Цена крови

Ирина Паль
Не позволительно нам положить
эти деньги в сокровищницу
церковную, потому что это цена крови!

Мф 27:6







- Вот деточка, сегодня знаменательный день ! 10  лет школы позади! Впереди целая жизнь - университет, работа , семья !  Я хочу сделать тебе подарок - колечко .  Вот примерь ,  должно подойти.

- Бабушка, какое красивое,  с камушком ! Это из шкатулки ? Я такого не помню.

- Нет,  это я недавно купила.  Понравилось ? Ну вот и хорошо ! Носи на здоровье!

- Бабуля,  а когда ты мне историю про монетки расскажешь? Все обещаешь, обещаешь…..

- Да, давняя история…. И ворошить не хочется…. Ну да ладно , расскажу ! А то помру и все это с собой в могилу унесу. Почти пол века прошло…..
.........................

Немцы зашли в Симферополь  в ноябре сорок первого.

В первую неделю шли по домам, всю живность со дворов поугоняли, город оцепили и везде расклеили приказы о сдаче оружия , военного снаряжения и обмундирования.

Все понимали,  что это только начало. 

А в декабре вышло новоe, самое страшное распоряжение….

Всем евреям  явиться к концу недели с вещами к комендатуре.

Люди пришли…     Вещи в одну сторону, людей в грузовики.  Ах господи, там ведь и дети были и беременные женщины….

Мы жили тогда в глинобитной хибарке на Училищной .
Соседями были евреи - пожилая пара  Яков Израилевич и Циля Леонидовна Штайн.

Жили они очень скромно и были оба первоклассными портными, обшивали всю округу от свадебных нарядов до погребальных костюмов .

Якова и двоих сыновей сразу забрали на фронт и Циля осталась одна.
 
На сборный пункт она не пошла.

- Какая от меня там польза, Таня ? Наверняка отправят на тяжелые работы, а я только иголку с ножницами и могу держать .

Она действительно выглядела намного старше своих   сорока пяти лет , немного заговаривалась и на все имела собственное мнение .

Спустя пару дней выяснилось, что Циля была не одна, кто не явился на сборный пункт .

Немцы пошли облавой по всему городу.

Моя мама была донской козачкой. Черные как смоль волосы, карие глаза, поджарое тело.

 Ее иногда принимали за еврейку, но просто из любопытства, без обид.

В то страшное утро Циля Леонидовна зашла к нам по соседски одолжить немного соли.

- Цены на базаре несуразные ! Что они себе думают ? И где оставили свою совесть ?
 Я вот что Вам скажу….. Нет я это скажу чуточку попозже.  Потому что сюда кто то идет….

Мама кинулась к окну и отшатнулась в ужасе.

По хозяйски осматривая двор, широкими уверенными шагами к дому  приближался  фашист-полицай с автоматом наперевес.

Рассуждать было некогда. Откинув крышку подпола, мама скомандовала.

- Циля, быстро в погреб! Спрячься там за мешками!

Убедившись что соседка внизу,  мама оттолкнула ногой лестницу.  Быстро накинула половик на крышку и метнулась к печи.

Резко распахнув ногой дверь в сенях показался немец .

- Gr;; Gott!

Мать онемела от страха.

- Juden?

- Нет , нет я русская -  лепетала белыми от страха губами Татьяна Петровна ,показывая нательный крестик.

В ответ немец кивнул на иконы, пытаяся изобразить на себе крестное знамение.

Мама поняла что он хочет увидеть, как она крестится.

После этого фашист заметно погрустнел.

- Alle Juden -  ta ta ta ta! -  изображая автоматную стрельбу , сказал он.

- Essen? -  последовал следующий вопрос

- Курка, матка,  яйка ? - для доходчивости он перешел на ломаный русский.

В печи как раз томилась пшеная каша.

Татьяна Петровна вытащила горячий чугунок и наложила полную тарелку, рядом поставила кувшин с молоком.

Немец сняв пилотку придвинул к себе тарелку .

Он дочиста выел кашу, аккуратно налил себе молоко.

И…..  застыл с кружкой в руках .

Неподвижно уставился в окно и попади сейчас в дом снаряд, немец бы и бровью не повел.

- Meine Heimat! Mein Bodenmais! Ich werde es nie wiedersehen!


В это время по двору пробежала пестрая курица .

Это была совершенно особенная птица и выражение „куриные мозги“  было точно не про нее.

Как только к дому приближался незнакомец, она убегала в сарай и пряталась там среди хлама и хозяйственных инструментов.

Но когда на дворе вновь  устанавливалась тишина, она спокойно покидала свое убежище и отправлялась на поиски корма.

Сегодняшняя вылазка чуть не стоила курице жизни….

