Город Золочев Вертепы, погромы, праведники

Михаил Абрамов
«Какое Рождество без украинской колядки и вертепа?», -  спрашивается в статье «Вертеп та коляда – традиція Різдва» на портале города Золочев Львовской области. Костюмированное театральное представление является любимым рождественским обычаем в украинских селах Восточной Галиции.

В сюжете рождественских вертепов царь Ирод узнает от волхвов о рождении Христа, претендента на его престол. Желая избавиться от соперника, он зовет воина и приказывает ему убить всех вифлеемских детей в возрасте от 2 лет и младше. За это преступление смерть отрубает голову Ироду, а черт тянет его в ад. «Шутливым эпизодом в вертепе всегда является Жид и его жена Сара», - говорится в упомянутой статье.

А вот как описывается эта смешная история с Жидом и Жидовкой на украинском портале, который предназначен для учителей музыки, руководителей детских садов и организаторов массовых праздников (Вчителям музики, керівникам дитячих садочків та організаторм масових свят)(https://www.minus.lviv.ua/forum/thread/4045/).

Это очень преданный украинской культуре портал, там недавно объявили, цитирую: «Всем привет. Мы начали тотальную чистку всего руссийского на портале» («Всім привіт. Ми розпочали тотальну чистку всього російського на порталі»). Так что в предлагаемом отрывке никаким русским духом не пахнет.

Жид (вбігає):
Ох, витаю ясне панство!
Які благородні панове!
Я щиро радий вас вітати
І прислужитись вам готовий —
В дорогу можу щось продати.

Жидівка:
І далеко, добрі люди?
Може в корчмі лєпше буде?
Є в нас шинка і ковбаси,
Водка, піво, ананаси...
Треба би з дороги сісти,
Трохи випити і з'їсти.

Звіздар:
Забирайся, Мошку, з хати,
Бо торгу не буде.
Нині хочуть святкувати
Усі чесні люди.

Жид:
Ну, то купіть собі краму
У моїй крамниці.
Будуть тішитися ним дуже
Ваші молодиці!
А як грошей забракує,
То Моісєй Якович вам радо заборгує.

Пастушок 1:
Ти наразі заборгуєш,
А потому не даруєш,
Людей з хати виганяєш
І маєтки забираєш.

Пастушок 2:
Гей, спровадьте жидів з хати,
Ми не хочем торгувати.

Жид:
Що?! Жида з хати виганяти,
Мошка в плечі випихати?
Щоб до вас Біда прийшла,
Щоб вам Циган коні вкрав,
Щоб вас Чорт у пекло взяв!

Чорт:
Хто мене тут поминає,
Хто мене не забуває?
Там де бійки, сварки, крики,
Там мої грають музики!
Де нишпорять шахраї,
Там товариші мої.

Чорт, Жид, Жидівка та Біда танцюють циганочку.

Пастушки:
Боже, Боже, поможи
Позбутися цієї сатани.

З'являються Ангели, нечиста сила відходить вбік.


* * *

Что происходит, если люди с детства привыкли, что Жид и Жидовка танцуют цыганочку с Чертом и Бедой? Как избавиться от этой нечистой силы? Положиться на Ангелов? Или взять дело в свои руки. 

Ниже приводится (с сокращениями) перевод отрывков из публикации: «Голокост у Золочеві (The Holocaust in Zolochiv) Збірник матеріалів про геноцид єврейського населення міста на основі книги Шломо Маєра "Загибель Золочева" (1947)».
Полный текст перевода здесь: http://proza.ru/2022/12/20/633


***

В этот первый день многие местные жители поддержали немецких оккупантов. Чувствуя поддержку интеллигенции, вооруженные палками, оружием и мешками, крестьяне из окрестных селений напали на еврейские дома. Они грабили все, что попадало под руку: ювелирные изделия, одежду, обувь, белье, железные изделия: все, что имело хотя бы минимальную цену. Пришедшие со стороны и не знавшие где живут евреи, получали помощь от местных украинских соседей. Евреи не пытались защитить себя или свою собственность. Они были готовы отдать все, чтобы спасти свою жизнь. Убийцы ходили группами. Одна группа уходила, другая приходила. Все, что берегли на протяжении поколений, у них забрали за один подлый наскок.

