Волонтёр

Дмитрий Гендин
1.
Я начал заниматься волонтёрским делом, когда это ещё не стало в моде. Работа с детьми в больнице. «Через детей душа лечится». Но по порядку дальше.

Я школе я хорошо учился. Победы на соревнованиях: 1) физика и математика, 2) литература и обществознание, 3) разные несерьезные дипломы (что я джедай, что катаюсь на скейте). И вот за волонтёрское дело.

Как хорошо, когда дети мечтают, когда видишь, что веселятся. Когда играют с тобой. Кого-то довел до восторга играми в пиратов, кто подержал твою видеокамеру и был рад. Как секретничают девочки. А вот один показал в игре недюжинную намять и внимание, чем заслужил уважение товарищей. Кому-то даришь из того, что есть: то фигурку подарил, то карточку с рисунком.

Старшие мои товарищи (женщины 55+) делали поделки с малышами. Я же играл с подростками («Мафия», «Свинтус» и т.п.). В отделениях нас принимали радушно. Мы проводили и новогодние праздники.

Часто мне не надо, чтобы мой труд оплатили. Мой труд относителен. Я делаю то, что могу и хочу. Мои амбиции смиренны. Надо следить за своим трудом, всё по силам.

Волонтёр — это тот человек, у которого есть свободное время для добра, и он его используешь (руководитель таких группы не в счёт, если он непосредственно не участвует в работе группы).

Есть христианские волонтёры. Они более организованны, у них много ресурсов (в том числе внутренние, душеспасительные). Сама Библия учит добру. Не в стороне и другие традиционные религии народов России. Добрый поступок имеет онтологические (экзистенциальное) измерение. Волонтёр — это путь, смысл в пути жизни. 

Волонтёр может быть и одиночкой. В одном месте, в другом. Как велит совесть и сочувствие. Кто-то кормит бездомных животных и людей, кто-то поддерживает беженцев с войн. Поддержка стариков, малоимущих семей, инвалидов, вдов, сирот.      

Волонтер — это социалистическое в капиталистическом. Волонтера никто не заставляет: ни «законы рынка», ни «этика коммуниста». Полная трудовая свобода. Волонтёр — доброволец. Но волонтёр — не солдат, но может помогать солдатам-добровольцам (например). Волонтёр — политически не зациклен, он помогает всем. Волонтёрское дело — это одно из имён свободы.

2.
В идеале марксизма каждый труд должен стать волонтёрским. Даже самый технологичный, требующий хорошего образования.
Есть тенденция на Западе что-то дарить, отдавать ненужное, быть меценатом.
Сколько стоит труд? Ну, для разных людей — по-разному. Кто умнее, кто-то смелее, кто-то сильнее. Кто-то в чём-и быстр, кто-то нерасторопен. Одним мало надо, другим — чуть больше.
Коллектив — это не кирпичная стена, но сад камней, где материал постройки — это люди, трудящиеся и уникальные, а сама постройка — предприятие. Такова парадигма экономики Китая: сад камней.
Работа есть что-то пугающее, труд страшит. Но на деле не всё так плохо: товарищи по работе, какое-никакое свободное время, пусть и секунда. Это оплачивается. А деньги — это материализовавшиеся желания и потребности.  Конечно, купить можно не всё, в том числе и труд. Но не все желания исполнимы, мечты не знают границ.               

Важно отрешение к труду. Это и определяет его ценность: качество и стоимость. Человек на своём месте — почти гений. Тот, кто метит в звёзды, попадает дальше чем тот, кто метит в кусты. Кто-то 1) просто тянет груз, кто-то 2) семью кормит таким образом, кто-то таким образом и 3) храм строит.

Жизнь скоротечна. В плане того, что сделать и совершить,  и того, что получить (чего достичь). Свои цели, задачи, амбиции. Даже без этих объяснительных слов, держащих науку психологию и социологию на волоске, достаточно. Не все потребности суть потребные. Есть свобода желаний, но её можно развенчать как механизм.

Притом свобода не «от», а свобода «для». Нет смысла разрушать традиции. Это сравни аварии на АЭС. Освобождение социальной энергии, которая рушит всё на своём пути. Массы — это сила. Рушит традицию революция (политическая, культурная). Однако, к научно-технической революции надо ещё привыкнуть, хотя в ней нет ужасного самого по себе (знание строения атома ещё не даёт гарантированного оружия и уж тем более его применения). Человек приспосабливается часто к тому, что сам создал, придумал (грамотность в разных сферах, всеми из которых овладеть нельзя). Это сложно, и знание есть свобода. Не свобода от невежества лишь, но и для  прагматики техники. Свобода не нарушает, она спасает. Свобода понимается тогда, когда её нет. Часто свободой подменяют чучелом под неё.

Свобода — это ресурс волонтёра, наверное, главный. Даже организация дела волонтёра не снимает с него свободы, он чуть менее свободен. Свобода — не хаос. Свобода — система избрания лучшего (в физике, и биологии, в экономике, в искусстве).       
   
3.
Хорошее дело стоило бы лучше всего этого текста.
Любить и ценить свой труд — это правильно. Не менее ценно и отдавить, не требуя в замен. Пусть и внести свою лепту. Искренняя работа хорошо мотивирована. Мы подходим к ней «с душей». Это даёт качество. Это приносит и радость от результата. Делать своё дело. Но, увы, это часто лишь идеал. «Делаем то, что не нравится».

Многие люди на планете просто выживают и кормят родных  Им, кстати, могут помочь волонтёры. Путь марксизма-ленинизма, его манифесты и идеалы, да, есть, но они непрямы и витиеваты. Социальный эксперимент над Россией в ХХ веке оказался трагичным; два распада, войны, голод, репрессии. Философы ошиблись в зачатке из-за своей социальной метафизики.

Социально-экономическая модель держится на психологии масс. В Северной Корее все счастливы своим счастьем, В Южной Корее всё безоблачно. Я бы не стал судить, кому лучше: — какому жителю — кому из той или иной Кореи. Методы психологии используются в политикой рекламе, коммерции и сектах. Психология — это власть, и это не делает чести психологии. Психология — крепостное право постмодернизма.

Волонтёру чужда психология подчинения и наживы. Еву важна психология тех, с кем он работает. Со-чувствие. Со-участие. 
Психология как наука зачастую условна. Народная, мудрая психология сильнее бывает. 

4.
Доля волонтёрского доля есть в любой работе. Так и будучи волонтёром нам нужны некоторые навыки, а не только греющее сердце. И интуиция, и смекалка. 
Ждёт ли нас «волонтёрская экономика»? Не знаю, я — не футуролог. Но движение от дикого рынка в строну социальной справедливости наблюдается. Это происходит естественно. А кризис культуры — это уже другая тема, требующая отдельного рассмотрения.

Помогать — это хорошо. Помочь в первую очередь — родным и близким.