- О ! Ein Huhn! -    немец вышел из состояния гипноза и глаза его стали опять злыми и алчными

- Несушка ….. - обреченно сказала мама.

Она нарисовала в воздухе круг, изображая яйцo.

Тут его осенила очередная алчная мысль.

- Ewigkeit habe ich Spiegelei nicht gegessen!  Курка  - hier! Und du machst f;r mich Spiegelei.

С этими словами он взял в руки сковородку.

Мама кивнула .

Уже стоя в дверях, он спросил как бы между прочим.

- Was hast du im Keller?

Резко откинув половик поднял крышку.

- Старые вещи,  ящики….. -  побелевшими губами произнесла Татьяна Петровна.

- Schei;e! Keine Leiter! -   Выругался он не заметив в темноте упавшую лестницу.

С этими словами  рванул со спины автомат и нажал на курок.
Короткие сухие выстрелы вспороли мешковину на тюфяках.

Отпихнув ногой кота и продолжая, ругаться полицай вышел на улицу.

Мама опустилась на лавку. Все произошло так стремительно и внезапно!

Вот сейчас, минуту назад могли оборваться две жизни.

Ей казалось, что смерть еще  наблюдает за ней.

- Прочь! Пошла прочь ! Тут тебе не место!

Встав и обойдя двор, мама убедилась,  что поблизости никого нет .

Закрыв на засов дверь, она нагнулась в подпол.

- Циля! Вы живы там?

- А куда я денусь? Вот видите,  я говорила вам,  что не пойду…. Они всех отправили на тот свет! По грехам получаем…

- Циля, Вы останетесь здесь в подвале! Вам больше нельзя возвращаться домой ….
               Там есть еще одна ниша, в стене . Прежний хозяин вырыл ее, чтобы прятать от жены               
               cамогон.
              Сейчас спустим все, что необходимо, свечи, воду, сухари.
               Выходить будете ночью.

- Танечка, что Вы!  Если меня найдут, Вас тоже расстреляют!

- Все под Богом ходим! Все равно помирать когда нибудь прийдется!  А теперь  за дело!
              Cтавьте лестницу !

В сумерках Циля Леонидоввна все таки пробралась в свой дом.

Все было перевернуто, мебель, вещи, посуда  вперемешку лежали на полу.

Она вынула из альбома две фотографии и достала из шкафа несколько книг .

Бросив прощальный взгляд на свой нехитрый скарб, Циля подумала:

„ Хорошо,  что не нажили ничего“!

Полицай наведался через три дня. Курица за это время снесла только два яйца.

И когда он недовольно спросил : „Nur zwei?“ - мама достала сито и показала остатки зерен, давая понять, что корма нет.

В следующий раз он принес маленький, с ладонь, туго набитый мешочек.

Взяв с полки туесок, высыпал в него овес.

С этого раза он приходил с зерном всегда.

И этой крупой питалась не только курица.

Соседские ребятишки прибегали за кашей с самого утра , одноногий часовщик Игнат с соседней улицы получал свою порцию в обед. -

Мама ела ближе к вечеру всего раз в день.

Днем пила овсяный кисель и настои целебных трав.

Но первой пробу снимала всегда Циля.

Мама открывала подвал и опускала горячую дымяшуюся только из печи кашу.

- Дай вам Бог здоровьичка, Танюша ! Пусть Ваша дочь вернется к Вам живой !

Когда крупы оставалось совсем мало, варилась овсянная похлебка.

Наседка, вдоволь наевшись злаков , стала нести по 2 яйца в день.

И эти излишние яйца мама тоже варила для Цили.

Однажды вместо овса в туесок высыпалась пшеница .

Это было настоящей роскошью.

Мама перемолола ее на ручной мельнице и напекла лепешек.

Все ели их поливая горькими слезами , потому что давно забыли вкус хлеба.
Шло время…

С Цилей договорились в случае опасности  об условном сигнале   - стуке палкой в пол.

Однажды мама не успела стукнуть, незванный гость появился раньше обычного.

Нужно было срочно что то придумать!

Мама уронила на пол метлу, подняла ее и стала подбирать упавшие прутики.

Скрутив все вместе, она громко стукнула об пол, проверяя крепость вязки .

Циля услышала сигнал и полезла в „хмельную яму“.

Как то раз немец пришел навеселе, громко распевая удалую песню.

Грузно опустившись на лавку, он выставил на стол запотевший бутыль самогона.

- Ich bin Vater geworden! Ich habe ein Sohn!

Из его сбивчивого рассказа, а вернее показа, мама поняла, что он встретил земляка и тот передал ему письмо от жены.

Она сообщала, что у них родился мальчик, очень похожий на него и его так же назвали Хартмутом.

