Стресс глазами дилетанта

Ирина Дмитриевна Кузнецова
Был ли стресс в эпоху неолита?
 
Такой неуместный вопрос возникает в процессе чтения нового романа Э.-Э. Шмитта «Потерянный рай». Конечно, судить об этом на основании художественного текста, рожденного фантазией талантливого автора, рискованно, но, с другой стороны, почему бы нет. Ведь обсуждают же именитые профессиональные критики и литературоведы моральный облик г-жи А. Карениной и мадам Бовари. И не только. Недавно была на одном ТВ канале широкая дискуссия о Винни-Пухе и его характерологических атрибутах.

Персонажи упомянутого романа Шмитта психологически достоверны, их характеры представлены автором во всей глубине, тончайших оттенках и привлекают непредсказуемостью.  Они переживают трагические события, природные катаклизмы,  борются со стихией, сражаются с противниками, теряют близких, преодолевают себя. Эмоциональные нагрузки не сопоставимы с нынешними (или уже сопоставимы?), но состояние героев - можно ли его назвать стрессом?  В экстремальной ситуации чутье им подсказывало, что надо предпринять - мгновенно и решительно. Наверно, это и есть инстинкт самосохранения в действии. Может быть, на той стадии развития человечества стресса не было? - спросит дилетант. 

«В Греции все есть». И стресс тоже?

Мудрая и наивная античность, понимала, что допускать нарушение гармонии души, равно как и тела весьма нежелательно и даже опасно. Свидетельством тому могут стать очень рано появившиеся практики, которые обеспечивали душевное равновесие. Профилактика дисгармонии души и тела была принята в среде пифагорейцев. И совершенно неважно, придумал ли эту систему лично Пифагор или в соавторстве с учениками, но важно, что целительная система была эффективна. Надо полагать, что всякие практические знания такого рода появляются как ответ на уже существующую потребность - защитить организм от излишнего напряжения.

Несколько веков спустя философ Эпикур в созданном им сообществе единомышленников декларировал фантастическую цель - научить людей быть счастливыми.  А счастье понималось им как свобода от страданий тела и от смятения души. Эпикур определил стрессоры, которые, по его мнению, разумный человек должен - по мере сил своих - исключить из жизни: страх, ненависть, зависть, презрение.
 
Стоики (греческие, а потом и римские) продолжили антистрессовую тему. Они ввели в обиход понятие автаркия, что означает независимость, самодостаточность, умение довольствоваться имеющимся (которое, впрочем, было известно ранее киникам). Также стоики стремились выработать в себе бесстрастное отношение к негативным факторам жизни, в том числе к страданию (это качество называлось апатией). Было у них еще одно любимое понятие - атараксия, то есть невозмутимость.  Как и их предшественники, стоики делали акцент на профилактике, воспитывая в себе невосприимчивость к вредным влияниям. Можно сказать, что они занимались проблемой выработки универсального психологического иммунитета.
 
Каждая эпоха в той или иной мере дополняла рожденные античностью практики совершенствования человеческой натуры, сохранявшие стрессоустойчивость.  Но вот что  странно: первый трактат, содержащий детально разработанное учение о душе, появился в 4 в. до н.э., а наука психология - в 19 в. Именно с ней были связаны надежды на раскрытие тайн человеческой души и практическое применение результатов научных изысканий. Но не тут-то было.

Если стресс оказался вдруг…

Только спустя без малого столетие после рождения психологии стресс (или общий адаптационный синдром) стал предметом пристального интереса медиков и биологов. Первым профессиональным исследователем стресса был, по общему признанию научного сообщества, наш старший современник Ганс Селье (1907-1982), автор книги «Стресс и дистресс». А потом уже появились разнообразные вариации, интерпретации, популяризации данной теории.  Тут надо сказать, что утверждения Селье выглядят убедительными, если не полениться и прочесть хотя бы первую часть названной книги, поскольку положения, вырванные из контекста, не всегда прозрачны. Но понять, что стресс - естественная реакция организма человека (животного, растения) на воздействующие факторы, которые выводят организм из состояния равновесия, что при этом активизируется потребность осуществить приспособительные функции для восстановления нарушенного равновесия, не составляет труда.

Замечено, что погружение в проблему стресса в трактовке Селье благотворно влияет на состояние нервной системы. Чем больше вникаешь, тем больше успокаиваешься. И наступает то самое искомое равновесие, к которому стремились, и отпускает страх перед стрессом. Умело объяснить -  большое искусство, а понимание  способно усмирить ненужное волнение.

Все общедоступные сведения о стрессе систематизированы, классифицированы, представлены в популярных источниках в виде подробных дескрипций, таблиц и графиков. Обсуждение проблемы стресса время от времени вспыхивает в непрофессиональной среде и активно транслируется СМИ. Почему-то многие считают себя специалистами в этой области, подобно тому, как в информационном пространстве появляются в массовом порядке вирусологи, социологи, политологи, футурологи, военные эксперты - в зависимости от «вызовов времени». Некоторые из «специалистов» сделали выводы, что стрессом надо научиться управлять, а еще лучше - вообще его не допускать.  И мечта конфликтологов - научиться управлять конфликтом - очень созвучна рекомендациям самозваных психологов, поскольку стресс имеет в себе букет конфликтов.

Стресс как динамический процесс замечательно описан Высоцким: «идут лавины одна за одной, и здесь за камнепадом ревёт камнепад…» Так что управлять, конечно, надо, но не всегда получается. Что остается? Не допускать. Себя до него? Или его до себя? Какая разница, в любом случае полезно: проявлять бдительность, сохранять дистанцию, принимать пустырник Форте Эвалар. Есть также мнение, что стресса не надо бояться, избегать, предотвращать, лучше просто им переболеть (как гриппом), и тогда вырабатывается иммунитет, в результате чего следующий стресс уже происходит в легкой форме.

Люди, далекие от медицины и психологии, рекомендуют еще одно защитное средство - молитву, которую протестанты приписывают пастору Фридриху Эттингеру (18 в.), а католики - Св.Франциску Ассизскому (12-13 в.). Но так ли важно, кто сказал или написал, главное, чтобы молитва помогла страждущим.
"Господи! Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мужество и душевный покой принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого."