник Пушкину Александру Сергеевичу в Хабаровске, и «Коленопреклонённый солдат», установленный в посёлке Лососина (Советская Гавань), и мемориальная доска Виталию Егоровичу Копылову, и «Ангелочек», ставший после гибели Сергея Васильевича моделью для его же надгробного памятника, и многие другие известные работы. Они всегда работали в тандеме: он помогал ей, она помогала ему.

Так, например, он добился, чтобы для работы над Мемориалом в трамвайном парке был выделен отдельный цех для работы. На отливку памятника наметили очень сжатые сроки. И Сергей Васильевич работал наравне с Надеждой Семёновной с утра до поздней ночи. Он точно рассчитал и выполнил необходимые формы для отливки по частям каменных деталей фигур. Потом эти части перевезли на площадь Мемориала и стали собирать их них каменные глыбы голов воинов. Понадобился сварщик, и Николин… стал сварщиком, изучив все тонкости этого дела. Здесь Николин проявил себя отличным организатором и конструктором, и математиком, и сварщиком. Текст посвящения выполнил тоже он.
Сергей Васильевич, как и его соратники, влюбился в этот дальневосточный город, прирос к нему сердцем и душой, мечтал о том, чтобы город имел своё особенное прекрасное лицо, чтобы он развивался и только хорошел. И всегда ратовал за то, чтобы в Комсомольск приезжали заинтересованные молодые специалисты – энтузиасты своего дела: художники, архитекторы, строители. Он объяснял, доказывал, нашёл в городе единомышленников и добился, что его отправили в Москву и Ленинград, чтобы найти таких людей и привезти «…не гениев, а специалистов, привезти человек десять, а они и других сюда позовут…». Сам Сергей Васильевич привез трёх таких специалистов, а в 1973 году Надежда Семёновна Ивлева и Эдуард Иванович Синельников после серьёзного отбора в городах Москве и Ленинграде привезли в Комсомольск ещё 16 человек.

Известные памятники, мемориальные доски, другие работы, запомнившиеся и узнаваемые, – вот итог его трудов и устремлений сделать наш город неповторимым, особенным, сделать лучше и краше. Низкий поклон Человеку с большой буквы и спасибо за настоящий патриотизм, за полную самоотдачу, за творческое вдохновение и за труд!
Его трагическая гибель была настоящим потрясением и утратой не только для родных и близких, но и для города, для всех его жителей. Ведь сколько ещё прекрасного и неповторимого мог бы сделать этот талантливый, самоотверженный, целеустремлённый человек, всю свою жизнь отдавший Городу, в который он влюбился раз и навсегда и остался верен ему на всю оставшуюся жизнь.