Почему провалился проект Эсперанто?

Андрей Браев-Разневский Абр
Эсперантисты повторяют один и тот же набор доводов, и слышат одни и те же опровержения. И считают свои доводы правильными, а слова оппонентов - нелогичными. Предлагаю рассмотреть лишь небольшую часть из этой темы.
....


В частности, эсперантисты говорят, что их язык мог бы быть значительно популярней, если бы о нём узнали больше людей. То есть, из большой массы народа всегда можно найти значительное число сторонников, если только удастся охватить эту большую массу. По мнению эсперантистов, про их язык мало кто слышал, а так бы сторонников было больше. Если же проект имеет много сторонников, допустим, 20 миллионов человек, то такой проект становится ещё более широко известен, и число сторонников становится всё больше и больше. Называется это "сетевой эффект". И доля правды в этом есть, но эсперантисты в таких рассуждениях делают несколько грубых ошибок.
....


Например, почему они считают, что количество эсперантистов в наше время столь мало, что пока что нет такой критической массы, которая могла бы сгенерировать этот сетевой эффект? Тут сразу же возникает вопрос: а критическая масса это сколько? По некоторым данным, на эсперанто говорит миллион человек во всём мире. Есть данные, что больше, есть что меньше. Но миллион человек это достаточно или мало? Как определить?
......


Я думаю, что язык Эсперанто давно достиг того уровня, когда число его сторонников могло бы расти без какой-либо дополнительной поддержки деньгами или идеями. На эсперанто создано достаточно контента, словарей и учебников, и всё это доступно. У эсперантистов есть свои книги, не так чтоб много, есть свои организации. При таком уровне развития число эсператистов должно неуклонно расти, но оно не растёт. Почему? Сами эсперантисты отвечают: потому что большинство людей, живущих на Земле, ничего не слышали об эсперанто! Но, я бы заметил, что, если это сообщество не растёт в размерах, значит, тех, кто много слышал про эсперанто, этот язык не устраивает. И число таких людей - десятки миллионов. Вопрос: почему же все эти люди не изучают эсперанто, и даже не хвалят его, а наоборот, критикуют? Ведь это огромная масса людей. Они недалёкие? Они тупые? Что с ними не так?
....



Если немного напрячь мозг, то нетрудно понять, что язык не нравится вовсе не потому, что большинство людей не понимают идею общего языка, а потому, что сам язык им не нравится. Не нравится тем, что в нём есть свои неуклюжести и шероховатости. Язык был создан максимально простым, чтобы его было быстрее учить, но платить за это пришлось его выразительностью. Многие оппоненты языка говорят, что языки, формировавшиеся в естественной среде, проходят обкатку, слова шлифуются, как камни в воде, и подгоняются одно к другому. Это чистая правда. В искусственных языках это не всегда так. К примеру, существует мнение, и я с ним согласен, что язык Окциденталь сделан более искусно, он чуть сложнее, учить его немного дольше, но звучание его лучше. Хотя мне, например, не нравится то, что там есть артикли. Для русского человека пользоваться артиклями неудобно, и тут возникает вопрос: разве человек должен приспосабливаться к языку? А разве не наоборот? И в первую очередь это касается языка Эсперанто. Искусственный язык создан под человека, значит, человек должен получить то, что он хочет. Если язык его не устраивает, то логично создать другой язык, такой, который бы устраивал. Другими словами, международный язык должен быть именно таким, чтобы он казался хорошим всем, в том числе самим эсперантистам. Всё, казалось бы, так просто, но не для каждого. Эсперантисты видят всё не так.
.....


