Художник Станислав Гончаров Русская Венера 1990

Артём Киракосов
Станислав Кириллович Гончаров
| 1940 Алчевск Донбасс Украина _ 2003 Сергия Град Россия | ~

поэт, драматург, живописец, собиратель, скульптор, график и монументалист, яркий представитель новой молодой волны, с юности пленённый Ван Гогом и Рублёвым, ворвавшийся безо всякого удержу на художественную сцену с ученичества в конце 1950-х и не сходивший с неё до самого конца всех плодоносных, отпущенных ему Свыше 40-а дерзких лет, от корня творческого зачала поддержанный известным литературоведом Серебряного века Виктором Шкловским, крупнейшим коллекционером русской иконописи и советского андеграунда Георгием Костаки, авторитетнейшим исследователем русского авангарда Дмитрием Сарабьяновым, поэтом-экспериментатором Эдуардасом Межелайтисом, художниками Дмитрием Жилинским и Андреем Гончаровым, и многими другими очень достойными фигурами отечественной культуры, высоко ценившими этого честного мастера и мыслителя при жизни и писавшими об этом горячо, щедро и искренне.


« РУССКАЯ ВЕНЕРА » 1990
( из цикла "Россия: закат, который не сгорает!")
авторский подрамник, холст, масло, растворители, кисти, реставрация, обкладка
102,5 х 089,9 х 003,0 см

Талант это сексуальность! Что бесспорно, как не прячься от этого, на мой взгляд. С юности больной сердцем по Ван Гогу от своего первого гениального педагога младших курсов в Ростове-на-Дону Тимофея Фёдоровича Теряева и -- Петровом-Водкиным от своего гениального второго, Германа Павловича Михайлова, спустя три десятка лет Гончаров создаёт полотно единства этих двух своих тяготений и творческого бега с юности. Его Русская Венера -- откровенно зовёт, манит собою... Не зря у ног её -- яблоки соблазна, как у древней библейской Евы? Она совершенная по-русски, плотная, и совершенно обнажена, полноводна в своём челе и во всех его членах! Но не только пред нами символ Земли, Плода, Жатвы (серп на поле стоит под эти два зелёно-красных яблока -- ничего не напоминает?) Жизни, но -- чистоты и девственной святости: перед нею горит, отражаясь в реке (а река это Русь), тонюсеньким стеблем свеча („свет во тьме светит“), а солнце закатное, будто с «Красных виноградников в Арле» Винсента Ван Гога, 1888, образует нимб вокруг головы Венеры, превращая её в возможную ликом Богородицу (узнаётся красотою покойной), что читается, это же проглядываем и в любимой, одной из самых русских, проникновенных картин Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Мать», 1913, где река и земь и зелень и избы. Поистине, начало Женское -- это, чем страдал художник в своём недре и творчестве, обладающий, бесспорно, даром мечтателя, монаха и (бывает) женолюба!


Артём Киракосов, реставратор, 18 декабря 2022

АвтоТекст # 0870:
https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_51192
http://proza.ru/2022/12/18/1818
ФотоАльбом # 1450: