***

С.Пали
                ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
     Господин Президент,
    
     Страна у нас огромная и, соответственно, огромная армия чиновников. Наверно, поэтому трудно уследить за всем, что происходит в государстве. Именно поэтому я позволила себе поднять тему не очень-то удобную – это социальное обеспечение пожилых людей.
        Конечно, очень многое делается, принимаются законы, издаются всякие постановления, но порой кажется, что люди создающие правовые документы не полностью владеют ситуацией, а может просто происходит какой-то саботаж. Но от этого страдают простые люди.
         Итак, прошла пенсионная реформа, дошло дело и до сферы социальных услуг населению.
        Я очень обрадовалась, полагая, что теперь пожилым людям будет оказываться адресная и конкретная помощь. Увы!
        Но обо всем по-порядку.
        Теперь, если пожилой человек нуждается в помощи, а особенно те люди, у которых нет детей и родственников ( к такой категории принадлежу и я ), то с ними  Департамент труда и социальной защиты населения заключает договор на обслуживание сроком на один год. 
        Подписанию Договора предшествует посещение потенциального потребителя услуг типизатора из Департамента.
        Приходит молодой сотрудник без жизненного опыта и мало представ-
ляющий  что такое пожилой человек и зачитывает ПСУ ( Перечень социальных услуг) к Договору на обслуживание, а потребитель этих услуг должен  говорить «да» или «нет» по каждой зачитанной позиции.
        Так было и у меня. Однако, то что предлагали мне было практически не нужно. Пытаюсь объяснить что мне необходимо. На что получаю ответ – Или вы принимаете то, что мы предлагаем, или вас вообще снимают с обслуживания. И это заявляется человеку, которому 80+ и  еле ходящему с тростью. Таким образом, я должна подписать Договор на тех условиях, которые предлагаются, а те услуги, которые мне нужны и не включены в ПСУ должны мной оплачиваться  315 рублей за час.
        Очень большой вопрос к ПСУ.
        Я обзвонила своих знакомых, которые находятся на социальном обслуживании, и сверила свой ПСУ с теми, которые у них. Один к одному.
Тогда возникает вопрос – Зачем нужен типизатор от Департамента, который
просто зачитывает Перечень услуг, составленный чиновниками Министерства труда и социальной защиты населения и спущенный сверху вниз.
        И совершенно не гуманно, когда типизатор выясняет ваш рост и вес. Что уже готовятся хоронить?!
        Также типизатор просит нарисовать крестики-нолики (условно) для определения деменции. Поставить такой диагноз может  только врач психиатр. Что же  касается предоставления  предлагаемых услуг, то здесь напрочь отсутствует логика. Перечислю несколько позиций. Социальный работник должен довести потребителя услуг в ванную комнату, помочь залезть в ванную, вымыть его , вытереть тело, а потом дотащить до места отдыха. Если человек не может помыться сам то как быть с тем, что вынос мусора (если на этаже нет мусоропровода) и проветривание помещения только четыре раза в месяц. Или это нужно для того, чтобы разводить в квартире мышей и тараканов?
        Еще пример – замена постельного белья. Если потребитель услуг сам не может этого сделать, то кто же стирает и гладит белье?
        Так же в ПСУ указана уборка квартиры и мытье окон. Однако, некоторые социальные работники возмущаются тем, что из них, видите ли собираются делать уборщиц.  Но это уже вопрос к начальству социальных учреждений – какими критериями руководствуются при подборе кадров на такую работу.
        Иногда социальные работники обижаются на своих подопечных (так называют потребителей соц.услуг), ссылаясь на трудный характер, непонимание. Да, подчас сложно бывает общаться с некоторыми пожилыми  людьми. Но не зря же говорят, что старики как дети – они требуют особого подхода. Может быть в организациях соц. защиты должны работать психологи и  объяснять работникам как надо вести себя с трудными подопечными.
        Итак. Наверно, составлять ПСУ должны не чиновники наверху, а сами социальные работники, которые знают своих подопечных, их семейный состав, материальное положение, состояние здоровья. Только тогда это будет конкретная помощь, а не разводиловка.
        Также Договор на социальное обслуживание может быть платным и бесплатным.
        Бесплатное обслуживание  имеют только  инвалиды и участники ВОВ, ветеран ВОВ, супруг или супруга  погибшего участника ВОВ или инвалида, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, лица награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда», также, если среднедушевой доход  получателя услуг не  превышает полуторную величину прожиточного минимума. А ведь прожиточный минимум (особенно у пенсионеров) ничтожно мал. Если же эта величина выше, даже на мизерную сумму, то Договор будет платным. Это регламентирует закон  №442-РФ от 28.12.2013 года.
        А в постановлении гор.Москва №66 от 24.12.2014 года в статье № 38 указано, что финансирование организаций социального обслуживания гор.Москва является расходным обязательством города Москва. Однако, 26.12.2014 г. принимается Постановление Правительства г.Москва №829-ПП «О социальном обслуживании граждан в городе Москва», где сказано, что социальное обслуживание предоставляется на условиях частичной оплаты, если на дату обращения за предоставлением социальных услуг среднедушевой доход получателя услуг превышает полуторную величину прожиточного минимума.
        Таким образом, социальная  сфера в плане обслуживания населения становится коммерческой структурой. Главное сейчас зарабатывать деньги и даже на пенсионерах. Ладно, когда пенсионер живет в семье или у него хорошие дети, но как быть абсолютно одиноким людям.
        Неужели наше государство такое бедное, что должно урывать копейки у пенсионеров!?
        Когда я в нашем филиале Департамента труда и социальной защиты населения нашего округа сказала, что они должны представлять интересы населения, а особенно пожилых людей – ведь незряч же они называются соц.защитой – то получила ответ – Если мы будем это делать, то нас просто уволят.
        Одна надежда, что логика, справедливость и профессионализм когда-нибудь восторжествуют.