Быть тренером... Часть 26

Оля Сома
*** Сюрпризы разные ***

Что за суета на переменах? Мальчишки сказали что сегодня учителя физкультуры не будет.

Ах да... в нашем училище готовили не только портных. Там были еще несколько групп мальчиков получающих профессию телемастера. Наши классы были расположены на разных этажах, но это не мешало им бегать к девчонкам на переменах. И вот сейчас они принесли эту новость.

Конечно все оживились. Бегать по улицам в снег нам порядочно надоело. Сказать что данное событие имело для всех радостную окраску - ничего не сказать. Мы ликовали. Но не долго.

На следующей перемене мальчишки принесли вторую новость. Физкультуру будет вести кто-то другой. Все были расстроены. Зачем они нашли замену?.. Так хорошо начинался учебный день и вот...

Ещё через урок одна из групп мальчишек вернулись с физкультуры озадаченные. Жаловались на усталость и боль в руках...

На следующей перемене группа девочек вернулись довольные, веселые и тоже уставшие.

Мы с подругой не знали что и предположить. Она озадаченно озвучила нашу общую мысль -

- Да что там происходит?.. 

- Боишься?..

- Ну так, немного...

- А мне больше интересно чем страшно... да и вроде все живые вернулись...

- ... это да...

- ... хотя кто их там пересчитывал, может и не все вернулись...

Она с укором посмотрела на меня. Не нужно её пугать. Поспешила успокоить -

- Да ладно, ладно, я ж только предположила...

- Скоро наш урок.

- Ага... скорее бы. Меня скоро порвет от любопытства.

- Да ну тебя!..

Еще один урок мы просидели за партами. Нет, не оговорилась, не проучились. Просидели. Ибо что там говорили мы не слышали. Наверное потому что не слушали. Не до ерунды было.

Перед нами стоял стратегически важный вопрос - как справиться с новым учителем физкультуры, который загружал тяжелыми упражнениями всех подряд.

Было разработано несколько планов действий.

Первый - пойти в медицинский кабинет и пожаловаться на здоровье. Обычно после этого давали таблетку аспирина (от причины жалоб препарат не менялся) и отправляли домой.

Второй - сказать новому учителю что забыл дома спортивную форму. На урок в платье точно не пустят.

Третий - капитуляция без объявления.

Четвертый - сказать что вызвали в цеха, отнести что-то...

Пятый - ... не успели придумать так как урок закончился.

По пути в другой корпус где находился спортивный зал мы обсуждали слабые стороны наших стратегий. Все они были одноразовыми. Повторное их применение навело бы на мысль что мы обманываем. А по данным мальчишеской разведки вести уроки этот новый учитель будет целый месяц.

Что ж делать?.. Вот не было печали, откуда он свалился?..

Собственно говоря это были мысли Маргариты... что? Неужели забыла сказать? Да, мою замечательную подругу зовут Маргарита. И она действительно очень переживала за факт подмены учителя.

Меня же на самом деле занимали совсем другие мысли. Безумно интересно что же там такое происходило. Что за сверх нагрузки которых испугались мальчишки? Что так порадовало девчонок? Как себя вести?..

Поток предположений прервался с построением в зале. Вся группа (кроме сбежавших и отпросившихся) стояла в линейку и ждала нового учителя физкультуры.

Дверь скрипнула, мы все оглянулись. С журналом и ручкой в руке вошел... Миша?..
Проходя мимо строя он заметил меня и улыбнулся. Первый раз. Я машинально улыбнулась в ответ.

Но дальнейший процесс должен был пройти официально. Он поздоровался со всеми и отметил присутствующих. Затем началась разминка...

А я всё время думала что же так испугало мальчишек? Миша? Да ну нет... Он хороший. Пока на нем нет боксерских перчаток и он не решил драться. Кстати...
Окинула взглядом зал... перчаток нет. А значит и повода беспокоиться тоже. Настроение улучшилось. Заметила рядом угрюмую Ритку, решила её утешить.

- Ритка, не переживай, это мой тренер, всё в порядке...

- Это он тебе те синяки наставил?.. Ты этим хотела меня успокоить?

- Так мы дрались, это нормально... Сейчас-то он этого не будет делать. Вряд ли он будет обижать девчонок.

- Ну тебя то он вон как...

- Так это ж я, что со мной будет?! Еще не такое бывало.

- Я всё равно боюсь.

- Не бойся, если что, я буду тебя защищать. Хочешь?

