Экстаз таланта

Вес-На
Число талантов растет год от года. Признание находят рисующий слон и прибивающий крайнюю плоть к мостовой художник, глухонемые певцы и хромые танцоры. Специалисты отмечают: профессиональные уровни неуклонно снижаются.

Современники чаще всего обвиняют в катастрофе доступность передачи информации — открытый интернет. Мол, вываливают в сеть, что попало, ни разу не сорвав голос, не сломав пальцы у станка, не предав огню роман, потому и тонем в потоке уродливого подражания. Специалисты по продвижению — редакторы и менеджеры смотрят более узко и обвиняют конкурентов, создающих звёзд, без оглядки на дипломы, художественный вкус, мораль и этику. За деньги в интернете продвигается любое непотребство, и оно наберает просмотры — обретает славу, а значит и признание. Рекламисты отвечают: если продвинутое обрело признание, значит — это и есть искусство, и оно должно быть разным.

Зря что ли придумали жанры?! Например, помимо сложных классических партий есть частушки и рэп. Причем, исполняющий рэп вполне серьезно скажет, что читать рэп — это большое искусство. Это великое чудо особенно удается, когда происходит связь с космосом, когда открывается тот самый портал, который доступен только талантам! Примерно то же самое скажут косноязычные поэты, романисты, пишущие в потоковом стиле — без идеи, смысла, начала, конца... Наверно рисующий слон тоже так бы сказал, но хобот мешает.

Небольшая справка о потоке сознания: «В научный оборот термин „поток сознания“ ввёл американский философ-идеалист Уильям Джеймс, переведя термин Марселя Пруста Courant de conscience и дав ему характеристику: сознание — это поток, река, в которой мысли, ощущения, воспоминания, внезапные ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо, „нелогично“ переплетаются...» 1890г. В литературе принято считать первопроходцем Д. Джойса с романом «Улисс».

Сегодня прочтение «Улисса» считается пропуском в высокий литературный мир. Если не смог, значит, рано еще в калашные ряды. Более ста лет прием потока сознания использовали многие прозаики и поэты. С годами поток набирал силу и уже в нашей реальности безыдейное творчество без правил и морали становится на поток.

До недавнего времени считалось, что в искусстве есть таланты, которые способны окунуться в поток и те, кто никогда к потоку не прикасался, а значит, талантом не обладает. И вот, профессор психологии Михай Чиксентмихайи в своей основополагающей работе «Поток: психология оптимального опыта» изложил теорию о том, что люди наиболее счастливы, когда они находятся в состоянии потока — состоянии концентрации или полной поглощенности текущей деятельностью и ситуацией.

Потоковое состояние не является уникальным. Его испытывают многие люди вне зависимости от рода занятий. Потоку можно научиться. Важным аспектом при приближении к потоку является отречённое погружение в настоящее, одновременно с прекращением мысленного гудения в голове. Генераторы вхождения в поток: отсутствие усилий и легкость исполнения, находятся в стабильном балансе со сложностью и навыками. На взгляд испытывающего поток — сложность достаточно высокая и...«Боже, как я хорош, ведь навыков как раз хватает, чтобы исполнить такую сложную задачу».

В это время префронтальная кора находящегося в потоке не работает, отключено критическое мышление, а человек ощущает небывалый контроль над происходящим. Именно благодаря префронтальной коре поддерживаются связи во всем мозге, и улаживаются конфликты. Её исполнительная функция связана со способностями выявлять конфликтующие мысли, прогнозировать будущие последствия текущих действий (хорошие и плохие, хорошие и еще лучшие, одинаковые и различающиеся). Это она производит социальный «контроль» (подавляет убеждения, которые могут привести к социально неприемлемым результатам, например, к убийсву медлительного кассира в супермаркете). Это префронтальная кора позволяет улучшать навыки, обучаться и подниматься на более высокие уровни абстракции.

