Ёлкодром. Гл. 4 Таинственное движение

Юрий Николаевич Горбачев 2
  Гл.4. Таинственное движение шестерёнок

 Созерцая вытанцовывающего по сцене, облачённого в чёрный бархатный кафтан Дроссельмейра, мэр многое происходившее с ним в последнее время увидел вдруг совсем другими глазами. Как следует разглядел он и выделывающего ногами  замысловатые па мага с его  волнистым напудренным париком, расшитым золотом кафтаном, свисающей поперёк живота цепочкой   от карманных часов, атласными панталонами, белыми чулками и туфлями с  блестящими пряжками, и его трость с набалдашником в виде кошачьей головы с изумрудом  вместо глаза. Дроссельмейер то и дело подбрасывал и ловил её. ( Гардеробщицы шушукались на тот счёт, что эта трость –потерявший глаз в драках за кошек чёрный подвальный кот ).Глядя на танцора, понятно стало мэру и то, что ёлка на сцене, вокруг которой, говоря словами театральных репортёров, разворачивалось сценическое действо, и принесенный  в подарок детям крёстным-судьёй  картонный ящик с заводными игрушками внутри -это здание мэрии. Открылось: ёлка на сцене была абсолютно идентична доставившей Хофману столько хлопот главной городской елке. И что сам он -Эрст Теодорович Хофман только заводная кукла в том называемом зАмком-ящике под той ёлкой. И как это ни парадоксально один-он сейчас сидел в первом ряду партера, чуть ли не упираясь ботинками вытянутых ног в барьер оркестровой ямы и видел, как встряхиваются, колышутся и разлетаются в стороны, ниспадая на воротник дирижёрского фрака, космы  Канделяброва, а второй он - восседает  в картонном домике под ёлкой и, повинуясь заводу шестерёнчатого механизма , двигает левой рукою, подписывая разрешение на проведение карнавальной акции. Левой -потому что он был левша и в действиях руками, и в политике.


- Вот вам -моё добро, - говорил мэр художнику перформансисту Геральду Тряпичникову.-Надеюсь, на выборах вы будете голосовать за партию "Потребление и достаток"?
- Да. Мы ваши должники. И по убеждениям мы совпадаем. Движение "Карнавал" для того и создано, чтобы веселиться. Хватит уже нам маршировать, устраивать военные парады, облавы на протестующих учинять...Довольно нам руководителей, переживших голодное детство, упёртых марксистов-ленинцев ,придушенных в детстве пионерскими галстуками, уколотых октябрятскими  и комсомольскими значками, пора вдохнуть полной грудью, пожить в своё удовольствие...
  Перед Хофманом , закинув ногу на ногу в глобусной синевы джинсах с бледной потёртостью на выставленном колене сидел лидер неформалов Ново-Здесенска, мировая знаменитость, о ком писали и "Таймс" , и "Фигаро", и "Дойче веле". Это был собственной персоной- Геральд Тряпичников. За глаза чиновники мэрии звали его Кляпочкиным, потому что немалое их количество, завидуя  славе Геральда, считало -пора бы уже сумасбродному акционисту  заткнуть рот. Но в то же время с ним считались, с ним заигрывали, его даже побаивались, потому что в свите неформала вились ехидные блогеры , готовые с помощью Интернета выставить  на посмешище любого.
 Председатель Ново-Здесенкого губернского суда не раз усаживал бунтаря под домашний арест. И омоновцы устраивали ему массаж резиновыми дубинками. Да и вождь мирных протестов не оставался в долгу, то и дело опробуя на блюстителях порядка новые жанры художественных инсталляций. Во время шествий, устраиваемых на день Солидарности всех кому не хочется скучать, Хэллоуин и Рождество Тряпичников мог нарядиться Скоморохом на ходулях, и тогда он этаким Гулливером возвышался над морем разливанным протестных лилипутов. Мог он предстать и древнегреческим богом Паном с рогами на голове , копытами на ногах, чем шокировал православных активистов и возбуждал к активным действиям славное казачество. А то и -чего хуже - выходил на площадь телешом, раскрашенный в радугу ЛГБТ-сообщества.
 КОТАМ -КАТАРСИС, КАЖДОМУ ДЕДУ МОРОЗУ -ПО СНЕГУРОЧКЕ, ДАЁШЬ-БАЛДЁЖЬ! Такого рода лозунги воспламеняли акционистов и , словно пал по сухой траве, прокатывалась ликующая толпа тинейджеров по главной площади, чтобы растечься по подвальчикам кафешек и квартирникам, где царствовали - вино, электрогитара, марихуна, бухающие барабаны-бонги, стонущий сакс и беспорядочный секс в закутках вчерашних детских и родительских спальнях.

 И вот теперь Тряпичников восседал в кабинете Эрнста Амадеевича Хофмана под портретом отца самого отца основателя города за Уралом, потомка ссыльного декабриста, князя Муравлёва-Северского. И можно было убедиться, что Тряпичников был полной противоположностью некогда выходившим на Сенатскую площадь кавалергардам в лосинах, вицмундирах, с эполетами на плечах и саблями на боку. На портрете пращура основателя города на могучей сибирской реке можно было видеть и подобную этой реке , тянущуюся от плеча, через округленький животик голубую орденскую ленту, и звезду на ней. Вот и город в своём предновогоднем убранстве мерцал в ночи усыпанной бриллиантами звездою на княжеском вицмундире. Это мог видеть каждый, кто ночным авиарейсом   возвращался в Ново-Здесенск. Загадочна и неисповедима путями своими была судьба опального князя. Рухнувший из придворных вельмож в острожники, а затем и в ссыльнопоселенцы он всё же чему-то улыбался своими малиновыми губами. Он был молод , статен, весел. Височные зачёсы его вьющихся волос придавали ему вид поэта-романтика.То ли лорд Байрон, то ли Перси Биши Шелли, то ли Шандор Петефи.  Устремлённый вдаль взгляд как бы искал в манящей дали какую-то прекрасную страну, где весёлые крестьяне ходят в смазных хромовых сапогах и атласных алых рубахах, а краснощёкие крестьянки в парчовых сарафанах.
 Устроитель же карнавального веселья Тряпичников выглядел мрачновато и даже зловеще. Мало того , что выставившую колено ногу отягощал  увесистый шнурованный бутс американского морского  пехотинца. На голове неформального лидера  волосяными сосисками торчали во все стороны дрэды. Умеренно стриженному в лучших советских традициях выпускнику физико-химического факультета Тамского университета  Хофману это было не совсем привычно. Смотрел чернявый перформансист на мэра  из -под крыльями сросшихся на тонкой переносице бровей  масляными, слегка выпученными глазами звезды рэгги Боба Марли. При нём, правда, не было его остророгой электрогитары. Но её легко дорисовывало воображение.

-Стало быть, вы гарантируете , что никаких эксцессов не будет,- с щелчком оттиснув  на бумаге синий круг печати,  скользя по поверхности настольного стекла, подвинул подписанный документ  Хофман.-  Просто чисто развлекательное шествие с вытваряшками в ледовом городке у центральной ёлки. Там уже ребята из скульптурной мастерской всё обустроили. А отдел массовых мероприятий установил  сцену и аппаратуру...
- Да, конечно! Сугубо развлекательная программа, никакой политики!-придавил документину ладонью с обгрызенными ногтями и  чёрными волосками на фалангах плоских пальцев Тряпичников. Пока мэр визировал бумагу, Геральд который раз успел разглядеть и князя на стене , и вырезанную из мамонтового бивня фигурку   шамана на столе,  и статуэтку балерины с задранной ногой,  танцующей под камлания заглядывающего ей под юбку шамана.Не ускользнула от внимания лидера неформалов и панорамная фотография Ново-Здесенска возле зашторенного окна, сделанная то ли с борта аэроплана, то ли из корзины воздушного шара. Проспект имени Муравлёва-Северского на этом переснятом с даггеротипа фото ещё носил очертания просеки в дремучей тайге. На месте, где теперь круглился куполом, вертикалился стенами и колоннами театр оперы и балета, муравейником торговых рядов, телег с лошадьми и разношёрстного люда гомонил базар. На месте построенной в годы НЭПа мэрии недобритой церюльником щетиной  топорщился клочок леса. Напротив, бахвалясь боярскими шапками на кровле, прочно стояло на фундаменте полуподвала здание купеческого собрания, где теперь располагался исторический музей. Ни кубика банка, ни свечки бизнесцентра. Только на спуске к реке, на бугре неподалеку от ажурных переборок железнодорожного моста - приземистый собор с колокольней.
-Удачно провести ваше мероприятие!-напутствовал мэр, пряча печать в выдвижной ящик двутумбового стола колчаковских времён.

 Конечно же  мэр был не таким наивным, чтобы поверить заверениям прожжённого скандалиста и провокатора, о котором поговаривали, что он  со своими дрэдами и электрогитарой "лес пол" метит на место главы города. Но таковы были ухищрения дипломатии-на предстоящих выборах Хофман рассчитывал прибрать к рукам весь протестный электорат, и поэтому отказывать в санкционировании сборища отмороженной молодёжи он не мог. Хотя знал, знал, что за это разрешение на шабаш неформалов будут выговаривать ему и прокурор, и полицейский генерал, и приставленный к нему полковник -спецслужбист...


Только закрылась дверь за художником-перформансистом, как её отворил человек в чёрном. Это провернулась ещё на один зубец главная шестерня заводного механизма кукольного "зАмка". Продолжая сидеть в партере, откуда он прекрасно видел в боковых ложах и генерала с женой, и прокурора с коллегой из адвокатуры, мэр второй своей кукольной ипостасью был намертво прикован к письменному столу  рабочего  кабинета.

Пока генерал с генеральшей и прокурор со своей пассией чинно наблюдали за происходящим на сцене, сидя аккурат под скульптурами Венеры и Диониса, Чёрный Человек уже затворял за собою двери. Глядя на него и в самом деле можно было поверить, что по городу не напрасно циркулируют слухи о действующем на территории театра оперы и балета творящим паранормальные чудеса портале для перехода в четвёртое измерение. Иначе как было объяснить столь быстрое чудесное перемещение Дросельмеера со сцены в стены мэрии. Ещё необъяснимее было то, что этот хлыщ в парике, раззолоченом кафтане, туфлях с пряжками и на высоких каблуках был одновременно и начальником Отдела по борьбе с массовыми галлюцинациями полковником госбезопасности Рудольфом Францевичем Маером. Потомок сосланных поволжских немцев сумел сделать головокружительную карьеру  чекиста и оставался в фаворе у столичного начальства по причине успешной деятельности по предотвращению оранжевореволюционной чумы.

  Разумеется, как только он переступил порог кабинета, как бы прорывая плёнку зыбкого пузыря,  облик его радикально изменился. На стул возле двутумбового мебельного реликта садился отнюдь не экзотически выглядящий царедворец позапрошлого века, а мэн в чёрном костюме от Кардена, свидетельствующем о частых поездок за кордон.  По-лошадинному вытянутый череп этого старого мерина украшал мельхиорово поблескивающий бобрик седины. Чем-то он, пожалуй, напоминал портрет Колчака на фото музейной экспозиции. В гардеробе на первом этаже, теперь получал свои куртку, шарф и шерстяную шапочку неформал. И оттуда же на третий этаж, ближе к украшенному серпами и молотами подкровельному фризу, возносил полковника бесшумный лифт.  Перевоплощаясь из малоприметного  гражданина в горгулью храма исполнительной власти, полковник  оставил на вешалке -дублёнку, бобровую шапку, кожаные перчатки, а вовсе не посыпанный блестящей пудрой парик, расшитый золотом камзол и трость из чёрного дерева с вделанным в набалдашник зелёным кошачьим глазом изумруда. Теперь в когтях поджатых лап эта важная птица сжимала лишь коричневой бычьей кожи портфель с блестящими никелированными застёжками. Но и полностью трансформировавшись, Маер всё же оставался магом, чародеем и не даром  слыл этаким губернским Калиостро.
 - Вот ведь как интересно!- расплылся он в улыбке на манер древнегреческой маски над сценой у которой вместо ушей почему-то торчали две дудки.- Я к вам по поводу оранжистов, а главный аранжист -мне навстречу...
- Ничего особенного! -поспешил успокоить матёрого чекиста Хофман. -Не надо демонизировать молодёжь! Вспомните , как мы в молодости джазом увлекались, рок-н-роллом!
- Ну да! Сегодня он играет жаст, а завтра родину продаст. Это мы уже проходили. Только джаз сменился на рэгги и рэп...Слышали?
 Вынув из кармана смартфон , Маер привёл его в действие, поводив по экрану отягощённым золотой печаткой указательным пальцем.На экране завихлялся рэпер -дредоносец по прозвищу Шэол.
   
