Истоки Осеннего обострения и манифеста декабристок

Александр Шадрунов-Младший
*Убедительная просьба не читать вендорские тексты в этом кошмарном формате - здесь они просто для знакомства, а читать их неизмеримо лучше уже в заботливом пдф, который ждет всех по внешней ссылке на ВК и, разумеется, абсолютно бесплатно, как всегда было, есть и, очень надеюсь, будет с любыми вендорскими текстами*

Чтобы отследить причины осеннего обострения у ведьм Руси, стоит глубже, чем в исторических статьях, окунуться в мир ведьм и попытаться понять их мотивы, пусть они и разные у большинства из участниц тех волнений. Исследование насыщено сорванными с некоторых тайн покровами, так что рекомендуется к прочтению лишь желающим основательно разобраться в вопросе русского волшебства, а также в канун прочтения повести «Каллиграфия росой».
Итак, первые ведьмы на Руси появились в Эпоху Надежд как операторы практического мистицизма. На насыщенной урановой пылью Руси всегда хватало женщин, обладавших способностями, схожими с теми, что проявлялись у носителей шумерского гена. Большинство из них уступало в образности жительницам соседней Ведруссии – там почти каждая была, в принципе, и искусницей, и ведуньей одновременно, на Руси же эти звания носил сравнительно узкий круг женщин, обладавших богатым арсеналом оригинальных умений (искусницы) и знаний (ведуньи) и занимавших в жизни народа важное место примерно наравне с волхвами.
Последними, кстати, всегда становились мужчины, но дело уж никак не в сексизме или патриархальном гнете. Просто волхвы – это жрецы, с юности бравшие на себя огромное количество обязанностей, которые плохо совмещались с уютом домашнего очага и рождением-воспитанием детей. Говорят, в глубокой древности можно было встретить и женщин-волхвов – из тех, что совсем уж не видели в себе рожениц и матерей, но затем и эти исключения сошли на нет – традиции устоялись, а для дам, чьи мистические способности на порядок превосходили чисто женские – открылась новая ниша. Демиурги, вероятно, проанализировали ситуацию и решили, что волхвами впредь будут только мужчины, а женщинам следует назначить менее жертвенную функцию накопления и передачи знаний.
Так и появились первые ведуньи… Весь спектр жреческих функций на себе оставили волхвы, а ведуньи превращались в медиаторов знаний – первых учителей Руси. Накопление и передача жизненного опыта и абстрактных знаний, хоть и требовали отдачи, но не выжимали все соки, позволяя становиться ведуньями и тем, кто хотел реализоваться как мать и супруга. Становились ведунами и мужчины. При всем уважении к женщинам, их картины мира (равно, как и мужские) не могут считаться образцом объективности, и, дабы передавать потомкам знания без гендерной искаженности, мужчины-ведуны старательно компенсировали женский уклон, какое-то время бытовавший в передаче знаний.
Оценивая среднюю плотность ведунов и ведуний, нельзя не уточнить, что в этом вопросе имелась вопиющая разница между Русью и Ведруссией. Уклад жизни Ведруссии позволял, как уже отмечалось, каждому быть немного волхвом и ведуньей, и эта духовно-образная самодостаточность позволяла поместному краю обходиться минимальным числом «профессиональных» волхвов и ведуний. Ими становились лишь те, в ком с особенной яркостью горел образный дар, буквально требующий делиться им не только с родными и соседями, но и с немного более широким кругом людей.