- Хочу. И не отходи от меня далеко пожалуйста.

- Вот и хорошо. Успокаивайся давай, вот увидишь, он добрый...

Вероятно наш разговор шел достаточно долго и терпение "доброго" Миши закончилось. Он громко и резко крикнул -

- Тишина должна быть на занятии! Что с дисциплиной?!

Рита посмотрела на меня умоляющим взглядом -

- Олька... он точно добрый?..

Я показала ей жестом что сейчас лучше помолчать. Она решила согласиться. Дальше мы делали все упражнения молча. Ибо доброта - понятие растяжимое. И насколько её можно растянуть сейчас - лучше было не проверять.

Конечно как тренер Миша понимал, что навыки бойцовской техники в швейном производстве девочкам вряд ли пригодятся. Поэтому его светлый мозг сфокусировал задачи урока на растяжке. Не известно чем он руководствовался при выборе данных упражнений, но... мы весь урок растягивались на шпагаты и складки.

Не знаю как остальным, а мне было в радость восстановить свою растяжку. Тем более на тренировках ей уделялось мало времени. А тут такой подарок - весь урок.
И да... тут я поняла почему у тех девочек болели руки после занятия... Не имея возможности сесть на пол в шпагат они вынуждены были держаться на руках... практически всё время.

По тактике занятий в спортивных группах это нормально - чем быстрее устанут руки, тем быстрее начнется большая нагрузка на ноги, и тем ближе шпагаты. Но то спортивные группы.

А этим девчонкам с нетренированными руками между прочим завтра весь день в цехах шить надо будет как-то. Бедолаги.

Ну что ж... пусть качают руки, раз попали к Мише. И вот точно помню что все девочки обращались к нему по имени и отчеству... ну отчество я точно сейчас не вспомню. Для меня он всегда был Миша.

Вероятно в процессе растяжки снова стало слишком шумно. Поэтому в конце урока на построении Миша снова громко и отчетливо проговорил правила поведения.

- ... Ещё раз!.. Опаздывать нельзя! Прогуливать нельзя! Шуметь и болтать на уроках нельзя!.. Забывать спортивную форму нельзя!.. Кто будет нарушать правила - тем буду ставить двойки!..

Я оживилась. До этого момента уже становилось скучно и тут вот такой подарочек. Миша... командует... устанавливает правила...  угрожает двойками... Господи, ну как удержаться-то?!

Да кого я обманываю? Вообще не собиралась сдерживаться... Стояла и сияла от счастья вновь открывшихся перспектив... косячить так по-полной!

Выходя из зала и заметив мою улыбку он тоже улыбнулся.

- Увидимся вечером в зале.

- Да, до вечера.

Знал бы он о чем я думала в тот момент... Хорошо что не знал. Его спокойной жизни учителя медленно наступал конец.

Это было сильнее меня. Повеселиться, разозлить Мишу, получить двойку - такой коктейль "плюсов" сошелся в один пазл!

В те дни по вечерам на тренировках было всё спокойно. Мы дрались. Ничего необычного. Все мои мысли и фантазии были запущены на уроки физкультуры.
Итак, через два дня.

- ... Ты стащила бланк? Давай сюда...

- Олька, так нельзя... он же заметит что не врач написала освобождение. Он сразу заметит!...

- Да, на это и расчёт! А еще я опоздаю на урок... к середине припрусь. Точно двойку влепит, вот увидишь. Железно. Ну он же обещал. И я на это надеюсь.

- А где ты половину урока ходить будешь?

- В раздевалке посижу.
 
- Не боишься что ругаться будет?..

Я посмотрела на неё с улыбкой. Объяснять ей что на самом деле меня может испугать... сейчас было некогда. Да и не нужно ей это знать. И ответила спокойно -

- Нет.

- Может лучше по конструированию получишь двойку? Или по машиноведению?..

- Нет Ритка. Тут уже дело принципа. Он так грозил нам в прошлый раз, что пусть сейчас выполняет свои обещания. Меня сейчас устроят только двойки по физкультуре!

- Ну, удачи тебе.

- Спасибо, подруга.

Все ушли в зал. Рита унесла мою поддельную справку чтобы передать ему перед началом урока. Двери в раздевалку закрывались не плотно и слышно было что происходит в зале. Началась перекличка. Назвали меня. Услышала что Рита сказала про справку. В ответ никто не ругался и не возражал. Перекличка продолжилась.
Что такое? Почему не сработало? Для кого я старательно выводила буквы ровным детским почерком и делала ошибки в словах? Для кого, Миша? Ты обещал двойку! Обманщик.

