И в 60 еще не поздно

Светлана Евтушенко Азарова
               
            Елена с утра встала в хорошем настроении и в ожидании какого-то приятного сюрприза. Она подумала, что дни рождения у подруг прошли, домой гостей она не ждет, квартира в порядке, можно и отдохнуть. Телефонный звонок прозвучал неожиданно громко. Женщина подумала, что так звонит ее подруга Лида, но она в Германии. Она не ошиблась. Звонила Лида:
      - Ленка, милая, я прилетела в Питер. Оформляю наследство. Собираю всех подруг. Позвоню, когда, где и во- сколько. Пока, некогда.
     -Она всегда так. Как холодный душ. Неожиданно, бурно и торопливо- подумала Елена.
      Всю неделю Лида звонила, назначала свидание, откладывала, перезванивала. Что-то у нее не получалось с наследством. Наконец, договорились о встрече в центре города в кафе, где они всегда раньше встречались.
      Собиралась Елена тщательно. Подруги придут все. Умные, образованные, модные, ухоженные, выглядят молодо. Никто и не скажет, что это пенсионерки. Да они такими и не являются. У каждой свое дело, занятые, но на встречу к Лиде приходят все. Дружить они умеют.  Елена вспомнила, как она с ней познакомилась.
      Лет десять тому назад она отдыхала вместе с внуком в санатории под Петербургом. Питались они в отдельном зале, так как у них были чуть подороже путевки. Стол был на восемь человек, но первые дни они сидели одни, а на третий день к ним подсадили пожилую женщину с девочкой. Чуть позднее к ним подошла интересная блондинка средних лет. Познакомились.
     Оказалось, что девочка Вера – Николь, ровесница внуку, а блондинка ее бабушка, которая вместе со свекровью и внучкой отдыхали на юге, а в этом санатории «догуливают» свободные дни.
       Блондинку звали Лида. Ее свекровь, очень интеллигентная женщина, врач по специальности, появлялась не часто. Больше отдыхала на своей даче, которая была совсем недалеко от санатория.
      Лида была нервной, возбужденной. Порывисто вставала из-за стола, торопливо перебирала что-то в своей сумочке, постоянно приговаривая, что все теряется.
      После обеда Елена с внуком выходили в санаторный парк погулять, потом шли на залив. Погода была чудной. Ранняя осень, вода в заливе еще теплая, можно позагорать.
      На прогулке Лида с Верой-Николь присоединились к ним. Дети убежали играть, и Лида разговорилась. Нет, она не говорила, она взорвалась, как вулкан, обрушилась словесной лавиной на Лену. Торопливые слова с какой-то невысказанной болью, печально и непонятно, перескакивая с одной темы на другую старались быть услышанными. Елена поняла только, что Лида в разводе, у нее беда.
     - Понимаешь, Лена, я ездила с этими…дальше следовал крутящийся жест рукой над головой, показывая мигалку-а теперь я на автобусе…
     -Все думали, что я не выдержу, оставшись без средств. А я устроилась преподавать в Университет, вела предмет «Стандартизация, сертификация и метрология», выучила английский…
-  В моем-то предпенсионном возрасте …
 - Он теперь в Москве, на Рублевке…
 - Дочь защитила докторскую, ее пригласили в Германию на работу, они с внучкой живут там…
 -  Публикуется в международных журналах по неврологии (учёный с мировым именем!) …
 -Свекровь меня любит, мы с ней и Верой-Николь отдыхали в Италии…
      -А здесь я живу с мамой. У меня есть друг Анатолий, он живет на даче…
    Елена с трудом усваивала обрывки ее рассказа. А Лида все рассказывала и рассказывала. Наконец, она замолчала.  Елена увидела, что новой подруге стало легче, она даже посветлела, повеселела и неожиданно предложила:
      - Давай пойдем сегодня на танцы?   
       Женщина согласилась. Надо с внуком как-то развлекаться. После ужина всей компанией пошли на дискотеку. Пока Лида с Еленой сидели и приглядывались к публике, их внуки-первоклассники побежали танцевать и, неожиданно для всех, «зажгли публику». Началось дикое веселье. Вечер удался. К концу отдыха дети стали настоящими друзьями.