На следующий день, в среду, 2 июля, в помещении Украинского казино состоялась встреча лидеров украинской национальной интеллигенции. На этой встрече был организован комитет из 30 человек.

Комитет единогласно решил, что одной из первых рабочих миссий является организация и проведение антиеврейского погрома. Этот погром должен был стать политической акцией со стороны украинских националистов, и поэтому он должен быть массовым как по своему характеру, так и по результату. Таким образом, погром необходимо было совершить на законных основаниях. Соответствующее "законное основание" было с легкостью найдено, чтобы погром был принят среди украинских масс.

Украинские националисты с начала войны организовали саботаж против органов русской власти. Россияне ответили массовыми арестами и расстрелами всех украинцев. Людей наказывали в городской тюрьме, которая в то время находилась в крепости, там же украинцев и хоронили.

Украинский комитет сделал заявление, что ответственность за убийство украинских националистов возлагается на евреев Золочева. Эта ложь быстро распространилась и подготовила почву для погрома. В своем заявлении комитет призвал всех отомстить евреям за совершенное ими «несправедливое» кровопролитие.
Немцы были довольны украинской инициативой, одобрили их план и пообещали значительную поддержку. Было решено провести погром 3 июля 1941 года.

ПОГРОМ

Это произошло в четверг. Евреи Золочева, выдержавшие первые два дня, надеялись, что все наладится и ситуация станет более стабильной. Они сидели дома, уповая, что неприятности прекратятся.

В тот день в семь часов утра, украинцы с желтыми и голубыми полосами на рукавах, вооруженные с головы до ног, ворвались в еврейские дома. Незваные гости кричали, что евреи должны идти работать. Всем приказали взять с собой рабочие инструменты. Это в определенной степени их успокоило, и люди доверчиво шли. Однако это доверие рассеялось, как только они покинули свои дома. Толпы обезумевших людей окружили евреев и привели их в крепость (Замка), которую убийцы избрали местом сбора. Решение комитета попало в плодородную почву: толпы людей пришли даже из окрестностей.

Конечно, каждый из тех людей имел с собой мешок, поскольку основная цель заключалась в ограблении. И старики и молодые вместе участвовали в этом «священном» занятии.

Евреев били всем, что попадется под руку: палками, предметами из железа, лопатами. Любой невинный рабочий инструмент становился в их руках орудием смерти. Многих из задержанных евреев даже не довели до крепости, места сбора. Их просто убили по дороге. Воздух пронизывали крики замученных евреев. Смерть была повсюду.

***

В день погрома 3500 евреев обрели свою смерть. Для большинства из них последним пристанищем стала крепость. Остальные были разбросаны повсюду: на рыночной площади, вблизи старой городской стены, на улице Львовской, на спортивном стадионе и многих других местах.

Особенно страшно предательство, когда близкие люди, которым доверяешь, становятся на сторону врага. Шломо Майер дает несколько примеров такого предательства, вот один из них.

«Примечательно, что все те, кто все время до этого проявляли дружелюбие к евреям в эти дни погрома стали нашими злейшими и ожесточенными врагами. Достаточно вспомнить печально известную С. Ваньо. Она часто проводила время в компании евреев, была хореографом в еврейской драматической студии «Ан-ский». Однако эта самая С. Ваньо стала нашим злейшим врагом в дни во время вторжения Гитлера. Она произносила речи на митингах, ездила в деревни, организовывала погромы, в которых лично участвовала. На ее руках кровь десятков евреев.»

«Погром 3 июля явился началом гибели еврейской общины Золочева.», - пишет  Шломо Майер. – «Каждый из 3500 убитых имеет свою историю. Эти истории одна ужаснее другой, и вместе они составляют обвинительный приговор и для «мирно настроенных» украинцев, с которыми мы жили на протяжении многих поколений, и для их немецких учителей».

