psiho Пушкин Декабризм Экзерсис 1-14

Поль Читальский
psiho
Пушкин
Психо- и судьбо-анализ Экзерсис 1 (14)

***

Декабризм – удача АСП и … И я бы мог, как шут -

Часть 2

Заплутал, не знаю где...
Чудо чудное глядел:
По холодной, по воде,
В грязном рубище
Через реку, напрямик
Брёл, как посуху, старик -
То ли в прошлом его лик,
То ли в будущем...
А замёрзшая межа,
А метели всё кружат...
Я глазами провожал,
Слышал сердца стук.
Одинока и горба,
Не моя ли шла судьба?
Эх, спросить бы... Да губа
Онемела вдруг...

Изображение Пушкиным казни пятерки декабристов на л.37 третьей «масонской» тетради (атрибут ПД №836. Л.37)  и текст вверху листа:
И я бы мог, как шут на …
И я бы мог (вариант 2 на соседнем листе)
      
 «И Я БЫ МОГ, КАК [ШУТ НА]» (Пушкин А. С. Собр. Соч.: В 20 т. — М.: ХЛ 1948. — Т. 3. Стихотворения, 1826—1836. Сказки. с. 461 и 1065). ; При жизни Пушкина напечатано не было. ; Автографы: 1. Запись неоконченного стиха в тетради ЛБ № 2368, л. 38, на странице с рисунками пяти повешенных. Опубликовано (с ошибкой: «тут» вместо «шут») В. Е.  Якушкиным в описании рукописей Пушкина — «Русская Старина» 1884, июнь, стр. 550. Правильное чтение дал Венгеров в своем издании сочинений Пушкина, т. II, 1908, стр. 529. 2. Запись в тетради ЛБ № 2367, л. 56 об. Опубликовано Цявловским в кн. «Рукою Пушкина», М., 1935, с.160. ; Печатается по первому автографу. ; Датируются обе записи ноябрем 1826 г. ; Опубликовано в 1884 г. (см. выше). ; В собрание сочинений Пушкина вводится впервые. (М. Ц.) ; Фрагмент «И я бы мог, как [шут на]» записан Пушкиным на странице с рисунками пяти повешенных. Опубликовано Цявловским в книге «Рукою Пушкина», М., 1935, с. 160. Датируется ноябрем 1826 г. У Домбровского читаем: «„И я бы мог как…“ — остальное зачеркнуто. Но первое из зачеркнутых слов читается ясно: «шут». А вот дальше неразборчиво: не то „на“, не то „ви“, но скорее, кажется, „ви“. „И я бы мог как шут ви (сеть?)“ Внизу нарисована виселица, и не какая-нибудь, а именно лета 1826 года, с телами декабристов. Так осенью того же года Пушкин попробовал зримо представить себе, что с ним случилось бы, окажись он год назад на Сенатской площади с четырьмя из этих пяти. А затем на листе портреты, портреты… Две пляшущие фигуры, не то чертики, не то еще какая-то паутинная нежить. И опять — «И я бы мог…». Там, где лист уже обрывается, еще одна виселица. Нарисованы стена крепости, вал, закрытые ворота, даже крючки на виселице, каземат, а на крыше каземата что-то когтистое, железное, крючковатое — не поймешь что. Скудный смертный пейзаж…»

Фразы в черновиках с рисунками казненных царем на виселице «И я бы мог, как шут …» и «И я  бы мог…» - демаркационная линия между двух полит.партий даже внутри казенных пушкинистов: одна группировка выдвигает требование = показывать АСП только в мундире НВН с орденами и медалями борца против Зла и Греха, другая позволяет показывать некоторые части исподнего с разным качеством усилий химчистки «Аленка».  Нейтралы задумчиво шепчут: смысл пушкинских фраз до конца не выяснен и вряд ли поддается однозначному пониманию. Похоже, что и АСП усомнился в корректности слова шут с приложением иллюстраций казни, ужаснувшей россиян. Все бы так, но фоном ноябрьского листа №37 является заказ царем статьи  «О народном воспитании», в которой поэт должен был осудить декабристов.  Ест подозрение, что автор пытался сказать: среди более 120 приговоренных членов тайных обществ больше шутов, чем борцов, практических революционеров и умелых заговорщиков, для которых Конституция не была женой вел.кн  Константина. Кроме того, АСП написал два варианта Пророка - во 2ом слова царь-убийца исчезли.
Прим. Шут гороховый -  пустой человек, чудак, служащий всеобщим посмешищем. Ещё со времён Древнего Рима принадлежностью паяцев была погремушка из бычьего пузыря, в который насыпали горох. В средневековом театре шуты били такой погремушкой других актёров и даже зрителей. Когда традиция добралась до Руси, наши скоморохи стали дополнительно украшать себя гороховой соломой, отсюда в языке и закрепилось выражение «шут гороховый».

Боясь оказаться повешенным посмешищем, АСП отвернулся от святоотеческих шутов либерализма и в конце 1825 сам выбрал на внутренним Перекрестке иной путь = путь настоящего шута в стане царя самовластного и его свиты охранителей.

После этого он сжег на жертвенном огне инквизиции следы своих отношений с шутами-бунтарями, свои дневники, заметки и компрометирующие записи … и стал искать пути контакта с новой династией бастардов.  ОН превратился в настоящего шута горохового: в жизни человека АСП хотел быть одним – аристократом, заявляя: я не поэт, я дворянин. Но поскольку оснований для этого не было никаких ни в чем и никак, то вышла уже не пародия, а трагедия шута горохового. Вот и вся пушкинская антропология.  И она дала основание подавляющему числу его современников сказать: прекрасный поэт, но дрянной человек. 
Единого целостного поэта-человека не получилось и это разорвало двоящуюся в *** личность, это привело ее к РОК-КЦ и к пуле почти в ... пахе.   

***

Скрытый Перекресток 14 декабря

Невелев Г.А. Пушкин «об 14 декабря» » - первая реакция Ника еще не Первого = это бунт против меня лично. Позже он убедился: демонстрация на Сенатской – неумелый робкий демарш участников обширнейшего заговора тайных обществ – выродков поганой Европы, развращенной крамолой свободомыслия. Найдя в списках «декабристов» и членов тайных обществ Ник еще не 1 понял кто будет ритуальной жертвой в честь коронации и затем на юбилей. Он помчался к старцам. Их ответ был отрезвляющим: «А мы твоему братцу что говорили? На, бери Приговор, зови Сашка из деревни и объяви ему нашу с тобой волю».