На Руси же картина все больше отличалась. Здесь изначально строилось общество иного типа, с куда более сложно сплетенной системой отношений как между многочисленными богами и людьми, так и между самими людьми. Уже одно это требовало изрядного количества посредников, обладавших высоким уровнем мудрости, образности и знаний. А когда территорию наполнили тысячи беженцев, с каждым поколением теряющих гиперборейское наследие – слой волхвов и ведунов раздулся еще сильнее, а их функции были уже куда шире, нежели у ведрусских коллег. Это можно сравнить с работой двух инструкторов, один из которых оказался в лагере для опытных подростков-выживальщиков, которым требуется лишь давать направление, а другой – в поте лица разъясняет оболтусам-дебютантам, почему нельзя совать в рот все красивые грибы и ягоды, обнаруженные в лесу. Понятно, что ведрусским волхвам тоже приходилось работать во всю силу и от всей души, как и учителям в школах для вундеркиндов, где детки хватают на лету, но и от учителя требуют высочайшего уровня знаний. Даже в мыслях нет считать их труд менее сложным. Просто хочется пояснить, что перед волхвами и ведунами Руси стоял несколько иной круг задач. Если возвращаться к примеру со школой, то тут требовалось не столько порхать в высотах гениальных идей, вложенных, скажем, автором книги, а добиваться, чтобы эту книгу хотя бы взяли в руки и не ударили при этом впереди сидящего, чтобы послушали отрывок, читаемый самим учителем, чтобы вспомнили, о каком веке в книге идет речь, и все это на фоне поддержания дисциплины в классе, где детям куда интереснее кидаться бумажками и подсовывать под стулья зеркала.
Уходя от аллегорий к реалиям, видим Русь, населению которой, в силу упомянутых выше причин, вместо чистой образности и техники «общения» с Родом, приходилось преподносить систему культов, обрядов и традиций, а вместо жизни в уютных родовых поместьях учить уживаться между собой в более тесных и переплетенных связями отношениях, не забывая также о технике безопасности в условиях сосуществования с обитателями коварной Нави.
Со своей задачей что волхвы, что ведуны долго справлялись отлично. Русь шла более заземленным путем, нежели восточные соседи, но шла очень уверенно. Троица скреп (язык-вера-традиции), камертоны Коловратов, нравственность и духовность на фоне усердного развития ремесел и сохранения наследия предков… Все это во многом обеспечивалось трудом не только волхвов, но и ведунов, больше половины которых являлись ведуньями.
Однако постепенно возник спрос на новую «боевую единицу». В жизни русичей оказалось гораздо больше, нежели у ведруссов, штрихов и нюансов не только в социальной, но и в религиозно-мистической сфере. Вписанный в религиозную картину мира уклад требовал чрезвычайно деятельной работы операторов взаимоотношений между людьми и религиозно-мистической сферой во всей ее полноте. Волхвы в таких условиях элементарно скатывались бы в суету, теряя необходимую, как минимум в русской духовной парадигме, медитативную размеренность ума и действий. Они были призваны решать стратегические вопросы, а народу все чаще требовалось ситуативное оперативное участие. Мелкий совет, лечение, решение какой-нибудь проблемки с Навью, ворожба, толкование сна или видения и десятки других вопросов – жизнь становилась сложнее, а в условиях нежелания строго регламентировать уклад, дабы не лишать народ высокой степени свободы – возникала потребность в решателях уже локального уровня. Они появятся и будут на протяжении веков известны как ведьмы.
***
Уже даже само название явно намекает на то, что ведьмы вытекли из ведуний, но на самом деле было чуточку хитрее: первое поколение ведьм было воспитано из искусниц, в свою очередь, выращенных Ладой из ведуний. Такой вот небольшой транзит.
Человек, хорошо знакомый с историей Вендора, вспомнит, что между уходом Лады и Эпохой Надежд вместился не один век, а ведь и ведьмы не с первых лет этой эпохи появились, и искусниц Лада не перед уходом воспитывала. Это все к тому, что круг искусниц независимо существовал несколько веков, пока этот крайне успешный опыт было решено расширить.
Когда в обществе возник большой спрос на людей, обладающих определенными мистическими способностями, готовыми брать на себя функции операторов локальных жизненных процессов и отличающихся заточенностью на практические действия – не было сомнений, что искать таковых стоит именно в кругу искусниц, ведь эта узенькая, но влиятельная каста за века завоевала высокий авторитет как раз в области мистического созидания. Иначе и быть не могло: искусство создавать из тонкого образа материальные предметы – было одним из двух главных даров, вдохнутых в своих учениц великой титанидой. В то время как ее муж Сварог обучал колыванов работать с прицелом на неминуемость дальнейшего ослабления Энергополя, сама Лада передавала искусницам такие секреты, которые подразумевали глубокую взаимосвязь планов, усиленную Энергополем, как минимум, на текущем к тому времени уровне.
Перед искусницами стоял целый ряд задач, с которыми они веками успешно справлялись. Они продолжали идти в авангарде творческой мысли, задавая рукодельницам высочайшую планку мастерства. Они сами чтили и другим передавали супружеские традиции, завещанные Ладой, сочетая дивное мастерство телесной и душевной услады любимого с жизнерадостным трудолюбием при поддержании уюта домашнего очага. Наконец, они же из рода в род передавали искусство личной образности, заключавшееся в способности набрасывать на себя различные образы, которые, словно красивые наряды, подчеркивали разные грани личности искусницы, радуя близких разнообразием и позволяя ей самой шире постигать бытие, проживая в одной жизни элементы разных и обогащая душу опытом.
От ведьм требовался, в общем-то, совсем иной набор качеств, но никто не сомневался, что талантливые, жизнерадостные и всегда готовые к новому опыту искусницы под мудрым наставничеством ведуний, приглашенных вместе с юными волонтерками в один из богатырских приютов – освоят любые требуемые от них премудрости.
Так и произошло – первое поколение быстро впитало в себя новые знания и безукоризненно справилось с возложенной на него миссией помочь богатырям сладить с возросшим уровнем мистических угроз. Довольные экспериментом, волхвы и ведуньи расширили программу обучения ведьм, и через несколько десятилетий уже сразу две сотни ведьмочек возьмутся занимать самые разные зияющие ниши общества русичей.
Если в первоначальной задумке ведьм, как и богатырей, делали в меру универсальными специалистами, то в дальнейшем появится специализация. Кому-то будет лучше даваться работа с тонкими энергиями Нави и Прави, кому-то – миссия спутниц-помощниц богатырей, кому-то придется по душе знахарство, разросшееся благодаря богатым знаниям ведуний в целую науку… Объединять же ведьм будет преимущественно одно: готовность оперативно работать в миру, совмещая мистические знания с пониманием возможностей их практического применения в Яви.
Обучение ведьм переместится из богатырских приютов в специальные училища, названные ведариями. В средние века на Руси будет активно работать до десяти ведариев, вбирая в себя подавляющее большинство девочек с мистическими способностями и тем самым не только щедро заполняя ниши локальных народных помощниц по самым разным вопросам, но еще и не давая носительницам дара оставаться с ним наедине с риском подпасть под влияние Кощея и его сподвижников.
Ведарии будут устроены по классическому учебному принципу, давая обязательный универсальный минимум, но затем предлагая для выбора специализации уже то единственное, как правило, направление, которым славился тот или иной из них. Во избежание перенасыщения местности одним типом специалисток, активно работала взаимосвязь между ведариями, помогающая по окончанию стационарного обучения выбрать себе наиболее родное местечко для начала практики.
Занудство последнего предложения может на уровне ассоциаций вызвать у читателя ложное ощущение, будто в средневековой Руси работали прямо-таки университеты ведьм, но очень хочется заранее оговориться, что это не так. Ведарии скорее напоминали школы, где ведуньи дают лишь базовые знания, а волхвы приучают ведьм к осознанию, что их дар – это ответственная ноша и надежда богов. Конкретные же умения и навыки приобретались уже в процессе практики, во время которой юная ведьма впитывала опыт более зрелой наставницы (светоча), по стопам которой решала следовать (а чаще – опытные ведьмы и вовсе сами выбирали себе учениц).
***
Вообще, за века много интересного происходило. Остались за кадром нашего внимания и противостояние двух ведариев, дошедшее до активной фазы боевых контактов, и появление организованной секты ведьм-отступниц, долго не дававшей покоя жителям нынешнего Славского удела, и быстрое вырождение школ ведьмаков, не особенно прижившихся на Руси, вопреки неплохому дополнению деятельности богатырей…
Так уж вышло, что нам особенно важны лишь некоторые аспекты истории создания и развития института ведьм – те, которые упорядочат наши знания о различных их течениях и движениях, помогая раскрыть глубинную суть так называемого Осеннего Обострения, случившегося на Руси в преддверье декабря 1233-го года.