Он читал письмо вслух, вероятно уже в сотый раз, и светлая улыбка озаряла грубое обветренное лицо .

- Trinken wir zum Voll meines Kindes!

- Ой нет, нет я не пью! – запротестовала мама

- Пит!

Мама поняла, что за сына прийдется выпить.

Она поставила на стол рюмки, налила в них самон.

Немец выложил на стол консервные банки.

Снова достал из нагрудного кармана письмо бережно погладил его и поцеловал.

Посидев еще несколько минут, медленно направился к выходу.

Мама догнала его в сенях и попыталась отдать  бутыль.

- Nein! Das ist f;r dich!

Татьянв Петровна бессильно опустилась на лавку, хмель теплой волной разливался по телу , притупляя сознание и туманя рассудок.

Она вспомнила старый дедовский способ не пьянеть. Нужно съесть что нибудь жирное.

Не раздумавыя долго вскрыла немецкую консерву.

- Циля, где Вы там? Поднимайтесь!  Бог послал нам тушенку!

- С чего такая роскошь?

- У немца родился сын, так он от счастья голову потерял!

- Что ж,  пусть будет здоровым … Дети это всегда счастье.

Початый бутыль мама сменяла на два ведра картошки , которую растянули на целый месяц .
Овсяная похлебка, сдобренная картошкой получила высокий статус супа . Курица тоже пировала, с удовольствием подъедая картофельные очистки.

Так они жили целую вечность -  долгих два с половиной года….

Просыпаясь утром, не знали доживут ли до вечера.

А ложась спать слова „ Прими с миром душу мою“  произносились в буквальном смысле.

Потом мы спрашивали Цилю, зачем она взяла из подвала книги  - Талмуд и Второзаконие?

Они были написаны на иврите и очень мелким шрифтом.

- Я вас умоляю! Где я и где иврит…. Мой отец держал в Евпатории бакалейную лавку и я, сколько себя помню, была у него на побегушках.
У меня всего четыре класса за спиной.

Я просто клала руки на книги и так молилась в темноте.  Я просила Бога , чтобы он сохранил моего мужа, сыновей, Раю….

Но больше всего я просила, чтобы из за меня не погибла Татьяна! 

И Он всегда слышал меня !  Становилось так спокойно и хорошо… 

Я забывала, что сейчас нахожусь в подвале! 

Я видела себя на залитом солнем лугу , среди полевых цветов и спелой ржи….
Поначалу я думала, что все это мне снится.

Но однажды я вылезла из своей ямы с веткой сирени в руках…. А был декабрь!

Во сне я часто видела себя ребенком и собирала необыкновенно роскошные букеты - алые маки, бордовые левкои, пахучие ромашки…

Но иногда я не слышала Его голоса, не слышала ничего…. Меня сковывал смертельный ужас, руки леденели и я забивалась в свое укрытие.

И почти всегда раздавался условный стук!

Бог имел твердое намерение сохранить мне жизнь!

Меня выдали замуж по сговору. Любви между нами не было и самым радостным событием стало рождение детей.

Но эти два года в подвали разделили мою жизнь на до и после.

Счастливее чем там, в темноте, сырости и постоянном страхе, я себя не чувствовала  больше никогда!

В апреле 1943 Симферополь был освовожден.

Погибло много людей и русских и немцем и всех их нужно было хоронить.

Местным жителям раздали лопаты и они копали огромную братскую могилу. Погибших подвозили на подводах и казалось , им не будет конца….

Татьяна Петровна тоже была на работах .

Исхудавшая , замученная , обессиленная она не могла остаться в стороне….

У  советских воинов полагалось вынимать из нагрудных карманов документы. Немцев никто не трогал.

Хоронили отдельно.

И тут среди трупов она увидела знакомое лицо -  Хартмут!

Быстро огянувшись вокруг, она вытащила из кармана хорошо знакомое письмо.

Потом мама часто думала,  зачем она это сделала ? Сострадание, ужас, отчаяние?

На письме по немецки был написан адрес .

Дома мама прочитала его еще несколько раз и бросила в огонь.

То что было внутри письма она, не зная немецкого языка, запомнила наизусть.

Циля, выйдя из своего заточения, полностью потеряла зрение.

Она вернулась в свой разрушенный дом и, ничего не видя, с помощью соседей навела там мало мальский порядок.

Зрение частично вернулось к ней, когда после тяжелого ранения демобилизовали мужа.

А полностью видеть белый свет  Циля стала когда оба ее сына вернулись домой почти в один день.

Это было очень редким событием . Вся семья, пройдя от первого до последнего дня войну, осталась жива!

„Кто то усердно молился за вас все это время“!

В послевоенное время люди, которые умели что то создавать своими руками,  пользовались большим спросом . 

