Сколько войск у Киева?

Александр Русин
Зеленский когда-то обещал собрать армию численностью в миллион солдат. Конечно, никакого миллиона он не собрал. И уже вряд ли когда-либо соберет.

Списочная численность ВСУ в начале войны составляла 280 тысяч человек. Общая численность ВСУ/ВФУ вместе с нацгвардией и со всеми нацформированиями весной оценивалась в 600 тысяч.

Но при этом, начиная с апреля, когда российские войска перешли к тактике интенсивного уничтожения противника за счет ракетных, артиллерийских и авиаударов, ВСУ постоянно несли значительные потери.

Особенно большие потери ВСУ несли в Донбассе, куда постоянно отправляли резервы для замены выбывающих частей. Зачастую бросали в бой мобилизованных без подготовки. В плен нередко попадали немолодые и нездоровые бойцы, которые рассказывали о том, что их отправили на передовую сразу после призыва.

По информации от пленных передовые части, которые держали оборону в Донбассе, летом были укомплектованы примерно наполовину, другая половина выбыла по ранениям или вообще погибла.

В Мариуполе и в районе вокруг города численность группировки ВСУ/ВФУ оценивалась в 20 тысяч и большая часть была потеряна или сдалась в плен.

Большие потери ВСУ понесли в Волновахе и Попасной, Северодонецке и Лисичанске. В каждом из этих городов Киев потерял не меньше бригады, а то и две.

Кроме этого, ракетные удары наносились по учебным центрам и местам сосредоточения войск, там ВСУ тоже несли потери, которые было сложно оценить объективно, а Киев данные по ним никогда не раскрывал.

В сводках минобороны РФ проходила информация о том, что украинские войска теряют около 500 человек каждый день, однако не давалось уточнений, что это за потери - убитыми или ранеными, а также насколько это точные данные и как они получены. Вероятнее всего просто суммировались данные из всех докладов, поступавших с фронтов, которые имели очень разную точность и достоверность.

Первая интересная информация о потерях "с той стороны" появилась в июне, когда генерал США Стивен Твитти сообщил, что "200 тысяч бойцов каким-то загадочным образом исчезли из ВСУ".

Скорее всего эти 200 тысяч были либо дезертирами, откупившимися от отправки на передовую, либо "мертвыми душами" - несуществующими солдатами, которых военкомы поставили в строй только на бумаге, для отчетности. Либо те и другие вместе взятые.

После этого уже в августе появилась информация со ссылкой на данные Генштаба ВСУ о том, что потери составляют 191 тысячу убитыми и ранеными. И пропавшими без вести.

Если это были данные только по ВСУ, без учета нацформирований (нацгвардии), значит общие потери были еще больше.

Однако неясно, какая часть из этих потерь были безвозвратными, а какая часть раненых вернулась в строй.

В том же источнике приводились данные о том, что ВСУ укомплектованы личным составом на 43-48%, что примерно совпадало с данными, полученными от пленных.

Если списочная численность ВСУ составляла 280 тысяч человек, значит укомплектованность на 43-48% означала, что в строю находятся 120-135 тысяч.

Если предположить, что в нацформированиях (нацгвардии) была аналогичная ситуация, то из всех 600 тысяч, кто был в строю ВСУ/ВФУ весной, оставалось 250-300 тысяч.

Могло ли такое быть или эта оценка потерь завышена?

Если вспомнить про дезертиров и "мертвые души", которые то ли не были призваны вообще, то ли были призваны, ни откупились и сбежали - те самые 200 тысяч "неизвестно куда пропавших солдат", о которых сообщал генерал Твитти - тогда все сходится.

Теряя по 500 бойцов в день убитыми и ранеными согласно сводкам Минобороны, ВСУ/ВФУ за 5 месяцев (150 дней) войны должны были потерять 75 тысяч.

Если прибавить к ним 200 тысяч дезертиров и "мертвых душ" - получается как раз 275 тысяч, то есть около половины от первоначальных 600.

В конце августа в сети появился еще один интересный документ - доклад главкома ВСУ Залужного секретарю СНБО Данилову, согласно которому потери ВСУ составляют 76 640 человек погибшими, 42 704 ранеными, 7 244 пленными, 2 816 пропавшими без вести и 1 610 - небоевые потери.

В документе бросается в глаза неестественно маленькое число раненых, почти вдвое меньше, чем погибших. Остальные данные вполне правдоподобны и хорошо согласуются с ранее известной информацией.

Число раненых в докладе могло быть небольшим по той причине, что речь шла именно о потерях. Возможно было указано не общее число раненых, а только те, которые уже не вернутся в строй, то есть тяжелые, комиссованные.

Эти данные были в августе.