Знает весь честной народ,
мэр наш- баксами берёт,
по уши погряз во взятках,
в депутаты двинул зятя...

-Как оно!- ещё больше растянул резиновую улыбку Маер.
-Хлёстко!
-Вот такие у нас таланты!Но я к вам по другому делу...Есть информация, что слухи о портале в иное измерение на театральной площади не беспочвенны. То есть это не слухи, не фантазии суеверных бабушек вовсе, а...
-А что же?
- А вот! -спрятав смартфон в карман пиджака, взял в руки скульптурку шамана ветеран "конторы глубокого бурения" и матёрый "искусствовед в штатском".-Мы провели новейшие архивные изыскания и кое- что обнаружили. В частности вот это...
  Щёлкнув кастаньетами застёжек, Маер расстегнул портфель. Поверх льдистого стекла на стол Хофмана легла папка цвета музейной мумии с обрёмканными завязками.
Дело №..."О вредительстве инженера-архитектора П.П.Горюхина"- значилось на титуле.
Раскрыв папку , Маер стал перелистывать страницы. Замелькало. Две чёрно-белые фотографии анфас и в профиль, четырёхзначный номер заключённого, лысый череп, оттопыренные уши, хрящеватый нос, ввалившиеся глаза, отсутствующий взгляд. Дальше следовали чертежи и рисунки.Театр с  крышей- шатром. Театр - с куполом. Монумент вождя на площади.  Вид спереди. Вид сверху. Античные скульптуры по кругу. Купол в виде раскрывающейся кровли абсерватории-планетария...
-Вот!-прекратил перебирать страницы уголовного дела Маер.-По первоначальному плану театр предполагалось использовать не только в качестве оперной и балетной сцены, но и для астрономических наблюдений.В тридцатые годы ведь всерьёз поговаривали о полётах на Марс...
- И ещё я слышал, что задумывалось много чудес со вращающейся сценой, трансформацией партера в арену цирка и даже заполнения арены водой, как это делали римляне, устраивавшие гладиаторские бои на кораблях...
-Совершенно верно. Вот в этом и усмотрело НКВД отклонение от канонов пролеткульта и злонамеренное вредительство. За что и был расстрелян Горюхин...Но  взгляните сюда.
  В когтистой руке с печаткой, на которой можно было разглядеть пентаграмму с всевидящим оком в центре, затрепыхался белый голубок бумажного  листка. На нём был отчётливо виден чертёж аппарата на треноге с шарообразным навершием , вытаращившем множество окуляров.
- Стереорама!Гениальное изобретение Горюхина ,обогнавшее своё время и  отправленное под сукно.Об этом аппарате местное энкавэдэ даже не стало докладывать Берии, как и о расчётах полёта на Луну Шагрея...Горюхин успел создать и опробовать экспериментальный образец. Но при обысках он не был обнаружен. А между тем, это рэтро-синема было рассчитано на создание объёмных иллюзий, способных управлять толпой.По сути-психотронное оружие! И во время недавнего ремонта театра аппарат был найден, восстановлен и усовершенствован с помощью лазерных подсистем. У нас имеются сведения, что он подключен к системе глонасс, видеокамерам наружного и внутреннего наблюдения и превратился не только в инструмент тотальной слежки, но и в ждущее своего часа орудие манипуляции коллективным бессознательным. А управляет им обычный осветитель -декоратор. Посмотрите-как подозрительно подмигивает видеокамера в левом верхнем углу вашего кабинета...
 Хофман посмотрел туда, где в углу , чуть в стороне от багетовой рамы праоснователя города таращился на него сине-фиолетовый глаз видеокамеры. Когда он снова перевёл взгляд на стул , где только что сидел полковник, он увидел лишь нечто вроде зыбкой поверхности громадного мыльного пузыря, поглащающего охотника за фантомами. Наполовину он ещё был - чёрнопиджачным экс -чекистом, наполовину уже стал носатым индюком Дроссельмейером в кафтане и в похожем на невинного барашка парике.Следом за ним тощим чёрным котом, зыркнув на мэра зелёным глазом с поперечным зрачком, прыснула трость чёрного дерева и тут же, выпрямив палкой хвост, кот влез головой в облачённую в лайковую перчатку ладонь мага.

  Грохот барабана разбудил вздремнувшего мэра -и, услышав  всплеск аплодисментов, он озираясь несколько раз лениво хлопнул в ладоши...