Вогдонь

Александр Синдаловский
        Полине О. посвящается.

           В
      ОГОНЬ
           Д
           А
       

        Когда ты сказала мне, что в японском кресте вертикаль символизирует огонь, а горизонталь – воду, и что, будучи непохожими, мы дополняет и компенсируем друг друга, я сразу понял, как ты видишь пересечение наших судеб:
        Вода – это я. Огонь – ты.

        Как и вода, я ищу покой – устойчивую точку равновесия.
        Воде чужда вертикаль. И если она вынуждена двигаться в этой плоскости, то лишь вниз – низвергаясь. Но вода может быть неистовой, если мешать ей воссоединиться с горизонталью; если ставить на ее пути дамбы и плотины. Самоцель воды – пребывать в покое, нежно и мечтательно касаясь линии горизонта.
        Воде не свойственны амбиции. И если она растекается и заполоняет собой пространство, то не в попытке завоевать новые земли, но разместиться удобнее и свести давние счеты с гравитацией. Земля дополняет воду, даруя ей точку опоры.
        Ветер раздражает воду. Дуновение бриза еще может приятно стимулировать рябь на ее поверхности, но ураган вызывает внутреннее возмущение. Вода волнуется и мечется, не находя себе места. Когда утихает ветер, она, выбившаяся из сил, замирает в прострации.
        Вода не возражала бы против того, чтобы свернуться в каплю – самодостаточную, неуязвимую и отделенную от окружающего мира поверхностным натяжением своей прозрачной оболочки.
        Воде чужда жажда.
        Тайное предназначение и сокровенное счастье воды – отражать. В искусстве рефлексии она проявляет творческую изобретательность: переворачивает отраженное вверх ногами, стирает границы образов, сочетает несовместимое, причудливо преломляет лучи света. Подводное царство – сказочный мир, полный загадок и тайн.
        Вода не желает действовать. Ее мечта – погрузиться в беспрерывный сон приглушенных красок и размытых образов – сон созерцания, рефлексии и интроспекции.

        Ты – огонь, вечно бросающий вызов себе и обстоятельствам, ставящий перед собой труднодостижимые цели. И если ты расслабляешься, то лишь от усталости, с которой пытаешься поскорее справиться.
        Плоскость огня – вертикаль покорения вершин.
        Огонь не может остановиться и замереть: тогда он погибает. Экспансия и реализация амбиций – залог и условие его существования.
        Инертность земли злит огонь. Для него земля не точка опоры, но средство распространения.
        Ветер вдохновляет огонь на новые завоевания. Огонь приветствует ветер как брата. Без него огонь задыхается.
        Орлы, пожирающие печень Прометея, – суть огонь. И, страдая от боли, Прометей боготворит неумный пожар своей печени – как ликует алкоголик, вливая в себе губительное жидкое пламя.
        Жажда огня неутолима. Ему страшна судьба исподволь гаснущего уголька.
        Тайная мечта огня – поглотить все вокруг и стать ярким вечным светом.

        Ты либо улучшаешь мир, либо совершенствуешь себя.
        Ты жаждешь действий и боишься покоя, в состоянии которого приходят сомнения.
        Ты хочешь греть, светить и пробуждать.

        Я либо осмысливаю мир, либо пытаюсь разобраться в себе.
        Покой для меня – основополагающее благо. Не меньше чем размышлениями, я наслаждаюсь миром, вливающимся в меня через органы чувств гармоничной музыкой. Но и сомнения не смущают меня: в их диссонансе звучит посул окончательного разрешения.
        Я стремлюсь постигать, понимать, успокаивать и усыплять.

        Мне не понять до конца твоего активного начала:
        Зачем преобразовывать мир, если он и так прекрасен?
        Зачем выдумывать препятствия, если их и без того хватает вокруг?
        Ты уязвима. Ты вечно горишь. И ты рискуешь сгореть.

        Тебе не согласиться вполне с моей пассивностью:
        Почему я готов примириться с тем, что кажется мне ошибочным?
        Почему обтекаю преграды, если было бы правильнее устранить их для всех. И разве обойденное препятствие не ослабляет того, кто уклонился от него?
        Моя опасность – стагнация. Я пребываю. Но неподвижность воды превращает ее в болото.

        Ты ведешь.
        Я убегаю.
        Ты живешь в социуме и цивилизации.
        Я существую в природе и культуре.

        Но у воды и огня есть точки соприкосновения:
        Подогреваемая огнем, вода в чайнике кипит.
        Огонь в ладонях камина охраняет уют.

        Когда я решил проиллюстрировать эту философскую зарисовку наших характеров рукотворным крестом из двух стихий, я обнаружил, что хотя в моей коллекции множество фотографий воды, в ней отсутствует огонь. Разумеется, он встречается в природе гораздо реже. Тем не менее, этот дисбаланс показался мне характерным. Чтобы восполнить пробел, я сфотографировал конфорку. Но огонь вышел синим, тебе не подходящим. Пришлось мне дополнить это синее пламя снимками красной осенней листвы, хотя она – продукт сгорания, а не фактор горения...

        Последний месяц догорающего и утекающего 2022 г.