***
Надо заметить, что ключевые течения ведьмачьего движения к временам повествования сохранили хотя бы минимальное, но представительство. Цепь поколений во многих местах пообрывалась, но традиции почти каждого значимого направления ведьм – все еще живы, пусть нередко лишь в узком кругу, состоящем из пары-тройки верных предкам энтузиасток. Возможно, уместно подать классификацию ведьм в виде таблицы, чтобы снизить градус запутанности, и без того высокий, особенно если понимать, что и приведенная классификация в чем-то условна, ибо на Руси не склонны были строго определять даже вполне четкие явления, что уж говорить о ведьмах, большинство из которых банально не вписывались ни в какие схемы.
Данная таблица – ориентировочная, и во все времена было предостаточно ведьм, которые явно не укладывались в намеченные нами рамки.

Принятое название хории Искусницы Знахарки Природницы Ягини Чаровницы Спутницы
Другие названия Травницы, ворожеи, шептуньи Лесничие, погодницы, травницы, тотемницы Дивницы, злыдницы Чаруши, чародейки, вештицы Ведьмачки, заботницы
Краткое описание Продолжательницы традиций Лады, сохранившие их, пусть, к сожалению, и не сумевшие сделать повсеместными хотя бы в вопросах кодекса жены, раз уж образность изначально не всем доступна Ведьмы, посвящающие себя лечению. Знают секреты сотен трав, ягод и грибов, делают зелья, мази, припарки. Самые продвинутые лечат и с помощью ритуалов, используя молитвы или собственную энергию Поначалу знахарки относились к природницам, но получили свое название из-за близкого расселения к людям, в то время как природницы – стараются жить прямо в лесах, делая к тому же акцент на фауне и стихиях, а не только на флоре Ветка, отошедшая от спутниц. Те, кто, сталкиваясь с нечистью, решили, что исправлять эту проблему нужно в зародыше. Посвятили себя делу Яги-Макоши, наводя порядок в Нави и местах ее соприкосновения с Явью Ответвление от искусниц, чрезмерно акцентированное на чарах. Сами чаровницы – вполне универсальные ведьмы, настроенные получать удовольствие и помогать людям, а вот ветвь вештиц – о втором позабыла Большинство спутниц (с которых и начиналось ведьмачье движение) отошли к ягиням, и лишь единицы продолжают помогать богатырям не независимо, а в связке с ними, желая вести жизнь, странствуя
Сфера деятельности Шествие в авангарде женского ремесленничества, сохранение и мягкая пропаганда кодекса жены Отнюдь не только лечение. Из некоторых знахарок получаются отличные психологи и просто мудрые советчицы Егерская функция – рихтуют лесной баланс, заботятся о редких и угнетаемых животных, помогают людям, заблудившимся в лесах, дружат с дивами, вроде леших Слабее искусниц в универсальной образности, зато мощны в ритуалах, связанных с нечистью, и отлично снимают чары Чаруши продолжают накидывать образы на себя или просительниц, а вештицы промышляют очаровыванием других Богатый разносторонний опыт делает спутниц универсальными специалистками: от знахарства до чар и их снятия
