Про дирижёров симфонических оркестров

Александр Бурьяк
17.12.2022:
Немного посмотрел я по турецкому зомбоящику (кстати, он тот
ещё "зомбо-") исполнение 2-й симфонии Брамса каким-то японским
оркестром. Но подумалось не о том, как органично японцы -- но не
турки -- восприняли нашу европейскую традицию классической музы-
ки, а подумалось вот о чём.

Ну кому так старательно машет дирижёр?!

Музыканты ведь на него почти не смотрят: они пялятся в ноты.
Дирижёр им нужен во время выступления только для того, чтобы дру-
жно начать, а дальше они ориентируются по преимуществу на слух.
Полагаю, дирижёр в процессе выступления больше [примазывается к
работе музыкантов] имитирует свою текущую значимость и гипнотизи-
рует своими маханиями публику, чтобы [та не скучала] музыка в неё
лучше входила. Ну, и ещё он, конечно, олицетворяет собой большой
коллектив.

Ладно, он вдобавок надзирает, чтобы всё шло хорошо. Вот только
оперативно воздействовать на музыкантов он не в состоянии, пото-
му что, как я уже сказал, они на него почти не смотрят, а что-то
кричать им почти бесполезно: музыка заглушает. Чтобы кого-то ре-
ально подправить, он должен подойти и помахать своей палочкой
(ну, или кулаком) у этого кого-то перед самым носом.

Идея: устанавливать музыкантам на пюпитры сигнальные лампочки
(невидимые для публики), а то даже экранчики для сообщений. Воз-
можный набор сообщений может быть таким:
- скоро вступаешь, не зевай;
- играй в такт;
- играй тише;
- играй громче;
- играй аккуратнее;
- лучше перестань играть вообще.

Да, но если дирижёр начнёт реально управлять музыкантами по-
средством таких соощений во время выступлений оркестра, то как он
тогда будет гипнотизировать зрителей-слушателей маханиями? Маха-
ния ведь, чтобы быть действенными, должны исходить от знаменитос-
ти, вызывающей пиетет, от главного в оркестре, а не от лишь бы
кого.