***

Но было бы несправедливо не упомянуть, забыть о тех, можно сказать святых людях, которые в ущерб собственной безопасности спасали евреев от убийц и погромщиков.

«Золочев Дочь батяра – украинская Праведница в Израиле», - так называется статья на украинском портале Zaxid.Net, в которой приводится беседа с Ярославой Левицкой – единственной Праведницей народов мира из Украины, которая уже 25 лет живет в Израиле.

Ярослава – самая молодая из награжденных этим званием за участие в спасении евреев. Когда ей было 6,5 лет, началась гитлеровская оккупация города Золочев Львовской области Украины. В возрасте 7-9 лет она помогала деду и матери носить еду евреям в гетто. Семья Ярославы спасла четырех евреев и помогла спасению группы из 25 евреев, скрывавшихся в подземном бункере в другой части города.

Из 9000 евреев довоенного Золочева к моменту освобождения летом 1944-го выжили менее 90 человек - только 1%, которые скрывались в бункерах, в канализации и в лесных ямах, как дикие звери. Из этих 90 человек почти каждый третий спасен усилиями семьи Левицких.

«Хайфа знает и уважает скромную героиню – уроженку Золочева. Возможно, пора и городскому совету Золочева поступить по справедливости: имя Семьи Левицких достойно быть увековеченным в названии одной из улиц этого города.», - говорится в статье.

Это больной вопрос.

В Золочеве есть улица «Героя України Р.Шухевича», бывшая улица Кирова.
В Золочеве есть улица «Героя України С.Бандери», бывшая улица 1 Мая.
В Золочеве есть улица «Героїв УПА», бывшая улица 8 Марта.
(УПА – Украинская Повстанческая Армия)
В Золочеве есть улица «Осипа Безпалько», бывшая улица Тургенева.
(Осип Безпалько – майор УПА)

В Золочеве НЕТ улицы «Семьи Левицких», спасших 30 человек от погромщиков и убийц.

Удивительно, но до 2006 года в Золочеве не было ни одного мемориального камня, никакого упоминания об уничтоженной половине населения города. Более того, местные власти с 1995 по 2005 год всячески препятствовали иностранным уроженцам города устанавливать обелиски на бывшем еврейском кладбище.

Будучи в Золочеве, как израильский турист, историк Шимон Бриман спросил сотрудницу музея-замка почему нет даже камня или знака на месте, где за стеной Замка Золочева зарыли тысячи убитых евреев.

«Она быстро ответила первое, что подбросило на язык её искреннее подсознание: «Там нет знака, потому что еврейская община его не поставила». То есть для неё убитые соседи-евреи — это не земляки-сограждане, а чужие и пришлые марсиане...» - пишет Шимон Бриман в статье «Убийство марсиан Западной Украины».

«Холокост в таком небольшом, зелёном и милом городке означает, что половина жителей Золочева живет сегодня во «внезапно опустевших» еврейских домах, а их деды и родители спали на еврейских кроватях, пользовались еврейской мебелью и посудой. Просто потому, что соседи-марсиане исчезли — и не пропадать же их добру... Именно поэтому почти никто в городе не хочет слышать, говорить или помнить о совершенных на этих улицах преступлениях. Ибо вспомнить — значит начать откровенный разговор о степени соучастия предков в ограблении и убийстве соседей.»

Сотрудница музея-замка оказалась права по поводу денег еврейской общины. Памятник и мемориальные доски во дворе музея-замка установлены на деньги граждан Израиля и США.

* * *

Что происходит если толпа скачет на площади, выкрикивая "Хто не скаче - той москаль" и "Москаляку на гиляку"?

Не так давно, в 2018 г., в Золочеве вандалы уничтожили памятник Пушкину.

Мы уже знаем, что улица Тургенева в городе Золочев переименована в улицу Осипа Безпалька, майора Украинской Повстанческой Армии.

На официальном портале города Золочев сообщается о переименовании улицы П.Чайковского на улицу Героев Небесной Cотни.

Мы уже знаем, что украинский портал, предназначенный для учителей музыки и  руководителей детских садов, приступил к «тотальной чистке всего русского на портале».

Что дальше?