Отличительные черты Обычно красивы, всегда крайне опрятны, ухожены и наряжены с изысканным вкусом (пусть нередко с акцентом на простоте). Волшебная метла для полетов и магии Часто аскетичны. Обычно зрелые или в возрасте, юность посвящая изучению флоры. Также нужно отметить, что в знахарки с возрастом идут и многие ведьмы других хорий С волками жить… Обычно самые аскетичные из ведьм, хотя бывают и исключения. Носят символические аксессуары животного происхождения, молчаливы и замкнуты Сложные ритуалы накладывают отпечаток на внешность – ягини много цепляют на себя, зарабатывая бородавки и прочие неэстетичные пометки. А так – вполне Чаруши выглядят очень здорово – ухоженные красотки. А вот вештицы о своем облике заботятся меньше, ведь чаруют жертву, которой покажутся красотками и так Спутницы старались выглядеть достойно, насколько это возможно в условиях странствий между приютами и спонтанными аренами сражений с монстрами и злыднями
Примерное кол-во в прошлом\ к МП 30+\12-15 350+\150+ 100+\30 80+\25+ 150+\100+ 40+\5+
Авторитет Высокий. Хотя из-за смены образов их иногда путают с чаровницами и даже вештицами Средний. Лучшие (по сути, ведуньи) – очень чтимы. Другие чтимы, как припечет Низкий. Некоторые вообще равняют их с нечистью, лешими или считают дикарками Спорный. Одни уважают, другие боятся. Опасливая настороженность, в общем Смешанный. Из-за вештиц и остальных чаровниц недолюбливают и боятся Типичный. Уважают только легендарных спутниц прошлого
 На фоне постоянной эмиграции ведуний и волхвов в Ведруссию, падение численности ведьм нельзя назвать таким уж радикальным. По сравнению с разгаром средневековья их количество сократилось всего раза в три. Другое дело, что оставшиеся три сотни оказались фактически вычеркнутыми из жизненного уклада народа, особенно если не учитывать все еще регулярные обращения к знахаркам. Как говорилось в статье о Руси, ведьмы и сами были одним из факторов утраты древних корней – когда волхвы потеряли связь с ушедшими богами, авторитет ведьм вырос именно за их счет, но затем, не умея, в силу природной хаотичности, заменить волхвов и ведунов, стали терять авторитет и ведьмы. Люди уставали от давления мистических лесов, чудищ и нечисти, ведьмы в связке с богатырями неплохо их защищали, но не могли замедлить уход от древних устоев, ибо не обладали знаниями ведунов и мудростью волхвов. Картина мира, предлагаемая прошлым, стала коситься, деформироваться, наполняться сотнями непоняток и нестыковок, что отталкивало народ от всей религиозно-мистической парадигмы, заставляя прятаться от пугающей неизвестности Нави в уютных вотчинах, разрастающихся в гардарики. На это наслоился сравнительно долгий период затишья – Навь в целом и Кощей в частности оставили Русь в покое, то ли просто накапливая силы, то ли с умыслом. Даже если без умысла, то затишье сыграло в пользу супостатов, ведь за долгие десятилетия покоя жители гардариков не только уверовали, будто призраки древних времен скатились на обочину истории, но и задумались, что туда же, возможно, стоит отправиться и положительным явлениям этой древности, в том числе ведьмам и богатырям. Зачем защитники, если защищать не от чего?.. Тут еще и властолюбие взыграет у некоторых, начнутся игры в князей, и опираться те предпочтут на куда более предсказуемых помощников, нежели своевольные богатыри и ведьмы. Богатырей заменят витязями и ратью, остатки волхвов, превратившихся уже в банальных жрецов закосневших культов – решат сменить священниками крестоносцев. Ведьмы в этой игре оказались самым непредсказуемым элементом, поэтому князья лишь ищут повод, чтобы от них избавиться.
