Новогодний разговор с Василием Лановым

Владимир Дунин
В самый канун уж не помню какого именно Нового года директор Тамбовской филармонии попросил нас подвезти  в Москву на нашей «Волге»  известного киноактера, народного артиста СССР Василия Ланового, так как ни одного билета на самолет или поезд в кассах уже не было.

Ехали всю ночь, времени для разговоров было много, и зашла речь о чудесном цветке русской музыкальной классики - прелестном романсе М.И.Глинки «Я помню чудное мгновение».

Лановой решительно заявил, что Глинка в данном случае полный идиот и ничего не понял в стихотворении Пушкина. Сам же он читает эти стихи совершенно наоборот тому, что звучит в романсе Глинки.

Ведь Пушкин (с его слов) прежде, чем написать эти строки, только что прямо в кустах отодрал эту самую свою Керн, которая была дамой весьма свободных нравов. И едва успев слезть с нее он в том же горячем, возбужденном состоянии поведал нам об этом событии.

Несмотря на несомненный талант чтеца переубедить нас - музыкантов Лановому не удалось. Мы настаивали, что хотя читает он, возможно, и хорошо, но все же у Глинки те же строки звучат лучше: намного чище, трепетнее и трогательнее.

И тогда Лановой в этом споре выложил нам свой главный козырь: он, оказывается, именно так же, как нам, читал эти стихи известному ученому-пушкинисту Ираклию Андронникову. И Андронников  «в благодарность» за такое чтение написал ему своей рукой на томике Пушкина: «Василию Лановому, который представил мне Пушкина, с которым я не имею чести быть знакомым».

Я бы лично в такой «благодарности» прочел бы лишь явную насмешку, сарказм Андронникова. Но ведь Лановой, наверняка, рассказывал эту историю многим и много раз.  И никто из слушателей при этом не посоветовал ему спрятать подальше эту «похвалу» Андронникова и никогда о ней больше не рассказывать.

Так что я уж и не знаю, что думать…