Им кажется, что недостатки эсперанто сильно преувеличены. С их точки зрения, недостатки эсперанто несущественны, поэтому все люди должны его выучить, а когда ты владеешь языком, то он уже кажется гораздо лучше. Но, я бы заметил, что тут эсперантисты судят по себе, не подозревая, что другие, даже выучив эсперанто, будут им недовольны по-прежнему. И доказать это невозможно, так как в природе нет людей, выучивших эсперанто без желания. Кроме того, эсперантисты считают, что претэнзии к эсперанто у каждого свои, и всем угодить невозможно. Чем больше угождаешь одной группе людей - тем больше злишь другую. Кроме того, эсперантисты уверены, что их язык сделан под испанский, звучит примерно так же, окающий, но гораздо проще испанского, а значит, должен и восприниматься как один из диалектов испанского, то есть, не вызывать отвращения. Если какое-то неприятие и возникло, то человек должен через силу выучить язык, ради того, чтобы в этом мире стало комфортнее жить. Ради блага всеобщего разве не пожертвуешь вкусами? К примеру, есть люди, которым нравится немецкий язык. Естественно, испанский им совершенно не заходит. А вместе с ним и эсперанто. Но эти люди должны сжать волю в кулак и выучить эсперанто. И уже через год можно будет включать интэрнет, и общаться со всем миром, смотреть кучу фильмов и передач. Здорово? Что в этих мыслях не так?
.......


Можно сказать, что не так тут всё. Представление эсперанттстов об эсперанто как о звучном языке, где данкон и стадиой звучат хорошо - это их собственное представление и ощущение. Для других людей всё совершенно не так. В 1961 году был создан язык Нэо, и его звучание гораздо лучше. Автор возлагал на язык большие надежды, и планировал его как язык всего мира. Но проект не поддержали, так как на тот момент уже был язык эсперанто, широко известный в узких кругах. Эсперантисты не видели ярких поеимуществ этого нового языка, а тех, кто поддержал проект, было мало, и денег на развитие проекта у них было тоже мало. Грубо говоря, проект не стартанул, хотя сообщество нэоистов уже было. Новые энтузиасты не появились потому, что каждый новичок мог сказать: если я выучу нэо, то с эсперантистами общаться уже не получится. Но, если бы эсперантисты перешли в Нэо, то вполне возможно, что число нэоистов стало бы быстро расти, перевалило бы за миллион, а потом и за миллиард. Артур Альфандари пересмотрел все другие проекты, эсперанто, окциденталь, новиаль, и нашёл более лучшие решения. Это всё равно как эволюция самолётов - от деревянного кукурузника до сверхзвукового истребителя. Позднее творение является более лучшим. Хотя, в то же время, было бы полезно просмотреть побольше проектов, чтобы выбрать лучший. Но эсперантисты так не считают. Им кажется, что перед глазами каждого жителя Земли есть вполне ксчественный и удобный язык Эсперанто, на котором многие люди общаются, поют, пишут книги, и ничего другого не нужно. Только бы побольше людей выучили эсперанто, и сразу жить станет комфортней. Но другие люди, которых больше, и которые знакомы с эсперанто, идти на жертву не готовы. И продолжают говорить эсперантистам, что их проект крив и неуклюж, и не имеет будущего. В ответ эсперантисты выставили свою критику эсперанто, где много доводов, но ничего про кривизну и неуклюжесть. Читая такую критику, создаётся впечатление, что люди, критикующие эсперанто, недалеки умом, и ко всему придираются без всякой причины. И тогда тот, кто не хотел учить эсперанто, должен увидеть, что мы, критики эсперанто, просто бесимся и оправдываем свою лень. И говорим что попало и мало думая. И тогда он должен сказать: понятно, люди забили голову предрассудками и не хотят учить чужой язык, предлагая свой или болтая просто так, для придания себе значимости. И такой человек должен ринуться к изучению эсперанто и начать считать его очень изящным и звучным. Ну, и радоваться жизни, конечно же. Но могу сказать сразу: это не поможет. И только когда эсперантисты прозреют и признают своё поражение - тогда и дело сдвинется с мёртвой точки. И хотелось бы, чтоб этот день настал побыстрей!


....


18.12.22