Ну... с другой стороны я ведь не видела а он действительно мог поставить двойку в журнал, и не обязательно ругаться по этому поводу. Ладно, будем надеяться что так оно и было. Хотя минут через десять нужно будет закрепить результат опозданием. Не проблема.

В середине урока захожу в зал с виноватым выражением лица.

- Здравствуйте. Извините за опоздание...

Все оглянулись и ждали его реакцию.

- Почему опаздываем?

Интересно, если ему сейчас правду сказать как отреагирует? Хотя... сейчас может и никак, а вот вечером на тренировке... Короче, пора врать.

- Штаны спортивные дома забыла, бегала за ними. Вы же сказали что без формы не пустите.

- Ладно, заходи вставай в строй...

Что происходит?.. это всё?.. Дальше урок прошел в штатном режиме. Мы снова занимались растяжкой. Я - с удовольствием, девчонки - героически.
После урока когда выходили из зала я заглянула в журнал...

- А где двойка?

- Какая двойка?

- За опоздание...

- Так ты же объяснила почему опоздала...

- Так опоздала же. Где двойка? А как же порядок, дисциплина?

- Насчет дисциплины вечером поговорим. Увидимся на тренировке.

И он ушел в раздевалку. Так не честно. Косячу на уроках, а отдуваться на тренировке?.. Всё пошло не по плану. Расстроилась.

Вечером на тренировке решила вести себя поспокойнее. Вдруг не вспомнит.

Подходя к залу очень удивилась. Что они тут делают? Двое девчонок из нашей группы стояли в коридоре и ждали. Занятия в училище давно закончились, собиралась только группа самообороны. Стройные красивые в макияже и в платьях... на самооборону... Что вы тут забыли, девочки?

Пройдя мимо них в раздевалку заметила не себе такой же удивленный взгляд. Меня они тут увидеть конечно ожидали, но скорее всего не думали что больше девчонок нет совсем.

Переодеваясь услышала разговор из коридора. Знакомые голоса.

- Привет. Вы к кому?

- Привет. Нам нужен тренер.

Через паузу разговор возобновился.

- Что хотели?

- Хотим заниматься.

Показалось что этот разговор я где-то уже слышала...

- Вы понимаете куда пришли? Мы тут вообще-то драться учим.

- Мы читали объявление...

- Не боитесь?..

Вот тут я замерла чтобы услышать ответ. От него многое зависело. Возможно в нашем коллективе скоро появятся девчонки... После паузы послышалось -

- А можно мы сначала посмотрим?..

А нет, не появятся. Жаль. Если уже заранее боятся, то они явно не "наши". Вздохнув и завязав шнурки отправилась в зал.

Начало плановое - разогрев, разминка. Основная техника ударов. Молча стоим и пытаемся ускорить свои удары под счет тренера. Движением плеча резко выкинуть руку вперед, потом другую...

Замечу что у разных тренеров в разных стилях принято называть удары по-разному. Один и тот же по сути и даже по технике удар называется разными именами. "Прямой удар", он же "чун цюань", он же "джеб" или "кросс" (в зависимости с передней или задней руки летит), он же ... в разных стилях названия разные. И вот сейчас у Миши вспоминала терминологию названия ударов из бокса, так давно знакомую мне с тренировок Джиткундо еще со времен школы.

На этапе объяснения задания он называл эти удары просто - "прямой удар передней рукой" или "прямой удар задней рукой" или "круговой удар", но... для быстрого выполнения команд потом использовалась терминология бокса - джеб, кросс, хук.

Отработка техники прямых ударов. В стойке ждешь команду и едва её услышишь, резко выбрасываешь короткий джеб и возвращаешься на исходную позицию. Задача дать команду плечу едва услышав счет, чтобы удар вылетел как можно скорее. Выполнить его как можно резче расслабив руку и превратить её в каменную на этапе самого удара. Столь же важно быстро вернуть её обратно, во избежание захвата. И нарабатывается это сейчас, в одиночку. Только рафинированная целесообразная техника. Никаких лишних движений. Они энергозатратны и мешают нужной скорости. Только выверенная линия удара, правильное приложение силы, концентрация и скорость. Но это всё у нас в голове.

А... Со стороны это покажется скучным. Девчонки пришедшие посмотреть на тренировку видели строй парней вытягивающих руку вперед под счет. И всё. Что они хотели там увидеть не представляю. Если не понимаешь внутренних задач, внешне смотреть-то и не на что. Хотя...

Вскоре я заметила что одна из них очень воодушевленно за кем-то наблюдает. И даже улыбается. У... похоже ей кто-то из мальчиков определенно понравился. Улыбнувшись этому факту я продолжила своё занятие подумав лишь, что девчонки они такие... девчонки.

- Не отвлекайся, держи руки.

Сзади почувствовала дыхание в затылок. Мои руки крепко взяли и развернули ровно локтями вниз, подняв кулаки на уровень головы. Рука тренера вытягивала мою руку ровно так как она должна была лететь в хороший удар, и затем возвращала в правильную позицию. Неудобную для меня правильную позицию. Затем то же самое с другой рукой, потом снова... Руки постепенно запоминали правильное положение. Новое, странное, неудобное... но правильное. Так считал Миша.

И спорить с ним не стоило... однажды уже пыталась. Он быстро доказал свою правоту. Так что сейчас даже мысли не возникало спросить его почему так а не иначе. Лишь молча пыталась повторить всё то что он показывал.

И снова от медленной техники к ускорениям. И снова всё полетело не так как надо. И снова стою и медленно вытягиваю удары как положено... Даже мне уже становится скучно. Интересно как там девчонки?..

Оглянувшись на скамейку увидела сияющую Ленку. Она сидела мечтательно глядя на кого-то. Нашла себе занятие... так недолго и влюбиться. Интересно кто её так увлёк?..

Пока тренер отвернулся спиной и был занят кем-то, я оглядывала мальчишек. Все были заняты своим делом и не обращали внимания на девчонок. На кого же она так смотрит?..

Не найдя быстрого ответа, решила не тратить больше на это время. Следующее задание полностью поглотило моё внимание. И снова руки не хотели двигаться как нужно было Мише. И снова он упорно разворачивал их как надо. А я считала себя в те моменты такой бестолковой... столько лет занимаюсь и опять что-то не так. Опять всё плохо. Может это только ему всё не нравится? Чего он придирается? Ну невозможно бить так ровно и быстро...

Порасстраивавшись минуту, вспоминала что спорить с ним бесполезно. И продолжала выполнять задание.

Почему спорить бесполезно? Ну... так потому что он не спорил. Он просто подходил и делал как ему надо. А если не согласен был с твоими претензиями и просьбами, просто отвечал - "Нет".
Встречались конечно настойчивые товарищи с более разнообразными аргументами против его "нет"...

- ... ну почему "нет"?

- Нет.

- Если уклониться и сделать подшаг, то можно контратакой попасть в корпус прямым...

- Не успеешь.

- Допустим... но если отойти и сразу хуком...

- Не успеешь.

- А если...

- Хорошо. Давай... попробуй...

Они встали в боевую стойку напротив друг друга. Спокойно и внимательно следя за каждым движением соперника.

- Готов?

- Ага...

Резкий точный прямой джеб полетел и... достиг цели.

- Чё не ушел?..

Миша стоял в стойке так же спокойно. Его соперник держался за нос пропустив удар.

- Не успел, давай еще раз...

Миша пожал плечами дав понять что вообще не против. Всё повторилось.

- Чё не ушел?..

- Не успел...

- Я тебе говорил не успеешь. Не спорь.

Вот как-то так спокойно и по дружески решались все спорные вопросы относительно техники и тактики боя. Возможно покажется что Миша немногословен, но... объяснения его более чем доступны. И спорить с ним мы не хотели.

С определенного времени он посчитал нужным вставать со мной в спарринг в конце тренировки. Мой уровень подготовки на тот момент болтался в серединке между новичками  (с которыми было легко справиться, а значит неинтересно) и старшими, которые были на двадцать килограмм тяжелее меня и технически более подготовленными. Не имея равного соперника становилось грустно. Бить новичков и убегать от старших... это не спарринг.

Вероятно поэтому Миша и стал регулярно вставать со мной. Конечно для него это боем не было, но мне он давал возможность научиться вести спарринг, изучать противника, находить открытые точки, применять новую технику в бою. И это радовало.

Занятие закончилось. Выходя из зала мимо девчонок заметила на себе подозрительный взгляд Ленки... Чего это она?.. На фоне усталости и эмоций тренировочных боёв дальнейшее развитие мысль о ней не получила. Хотелось домой, в душ и спать. А Ленка пусть смотрит на кого хочет и как хочет.