Сами же ведьмы еще более далеки от адекватной оценки ситуации. От былого единства в подготовке и синхронизации деятельности – остались лишь осколки в виде парочки импровизированных провинциальных ведариев, регулярных слетов, аналогичных Коловратам древности, на которые слетается не больше трети всех ведьм, ну, и участия в некоторых народных праздниках, как правило, разгульного оттенка. Ведьмы чувствуют, что Русь выталкивает их из своего уклада, сердятся и совершают поступки, лишь закрепляющие за ними репутацию хаотичных и опасных явлений пугающей древности, которой не место в современной Руси. А ведь древние угрозы не исчезли бесследно, а лишь собираются с силами для сокрушительного удара по переставшим в них верить «современным русичам». Ягини на Коловратах бьют тревогу, уверяя, что в Нави происходят колоссальные подвижки, как будто там группируется немыслимая орда темных существ. Природницы ретранслируют страх, которым делятся с ними звери, ощущающие нависшую угрозу. Гадания и ворожба стабильно показывает мрачное будущее и ужас, идущий из Нави в Явь…
Хорошо, что среди ведьм нашлись светлые головы, которые организовали координационный «штаб» и взялись искать пути отражения угрозы. Вряд ли бы этих сил хватило, не организуйся богатыри и скорпионы, но помощь ведьм в любом случае лишней не оказалась. Другое дело, что против них продолжились закулисные грязные игры, которые становились еще грязнее, с учетом возросшего в народе авторитета. Во времена между 1229-м и 1233-м ведьмы сначала снова стали чрезвычайно популярными, но их авторитет планомерно снижался. И не только из-за княжеской пропаганды, но и из-за действий самих ведьм. Достаточно было десятку вештиц продолжить свои игры с чарами, как тень пала на всех чаровниц, да и ведьм в целом, ибо народ уже разучился делить их по хориям. К тому же только в Славутиче воочию видели их подвиг, а до остальных слухи долетали разные, и эти слухи не били укоренившиеся предубеждения, основанные на личном опыте или опыте близких.
От повторной маргинализации ведьм решила уберечь одна из немногих оставшихся на Руси ведуний.
***
Ведунья по имени Стася проигнорировала знаковый вызов Кола на Лысой горе, занимаясь в то время тщательным изучением истории ведьмачьего движения, и затем долго ощущала из-за этого неприятный осадок, знакомый всем, кто пропустил выдающееся объединяющее участников событие. На протяжении двух лет она пыталась втиснуться со своими идеями в сплоченный Лысой горой круг ведьм, неизменно испытывая негласное противодействие. Ведьмам ее поползновения казались запоздалой попыткой наверстать упущенное, и когда Отрада, наконец, нашла время ознакомиться со всей концепцией Стаси по возвращению ведьм в жизнь народа – удобный момент реализации этой концепции был в целом упущен, ибо ведьмы, как мы уже говорили, частично растратили разросшийся кредит доверия, а прореженная скорпионами и богатырями нечисть уже не казалась достаточной угрозой для столь полного вписывания ведьм в образ жизни простого люда.
Согласно манифесту Стаси, требовалось загрузить ведьмачье движение где-то четырехвековой давности, когда оно переживало расцвет. Дабы не растекаться мыслями по древу, приведем лишь ключевые тезисы манифеста.
- Время показало, что древние угрозы никуда не делись, а лишь брали передышку. И нет сомнений, что за попыткой атаки Кощея на Славутич – последуют новые вторжения. Возможно, более опасные, ведь на этот раз верховный некромант Вендора не угодит в заранее подготовленную ловушку русских богов.
- Главными защитниками Руси себя показали не рати и дружины, а богатыри и ведьмы. Поэтому следует взять курс на развитие именно этих двух направлений подготовки защитников будущего.
- Для этого ведьмы предлагают организовать в городах специальные ведарии, в которых будут передавать свой опыт одаренным девочкам и рассказывать остальным желающим все нюансы борьбы с мистическими угрозами на бытовом уровне потенциального ополчения.
- Прекратится грязная кампания по очернению образа ведьм в глазах народа.
- Знахарки смогут беспрепятственно лечить людей в городах и гардариках, и власти откажутся от попыток вытеснить их, заменив церковными лекарнями.
- Аналогично и с обучением: ведарии станут официальными училищами, которые не будут вытесняться церковно-приходскими школами.
- Христианская вера не будет преследоваться, но обязана будет признать доминирование на Руси исконной веры, церкви будут закрыты, монастыри возводить разрешено, но вдалеке от святых для русских богов мест, как это произошло с монастырем Богородицы, оскверняющим чужой верой мистическое озеро Стожар, испокон веков служившее местом отправления множества ритуалов.
- Будет восстановлена система воспитания волхвов, которые из жрецов снова станут полноценными волхвами, получив утраченные знания от ведуний и волхвов Ведруссии, а также от ведьм, частично сохранивших крупицы знаний, которые и будут затем совместными усилиями восстановлены и зафиксированы в книгах богов: книге Хорса, книге Дажьбога, книге Сварога, книге Макоши, книге Велеса и прочих письменных сводов.