Таким образом, человек в состоянии потока — это человек с более низкой мозговой активностью. Грубо говоря, это самонадеянный болван, считающий нормой нарушить любой закон, ведь такому таланту (практически богу) доступно и разрешено все. Ничего не напоминает? Вспомните, разве не так думает каждый подросток?! Именно потому, что префронтальная кора окончательно формируется после двадцати лет, состояние потока чаще всего испытывают молодые люди.

Как установили учёные, состоянию потока, можно обучиться в любом возрасте. Главное: отключить критическое мышление и включить генераторы вхождения в поток — поймать баланс между сложностью и навыками. Изо всех сил «гении» стараются войти в поток, ведь находясь в нем, состояние экстаза испытывают почти все. На что способен человек ради получения удовольствия известно с древних времен. Сегодня, когда искореняется критическое мышление, рушатся социальные связи, отменяются моральные и этические нормы, наука нам дает ответ на вопрос: «Почему так много потоковых „талантов“?».

Люди, стремящиеся называться талантливыми, испытывают неподдельные сильные эмоции. Выносят свои творения публике, а здесь эти творения хвалят, продвигают в интернете, дают вполне реальные премии. Уже и поговорка есть среди профессионалов: сделать дело — это не нобелевку получить. Вот до какой степени дошло обесценивание прежних значимых наград. А люди далекие от искусства и науки просто не знают о происходящей подмене понятий. Они получили удовольствие, приняли похвалу и поверили в свою гениальность.

Все желающие легко прочтут подробную инструкцию, как войти в поток и испытать состояние, сходное с экстазом. Совершенно далекие от творчества люди, испытывая состояния всем доступные и знакомые, признаются гениями за обычный скачок настроения.
Это главное открытие для меня, как человека не чуждого литературе и искусству: почему на литературном поле столько творческих людей признаются талантливыми, получают награды, но сама литература от этого не расцветает. Вывод, которым я поделилась с читателями.

Во время дискуссии под статьей выяснилось, что явное для меня относительно работы самого профессора, непонятно другим. И я решила продолжить с того, что брата профессора — второго сына карьерного дипломата, советская власть отправила в лагерь. Когда в 1949 году коммунисты пришли к власти в Венгрии, Чиксентмихайи уходит в отставку. Семья далеко не аполитичная, а напротив — участвует в политических событиях — стоит в явной конфронтации с коммунистическими идеями.

И здесь, неожиданно, Михай Чиксентмихайи начинает развивать коммунизм в своих профессорских работах. Он представляет труды в области потока сознания, как стремление дать людям возможность получать радость, счастье, легко и непринужденно достигать карьерного роста (может, даже разрушив общепринятую систему платного образования, тем самым оставив без работы и без доходов миллионы людей?!), развиваться, улучшаться до утопических немыслимых вершин... И все это, не выходя из состояния экстаза...
Коммунизм?! Чистой воды, считаю я.

Как думаете, капиталисты, оплачивавшие работу Михая, решили сами себе ноги пооткусывать?! Я думаю — нет. Я думаю, капитализм при помощи трудов Михай Чиксентмихайи ищет способы заставить людей работать бесплатно — за удовольствие. Профессор описывает, как люди, находящиеся в потоке, не замечают времени, не уходят на обеденный перерыв, не вспоминают о детях и родителях, а лишь стремятся получить экстаз.

Именно ради этой цели, я считаю, обесцениваются общепринятые нормы. Люди загоняются в диссонансные ловушки, где уже не могут толком радоваться рождению ребенка, долгожданной покупке, выздоровлению и мн др. Обратите внимание, как резво наше общество захватила игромания. Одна из причин столь массовой эпидемии — люди испытывают неподдельные, не испорченные реальностью позитивные эмоции.
Я считаю, обесценивание устоявшихся норм — это первый шаг к тому, чтобы перестать оплачивать труд, перевести людей на бессрочный рабочий день, когда наградой за труд будет...экстаз, описанный Михай Чиксентмихайи.

Провозглашенные рыночными воротилами «гениальные писатели, художники, поэты» участвуют в обесценивании труда человека, в поднятии значимости эмоций полученных из потока сознания.
Возможно я и сгущаю краски. Но я так вижу. Буду рада ошибаться.