Яков с Цилей работали днем и ночью. Новых материй практически не было . Поэтому в основном перешивали старые. 

Люди возвращались с войны в форме, да так в ней и ходили. Магазины не работали. Основные продукты выдавали по карточкам.

И вот однажды в дверь постучался Яков. Это было немного странным.

Он был нелюдим и всегда очень сдержан.

- Добрового Вам утречка, Татьяна Петровна ! Я имею что то сказать .

У меня недавно обшивалась жена одного очень важного человека. 

Заказов было много. Я работал даже ночью. Почему?

Нет,  не то что бы уложиться. Ткань была просто изумительная !

Работать с таким шедевром я могу круглые сутки…. Оченидно, заграничная. 

Так вот.  Эта дама расчиталась со мной вот этим. И я очень Вас прошу взять это себе.

С этими словами Яков положил на стол аккуратный мешочек с чем то тяжелым.

- Что это?

- Николаевские червонцы .

- Яша! Уберите!

- Но почему?

- Понимаете , ведь тогда получится что я рисковала своeй и и чужой жизнью за деньги.  А это не правда! Я сделала это …..   просто так.

- Просто так только кошки родятся!  Нет тут другие слова нужны.

Да где их взять? Лирика осталась в прошлом!

Самопожертвоване, сострадание, человечность ….

Эх Танечка, я кое что на этой войне тоже повидал …..

И мне тяжело с Вами спорить! 

Через неделю Яков принес изумительной красоты платье.  Из тонкого очень нежного голубого штапеля.

- Со мной иногда рассчитываются материей…. Надеюсь, Вам будет впору !

Татьяна Петровна примерила платье. Оно сидело как влитое!

Оборки были тщательно разглажены и задрапированы . Они струились мягкими волнами и являли собой верх изящества .

Посреди разрухи, голода и постоянной нужды платье казалось просто королевским нарядом!

В руках  Яков держал еще один сверток .

- А это распакуете, когда вернется Рая .

Свою дочь Татьяна Петровна увидела через 4 долгих месяца.  Рая была тяжело ранена. Долечивалась в госпитaлях.

Вернулась,  когда на деревьях уже желтели листья.

- Давай же быстрей, раскрывай свой пакет! Может хоть пару дней, пока стоит бабье лето , еще успеешь платье поносить !

И каково же было их удивление, когда из свертка выглянуло серое габардиновое пальто.

Оно было перелицовано, приталено, добавлен элегантный пояс и очень красивые пуговицы.

- Ну теперь от женихов  отбоя не будет! Но как он все так  подгадал !

Пальто село отлично .

А ведь когда Рая уходила на фронт ее фигура была на несколько размеров больше.

И время  - осень! Почему для нее он принес именно пальто, а не платье ?

Но ответы на эти вопросы они так и не получили . Яков уехал в Cтаврополь к родным и там скончался от туберкулеза.

Во внутреннем потайном кармене этого пальто, конечнo не сразу, женщины обнаружили 4 золотых монетки.

..........................

Уже живя в Германии,  я решила разыскать семью Хартмута.

Написала письмо по адресу, что был указан на конверте.

И через некоторое время пришел ответ.

Тот самый младенец, который никогда не видел своего отца, теперь семидесятипятилетний старик, и он будет очень признателен за любую информацию о погибшем.

Мы сначала созванивались, а потом я с удовольствием посетила действительно чудесный городок Bodenmais.

Пожилой человек плакал и гладил руками пожелтевшую от времени фотографию из семейного альбома.

А еще через год мы встретились уже  в Симферополе.

Обзорная экскурсия завершилась в Гагаринском парке, на Могиле неизвестного солдата .

Во всем царила какая то торжественная атмосфера. Вечный огонь пылал, как бы рассказывая о всех ужасах прошедшей войны.

Пожилой человек стоял  с огромной корзиной белых гвоздик, глаза его были прикрыты, по лицу текли слезы.

О чем он думал сейчас?

 Вероятно, представлял свою встречу с живым  отцом ….

Я разобрала только несколько слов . „Наконец то я тебя нашел!“

...............................

- Сергеевна! Бросайте свое тесто! Ваша внучка с дерева упала!

- Господи, Твоя воля! -  спешно вытирая руки о подол фартука, бабушка метнулась на улицу.

- Ирусик, ты что! Где ? Болит? Идти можешь?

Идти я могла, но кожа была содрана капитально и поэтому все было измазано кровью .
После оказания первой помощи, я поняла что заслужила особое внимание.
- Бабушка, дай ларец посмотреть !

- На вот, да смотри, аккуратно ! Тут и награды военные… Пока деда нет, смотри.

- А монетки почему здесь лежат? Они золотые, ценные?

- Да, золотые . У каждой вещи есть цена . Но у этих только  история …..