Меньшие братья

Григорий Кузнецов
 Каждый человек, пройдя по жизни и оглянувшись назад в прошлое, помнит события, о которых ему неприятно вспоминать, тем более рассказывать другим. Было такое событие у Степана, о котором он мне поведал, будучи под хмельком. Рассказывал об этом неохотно, отворачивая лицо, когда поделился, ему как-то стало легче на душе. Недаром говорят в народе: «Самое трудное в жизни — это когда не с кем поделиться своим наболевшим, самым сокровенным». В те времена дочери Степана исполнилось два месяца, работал он водителем в совхозе. Жилья своего не имел, снимал небольшой домик. Хозяйством не успели обзавестись, Дружок подарил щенка, ровесника дочери.
 Хозяйство одним из первых закончило уборку урожая. Комбайны, вместе с машинами направили в помощь другому совхозу этого же района. В село, откуда была жена Степана, там жила тёща. Жена напросилась поехать вместе к матери. Проблемой для поездки был Барсик, на семейном совете решили ехать все вместе, со своей охраной. Степан трудился на перевозке зерна из под комбайнов. Заканчивалась молотьба, после этого каждому водителю нужно было сделать один рейс на элеватор райцентра. Рабочий день длился до двадцати часов в сутки.
Во время обеденного перерыва, Степан выслушал нарекания в адрес Барсика, который растерзал курицу, находясь на привязи.
-Сынок, избавляйся от такого пса — это не собака, что ест кур.
 После обеда приняли решение, увезти щенка в райцентр. Машина, груженная зерном, стояла возле дома. Степан посадил в кабину пса, а в кузов тёща бросила упаковку из под стиральной машины, валявшейся во дворе. Поехал степной дорогой, чтобы сократить расстояние. Рядом с дорогой проходила лесополоса, где на ветках яблонь красовались мягкие ранетки, лакомство из детства. Остановился возле яблони, чтобы полакомиться, здесь же выбросил упаковку. Пес, в это время выскочил из кабины. Степан долго бегал за ним, но тот ловко бегал между кустарником. Не смог поймать Барсика, умаялся от беготни и разозлившись, поехал на элеватор.
Прошло несколько дней, когда он расстался со щенком. После работы на поле, Степан загрузился на элеватор, время перевалило за полночь. Водители без желания ехали на элеватор, после изнурительного рабочего дня, да и очереди под разгрузку длинные, хотелось спать. Бензина в баке хватало доехать до заправки района. До элеватора оставалось не меньше четырёх километров. В свете фар увидел двоих мужчин, один мигал фонариком, второй указывал жезлом на остановку, у обоих на рукавах красовались красные повязки. В те времена, во время уборочной страды, по дорогам выставляли посты по линии государственных и партийных органов.
Степан остановился, вылез из кабины, с ним поздоровались, представились: «Партгосконтроль, предъявите документы на груз». Он повернулся к кабине, чтобы взять накладные, в это время ему нанесли сильный удар в затылок, в глазах потемнело, упал на дорогу. Очнулся, когда его кто-то тряс, не понимал в чём дело, в ушах звенело. Это был водитель, который грузился после Степана.
- Вставай сынок, что случилось?                - Еду, смотрю, человек лежит без движения, еле объехал, дорога узкая.
В сопровождения спасителя, доехали до заправки, позвонили в милицию и скорую помощь. Врач скорой осмотрела Степана, сделала укол. Он категорически отказался ехать в больницу.
-Какая больница, мне нужно сдать зерно на элеватор.
 Милиционер сел за руль и вместе поехали, без очереди сдали зерно. Затем в милиции со слов Степана писали показания, ездили на место преступления. Из-за отсутствия в баке бензина, машину не угнали, таков был вердикт. Когда расцвело, поехали к месту, осматривали следы, которые вели к железной дороге. Степан увидел в двухстах метрах лесополосу, где остался Барсик. Не наказание мне Господне, подумал он.
 Прошло месяца два с той трагичной ночи. Степан навестил с женой и дочуркой тёщу, на обратном пути решил заехать в райцентр. Сократил дорогу, поехал напрямую полевой дорогой, той самой, по которой вёз пса. Стояла глубокая осень, по ночам подмораживало, дул порывистый ветер, шел снег. Местами дорога заметена снегом, приходилось буксовать. В кабине было тепло и уютно, дочурка дремала на руках у жены. Неожиданно двигатель заглох. Степан понял причину, закончился бензин. Посмотрел по сторонам, в кустах увидел упаковку, рядом красовалась та самая яблоня. Это было место, где он последний раз расстался с Барсиком. До районной трассы не более двухсот метров, Степан побежал попросить бензина у проходящих машин, трасса была пустынна, остановил УАЗ, водитель отказал в помощи, в нём сидели, сытые, пьяные чиновники. Прибежал обратно к машине, укрыл кабину и двигатель палаткой, сам побежал за помощью в райцентр.