        Елена с внуком уехали домой раньше. В школе начинались занятия, а Лида с Верой-Николь улетели в Германию. Лида пробыла там недолго, ей нужно было на работу.
        Подруги перезванивались. Иногда они встречались, ходили в театр, праздновали дни рождения. Лида познакомила Лену со своими друзьями.
            Подруг у нее, в отличие от Елены, оказалось много. И не мудрено. Она родилась в Петербурге: одноклассники, однокурсники, коллеги. Это не удивительно. Удивляло другое – желание встречаться, общаться, постоянно интересоваться новым спектаклем, новой выставкой, новым путешествием.
   Поток энергии, желаний, интереса ко всему окружающему ее миру, который она получала неведомо откуда изливался из нее, заражая всех окружающих ее людей.
    Она часто улетала в Германию к дочери и внучке, с интересом рассказывала о поездках, демонстрировала многочисленные фото. Оставалось неизменным одно – ее боль по распавшейся семье, разводе с мужем.
       Елена долго не могла понять, что именно ее очень гнетет, пока она не рассказала подробности развода.               
      Муж у нее был не рядовым служащим, часто выезжал за границу, иногда с Лидой. Она не всегда могла с ним поехать, работа не позволяла ей надолго отлучаться. В одной из таких поездок он познакомился с женщиной, которая влюбилась в него.  С этой поездки начался их роман. Вскоре она его попросила:
      - Сделай мне подарок на восьмое марта. Уйди из семьи, и я сделаю тебе карьеру.
Он выбрал карьеру. Лида не ожидала от него такого предательства и постоянно твердила:
     -Как он мог? А она ведь женщина, в такой день причинить боль за что?
       Работа, частые поездки к дочери, дружба, встречи с друзьями притупили ее боль. Она становилась спокойнее, веселее, радовалась новым нарядам, украшениям. Друзья радовались за нее.
      Елена, узнав ее историю, подумала:
      - Как бы она перенесла такое предательство после двадцати лет совместной жизни? А Лида молодец, не теряет надежду на счастливое будущее. Верит в людей. Любит жизнь.
       После каждой поездки к дочери она становилась все спокойнее, с восторгом рассказывала о новых знакомствах в Германии, посещала, как всегда, все новые спектакли, концерты и таинственно молчала, когда ее расспрашивали о ее личной жизни.
       Прошло два года. По традиции друзья встретились в кафе перед Новым годом, поздравили друг друга, поделились своими планами на зимние каникулы. Лида сказала подругам, что летит к дочери отпраздновать свой день рождения. все пожелали ей благополучной поездки и расстались до новой встречи.
     Встретились только в мае. Бурно поделились своими новостями, планами, уже хотели разбежаться, но Лида остановила подруг.
    - Девчонки садитесь, а то упадете.
    И стала раздавать пригласительные открытки на ее свадьбу с   гражданином Германии Гербертом Ф. Подруги просто онемели.
       По их просьбе она рассказала свою историю знакомства с ним. В одну из своих поездок она отвела внучку в школу и зашла в кафе. Утро было раннее, в кафе сидел только один мужчина. Она села за соседний столик и заказала чашечку кофе.
      Наслаждаясь густым ароматом кофе, уютным полумраком зала, она задумчиво смотрела в окно на просыпающуюся улицу, как вдруг услышала голос, который приятно звучал рядом и спрашивал ее по-немецки. Она с трудом поняла, что ему нужно выйти на Garten Stra;e.  Лида ответила, что она покажет ему дорогу, это по пути к ее дому.
Так началось их знакомство. Герберт оказался вдовцом. У него дочь, ровесница ее дочери Анны. Приехал к ней в гости, а сам он живет в другом маленьком городке. Он пригласил Лиду на обед и на свой день рождения, который состоится через несколько дней.
Лида не задумываясь согласилась, хотя всегда была против уличных знакомств.
Герберт был очень рад и все время повторял, как удивятся все его знакомые, друзья, когда увидят его с такой красивой женщиной.
Он заказал ей гостиницу, встретил и познакомил ее со своими друзьями. Она восторженно рассказывала о проведенном времени. Праздник удался.