Уже после этого ВСУ бросили в наступление на херсонском направлении около 10 тысяч бойцов и потеряли большую часть. Всего за несколько дней было потеряно около 3 тысяч, в Тернопольской области даже был объявлен траур по погибшим из местной бригады. Все госпитали Николаева и Одессы были переполнены.

Всего за сентябрь-октябрь потери ВСУ на херсонском направлении составили 9 тысяч.

Большие потери ВСУ понесли и на харьковском направлении, где российские войска хоть и отступали, но при этом авиация и артиллерия наносила удары по наступавшим украинским войскам, иногда уничтожая целые колонны.

Понесли ВСУ потери и под Красным Лиманом, который штурмовали на протяжении нескольких недель.

На протяжении вот уже двух месяцев большие потери ВСУ несут в Бахмуте (Артемовске) и на линии Сватово-Кременная, куда постоянно направляют резервы чтобы удержать позиции. Каждый день сообщается о том, что на этих направлениях украинские войска теряют до батальона.

Кроме этого, в ноябре Киев потерял Павловку и несколько других населенных пунктов. Там у ВСУ тоже были существенные потери.

Недавно очередную информацию о потерях ВСУ раскрыла главный еврокомиссар Урсула фон дер Ляйен. Она сообщила, что потери превышают 100 тысяч. Правда сообщение вскоре отредактировали и число потерь убрали, но скорее всего данные были озвучены реальные.

Озвученные Урсулой фон дер Ляйен 100 тысяч - это по всей видимости погибшие. Что вполне согласуется с данными за август из доклада Залужного, где было указано 76 тысяч.

С сентября по ноябрь включительно ВСУ как раз могли потерять еще 24 тысячи (9 тысяч на херсонском направлении и остальные на харьковском, под Красным Лиманом, в Бахмуте, Павловке, на линии Сватово-Кременная).

Сколько же войск остается у Киева сейчас?

Если в августе оставалось 250-300 тысяч суммарно, вместе с нацформированиями, а осенью потеряли еще 25 тысяч убитыми и в 2-3 раза больше ранеными (до 100 тысяч всего) - значит сейчас должно быть в строю 150-200 тысяч.

Возможно в строй вернулась часть раненых, которые в августе находились на лечении. Возможно какое-то количество было призвано дополнительно. Но вряд ли ВСУ получили большое пополнение.

Известно, что в Бахмуте (Артемовске) для удержания позиций Киев бросает под огонь артиллерии не только мобилизованное "мясо", но и подразделения, прошедшие обучение в странах НАТО, которые готовились к наступательным операциям.

Это значит, что с резервами у Киева уже совсем худо, если начали бросать в "бахмутскую мясорубку" самые ценные кадры.

Другое подтверждение исчерпания резервов ВСУ - использование наемников на харьковском направлении в сентябре. Которые и обеспечили успех наступления.

Из 30 тысяч войск, задействованных Киевом в наступлении на харьковском направлении, до половины составляли именно наемники.

В атаках на линии Сватово-Кременная за последние два месяца тоже отмечается большое количество наемников.

Для наступления на Херсон еще до того как российские войска его оставили, Киев собрал группировку численностью около 30 тысяч. Этого было явно недостаточно для наступления, но собрать больше видимо не получилось.

Всё это говорит об остром дефиците личного состава ВСУ/ВФУ и исчерпании резервов.

Поэтому оценка в 150-200 тысяч войск выглядит вполне реальной.

Возможно вместе с вернувшимися в строй ранеными и новыми мобилизованными численность войск у Киева сейчас чуть больше, 200-250 тысяч.

Однако далеко не все войска боеспособны. Не все, кто был призван по мобилизации, прошли подготовку. Некоторые части, которые понесли большие потери в Бахмуте, выведены на доукомплектование и переформирование, они тоже не могут принимать участие в боях в ближайшее время - это достоверно известно.

Также достоверно известно о том, что в ВСУ практикуются расстрелы, активно применяются заградотряды. Это говорит о низком боевом духе многих подразделений, плохом моральном состоянии и дезертирстве. А значит не все подразделения ВСУ боеспособны. Не только лишь все.

При этом численность боеспособных войск с российской стороны в зоне СВО сейчас составляет 150-200 тысяч. Небоеспособные уже были выведены.

Значит в данный момент в зоне СВО установился паритет сил.

При этом ВСУ продолжают нести большие потери как в Бахмуте, так и на линии Сватово-Кременная. И на других участках фронта тоже.

В то же самое время у России еще есть резервы в виде 150 тысяч мобилизованных, которые продолжают подготовку и пока не были введены в зону СВО.

Поэтому уже весной может возникнуть ситуация, когда у российских войск будет численный перевес, возможно даже весьма значительный.

Дело за малым - чтобы в Кремле захотели победить.


18.12.2022