 На окраине села жила сестра Степана. Забежал к ним, рассказал о случившемся, взял у зятя канистру с бензином, который накануне налил ему с машины. Начинали сгущаться сумерки. Обратная дорога показалась длинной, хотя ветер дул в спину. Залил в бак бензин, закачал в карбюратор. Двигатель, к счастью запустился сразу, вода в радиаторе не замёрзла. Дочь не проснулась, жена здорово напугалась от случившегося. Вспомнил слова тёщи, которая придерживалась церковных канонов. Часто слышал из её уст: «Наказание за грехи наши, мы получим на этой земле». Слова её после этого случая он запомнил на всю оставшуюся жизнь, благо она у него только начиналась.
 Часто мы проходим мимо брошенных, а вернее выброшенных кошек и собак.
Лично я не могу смотреть на них без сожаления. Возьмут родители для своего чада, не осознавая всей ответственности, столкнувшись с трудностями по уходу, начинают избавляться от них, выбрасывая на улицу. Часто вспоминаю события, когда расформировывали наш Полигон. Массово жители отъезжали к новому месту жительства. В соседнем подъезде один из сослуживцев, отъезжая бросил свою собаку по кличке «Умка». В его квартиру заселились новые хозяева, которым она не понадобилась. Собака ощенилась в подвале дома, бегала к дверям своей квартиры, где её не ждали. Подкармливали жители дома, которые сами ждали отъезда. В городке бродили кошки, собаки, зрелище не приятное. Вечерами доносился жуткий, жалобный вой собак – заунывный, тягучий плач, плач одиночества, плач отчаяния.
Дочери на свадьбу подарили месячного щенка, уезжая из города, они забрали свою собаку по кличке «Барби» с собой в Норильск. Везде они с ней вмести на протяжении семи лет. Собака с радостью встречает их с работы, Сколько радости и доброты в её глазах. Плохо, что не умеют они говорить, рассказали бы нам всю правду о нас людях, чего мы стоим на этой грешной земле. Однажды семейство дочери ехало в отпуск, летели на самолёте, вместе с «Барби» всю ночь. Объявили прибытие, самолет шел на снижение. Пассажиры отходили ото сна, вялые, и вдруг кто-то чхнул. Собака начала громко лаять, в салоне стоял громкий смех. Под воздействием хозяев Барби успокоилась. Пассажир снова чхнул, видимо специально, вновь стоял хохот от лая собаки. Все быстро проснулись, пришли в чувства, ну где бы ещё так смогли посмеяться. Всем было весело и приятно.
 Однажды дети уехали в отпуск, собаку оставили на попечительство жене. Она находилась в своей квартире. Жена водила перед работой и после на прогулку. Во время прогулки к ним привязался кот, видимо брошенный хозяевами. Он провожал их до подъезда, утром поджидал у подъезда. Кот крупный, породистый, пушистый с желтыми большими глазами, как выяснилось позже – кастрированный. Решили забрать кота себе, через год настал и наш черёд отъезда. Упаковывали скарб, как только заносили ящик, кот прыгал на дно, ложился. Возьмите меня с собой, не оставляйте.
 На новом месте семья прожила четыре года, получив долгожданную квартиру. Загрузили вещами грузовик, квартира опустела, только на входе лежал в коробке кот. Пёс Филя жил во дворе в добротной будке. Решили оставить собаку и кота новым хозяевам с купленным домом. Я зашел в ванную, чтобы умыться. Повернулся к выходу, по центру дверного проёма сидел кот по кличке «Кося» истинного имени мы не знали. Он внимательно смотрел на меня, из глаз выкатилась слеза. Я растерялся, мне показалось, что мысленно он говорил: «Зачем вы привезли меня сюда, с насиженных мест». Из прихожей на меня смотрела жена: «Ну вот, проси отца, чтобы забрал тебя».
-Да мать, он вправе спросить нас, зачем увезли его с городка, чтобы оставить в деревне. – Кося! Собирай свои вещи, поедим вместе с нами.
 Прошло пол - года, по вынужденным обстоятельствам поехал на прежнее место жительства, где жил брат. Пошел к дому, где остался пёс Филя. Заглянул во двор, он увидел меня, начал жалобно скулить. Вошел во двор, хозяев дома не оказалось. Филя лизал мне руки, скулил. Я обнял его, и непроизвольно потекли слёзы. Тогда я понял смысл слов мудрой поговорки: «Кот предан тёплому месту, а собака – хозяину». Собака никогда не предаст человека, мы предаём их, теряя доверие к себе.
 Много написано об этом произведений, снято фильмов, таких как: «Белый Бим – черное ухо» и другие. Сейчас, когда народ впал в нищету, особенно пожилые люди, из-за недостатка средств, стали избавляться от животных, особенно это коснулось крупных собак. Тяжело смотреть на собак попрошаек, когда они вместе с бомжами и стариками атакуют мусорные баки. В это время другая часть населения бесстыдно обирает этот самый народ, разъезжая на дорогостоящих иномарках. Отдыхают на чужеземных пляжах, проживая в пятизвёздочных отелях. Обогащаясь за счёт народа, призирают его.
 Любому делу есть начало и конец. Нам не нужно ходить за примерами с богатейшей историей прошлого. Пока мы не повернёмся лицом к другому человеку, когда нам станет не безразлично горе, бедствие другого, мы не добьёмся в этой жизни ничего. То, как мы относимся сегодня к пожилым людям, показывает, как будут относиться к нам, когда мы постареем. Старшее поколение является источником знания, опыта и мудрости жизни…