- Традиции будут возрождены аналогичным способом – с помощью соборных знаний прошлого. Возрождение будет также зафиксировано в книгах и грамотах, после чего доведено до всех и закреплено в течение трех лет проведением массовых обрядов, ритуалов и игр.
- Княжеская власть будет касаться лишь бытовых и светских вопросов. Решения князя не имеют силы до утверждения либо народным Вече, либо Коловратом.
- Коловраты восстанавливаются как способ оперативной координации действий и соборный орган принятия важных решений. Поначалу на нем собираются ведьмы, ведуньи и жрецы, доказавшие достаточный уровень знаний и мудрости. После подготовки поколения истинных волхвов – ведьм заменяют они.
- Будет восстановлена система похоронных обрядов, и за упокой души и тела будут отвечать ягини.
- Русь остается единой в четырех уделах, а скрепами вновь становятся Язык-Вера-Традиции.
- Рати и дружины присягают народному Вече, имеющему исключительное право на объявление похода, если Коловрат не выступает однозначно против.
- Деятельность охотников будет согласована с работой природниц.
***
Пожалуй, достаточно, хотя это лишь треть тезисов и предложений. Беглого ознакомления хватает, чтобы понять: все это слишком радикально, чтобы быть принятым не только явно незаинтересованным в урезании полномочий князем, но и народом в целом. Другое дело, что Стася фанатичной считаться может едва ли, к компромиссам готова и просто изначально взяла по максимуму, чтобы было что урезать при этих компромиссах.
После тонких правок Отрады, манифест был показан ряду других ведьм, одобрен ими и вынесен на рассмотрение участниц слета хорий на Лысой горе. Там единогласной поддержки добиться не удалось – многие ведьмы всячески избегали системности и регламентации, желая оставаться в тени, позволяющей наслаждаться хаосом своих внутренних бурлений, а тут приходилось взваливать на себя огромную ответственность, превращаясь чуть ли не во ВРИО волхвов. По итогам слета была сформирована Хория Возрождения, которая с тех пор регулярно собиралась на обсуждения, хотя чаще просто полагалась на мудрость и четкость группы лидеров, встречи которых происходили теперь и вовсе через день. К сожалению, не поддержали движение ягини и весомая часть природниц, зато знахарок и чаровниц в их рядах оказалось довольно много.
Ведьмы из Хории Возрождения понимали, что к их реформам народ нужно подготовить, но понимали также, что власть в лице князя нужно ставить перед фактом мощным и резким выступлением. Поэтому ждали удобного случая, параллельно обрабатывая устами знахарок, чаровниц и искусниц простой народ и ненавязчиво закладывая в головы русичей прообразы идей, озвучивать которые вскоре предстояло громко и конкретно… Не знали манифестантки лишь одного. Того, что в их рядах присутствуют не просто отступницы, желающие им неудачи, а полноценные агенты неизвестных могущественных сил, намеревающихся использовать предстоящие события для погружения Руси в хаос.
***
Важную роль в происходящем будут играть ягини, и, вероятно, уместно чуть подробнее познакомиться с этой хорией, для народа остающейся наиболее загадочной и мутной. Удивительного в последнем факте мало – даже в те времена, когда роль ведьм в жизни людей была чуть ли не дирижерской, с ягинями обычный народ сталкивался редко и почти всегда в двух случаях: во время русалий, дядов и других более мелких региональных обрядов (курируемых наряду с волхвами именно ягинями), либо где-нибудь в лесу, когда одна из ведьм этой хории приходила бедолаге на помощь, спасая от нечисти.