Лида, в свою очередь, пригласила его на свой юбилей. Он скромно сидел, смущенно улыбался и при прощании подарил ей трехдневную путевку в Париж.  В Париже, на морской прогулке под седьмым мостом, в половине седьмого вечера он сделал ей предложение выйти за него замуж.  Она, не раздумывая, согласилась.
         Свадьба была торжественно-красивая, без лишней суеты и помпезности. С этого момента у Лиды начался новый, счастливый виток в спирали ее жизни. Она расцвела и помолодела. По-прежнему активная, задорная, часто приезжала в родной Питер, устраивала встречи с друзьями.
          Друзья уговорили ее на юбилейную встречу приехать с Гербертом. Они приехали летом. По его просьбе Лида познакомила его с городом, со своими друзьями, коллегами по бывшей работе.  Позвонила Елене, что желает приехать с Гербертом к ней в гости.  Лена не возражала. Приготовила обед с пекинской уткой, вкусными салатами, фруктами. Муж поделился своими горячительными запасами, не забыл про вино для женщин.
          Гости пришли вовремя. Герберт оказался высоким, стройным мужчиной пятидесяти восьми лет, приятной наружности, деликатным, интеллигентным человеком.
       За столом было весело. Елена понимала, о чем говорил Герберт. Отвечала по-немецки, с трудом подбирая слова, а Лида, ловко листая словарь, подсказывала.  К концу года Лида заговорила свободно на немецком.  Лена получила от нее письмо, специально написанное на немецком языке.
        Супруг Елены постоянно шутил за столом, Лида поддерживала его.  Но что это за застолье, если не будет в нем перчинки. Не обошлось без нее и на этом обеде.
      На столе закончилась минеральная вода и Герберт попросил воду. Елена открыла бар, увидела маленькую бутылку с водой и подала Герберту. Он налил себе стакан и после очередного тоста запил виски водой. Глаза у него округлились, кровь прилила к лицу. Он открыл рот, замахал руками и закашлялся. Супруг Елены воскликнул:
      - Ты какую бутылку воды дала?
       Елена в ужасе вспомнила, что эта бутылка со спиртом.  В замешательстве забегалась не зная, что делать. Хорошо Герберт отпил только глоток, потом отдышался. А Лида с гордостью воскликнула:
      - Знай наших. Будет знать, что такое русская водка и русское гостеприимство.
       Герберт держался с достоинством. Запил злополучный глоток спирта, ужин продолжился. После обеда Елена с мужем повезли их в Кронштадтский морской собор.
Герберт не решался зайти в православный собор. Деликатно раскланивался, но увидев, что в собор заходят многочисленные экскурсии из разных стран, вошел в собор.
       Величественный храм поражает своим изяществом, красотой с великолепными иконами, освещением. Его ценность как памятника архитектуры, искусства, истории имеет значение не только российское, но входит в состав общечеловеческого культурного наследия.
Гости были в восторге.
Елена, вспомнив все это, улыбнулась.
         Наконец, она дошла до места встречи. Вошла в кафе, подруги бросились обниматься, веселая Лида сидела за столиком, приветливо приглашая заходить.
Елена посмотрела на подругу и подумала:
«Никогда не поздно начать счастливую жизнь. Главное не пройти мимо счастья и желания найти его».
          После отъезда Лиды Елена получила сообщение:
                «Жаль, что в Trattorii, когда мы встречались, не смог быть мой школьный друг – Серёжа. Так вот, мы с ним дружим с первого класса по сей день, и дорожим нашей дружбой. Я на своём собственном примере утверждаю, что между мужчиной и женщиной может быть дружба, хотя многие это отрицают.  Мне с ним всегда интересно общаться, и я рада, что в следующем декабре мы увидимся».
       Елена  после каждой встречи,  как будто прочитывает новую интересную главу в жизни Лиды, в которой нет места нелестному осуждению людей, дружбы. Позитивные страницы этой жизни призывают жить, творить, любить.
Елена с грустью подумала, что начавшаяся спецоперация прервала связи с подругой. Жизнь меняется. Другие заботы. Другие отношения…