Ягини, как известно из таблицы – это те ведьмы, которые посвятили себя делу Макоши-Яги : снижению угроз, идущих из нави, и наведению порядка в сфере послесмертия. На пике своего расцвета хория ягинь насчитывала под сотню ведьм, что позволяло им разделять обязанности и выбирать узкую специализацию, достигая в ней самых глубин знаний и умений. К МП о таком не приходится и мечтать. Хорошо еще, что ягини вообще сохранились после жуткого удара по хории, нанесенного проросшими внутри нее отступницами из т.н. смородиновой хории, созданной ведьмами, не устоявшими перед искушениями Кощея и решившими служить его интересам . Разгром смородиновой хории едва ли ослабил кризис в рядах ягинь, и, хоть в порыве взаимовыручки опустевшую хорию пополнили некоторые ведьмы других кругов – на прежний уровень она не вернулась.
К оглашению манифеста ягинь насчитывается десятка четыре, но к хории себя относят лишь 24, в то время как остальные разорвали связи с коллегами, считая, что должны отчитываться только перед самой Ягой во время ритуалов. Неофициально такие «дикие» ягини называются каргами, хотя на десяток реально одичалых ягинь приходится полудюжина совершенно вменяемых и просто реально считающих, что служение делу Макоши не обязано осуществляться системно, а является личным выбором каждой.
Два с половиной десятка – совсем не то число, которое позволяло бы ягиням продолжать методику специализации. Когда-то они акцентировались на самом близком сути каждой направлении, охватывая своим вниманием увесистую часть русских чащоб и уж точно – места наиболее тесного соприкосновения яви с навью . Но в последние века речь шла уже не столько о тотальной работе в пользу людям, сколько о выживании самой хории: скомпрометированной, опустошенной и теряющей базу хранимых знаний. К МП это вконец надоест самим ягиням, и манифест Стаси они не поддержат в основном потому, что будут стоять на еще более радикальных позициях, собираясь требовать от народа куда большего, нежели намерены просить и предлагать дать манифестантки ХВ. Технически, ягинями двигала некоторая ревность – к моменту слета, на котором Стася и Отрада познакомили коллег с манифестом, у ягинь уже имелись наметки собственного плана действий. Так как по системности и четкости он не шел ни в какое сравнение с манифестом Стаси, позориться ягини не стали, но не удержались от легкой неприязни в адрес более удачного детища коллег. К чести Марфы и Всемилы – светоча и ее любимой ученицы, занимавших неформально лидирующие позиции в хории – морально поддержать они Стасю нашли силы, вслух признав, что ее манифест – самое важное творение ведьм за последние века, включая Коло. Но тут же Марфа добавила (Всемиле, вопреки личному желанию примкнуть к Стасе с Отрадой, пришлось смириться из уважения к светочу), что конкретно ягинь эта попытка социализации и компромисса не устроит, а даже помешает назревшему глубокому перезапуску хории. Мешать делать этот, по их мнению, фальстарт – ягини не будут из уважения к труду и энтузиазму, однако и поддержать не в силах.
Стася, которой на том слете довелось услышать много недовольства в свой адрес, не сумела идеально разграничить конструктивную и примитивную критику своего манифеста, восприняв слова Марфы как завуалированное «строго нет», а не «хотелось бы поискать компромиссы в позициях». И жаль – не успев сразу сблизить позиции, революционерки быстро разлетелись с той точки, когда можно было хотя бы согласовать ключевые пожелания и договориться действовать в меру синхронно. Кое-какой контакт между хориями (возрождения и ягинь) будет сохраняться благодаря ненавязчивой дружбе Всемилы с несколькими искусницами (она единственная из ягинь участвовала в вызове Кола), но дорожки в целом разойдутся. В последние пару лет наметилось сближение, вызванное стремлением ягинь компенсировать свою нечаянную безучастность в отражении атаки Кощея на Славутич, и те же Марфа с Всемилой плюс молодые Есфирь с Устиньей – активно содействовали скорпионам и богатырям в нескольких затяжных операциях. Теперь же ягини затаились в собственных планах, и проблема заключается в том, что планы эти отнюдь не были одинаковыми. В то время как основной костяк хории во главе с Марфой готовил план «восстановления справедливости», призванный показать людям значимость ягинь, диверсантки – вносили в этот план такие корректировки, которые не только спровоцировали бы кровавый хаос в Суздали, но и фактически уничтожили всю хорию…