ЛЮБОВЬЮ ПРОРОСЛИ ДРУГ В ДРУГА
Итак, в центре сюжета история невозможной любви светлой девушки врача Аслы (актриса Бирдже Акалай) и бандита Ферхата (Ибрагим Челиккол).
Напомню, Аслы в переводе с турецкого-великодушная,Ферхат-непобедимый. В интервью исполнительница роли Аслы Бирдже Акалай рассказала,что сразу же полюбила свою героиню за её чистоту, самопожертвование, добросердечность,трудолюбие,честность. И в самой актрисе есть немало черт характера Аслы.
Ибрагим Челиккол признался, что роль Ферхата его взбудоражила: « Я много читал, советовался со знающими людьми и ,если честно,спорил со многими,чтобы эта роль получилась. Внутри каждого из нас есть то,что запускает нашу хорошую или плохую сущность,как спусковой крючок. И на это влияет то,что нам приходится пережить,то,чему мы подвергаемся. Я терпеть не могу,когда мне врут или когда считают меня за дурака.Я что-то делаю правильно,в чём-то ошибаюсь,но я такой, какой есть. Ферхат рано потерял отца- самого дорогого человека в жизни. У меня было так же. Потеря отца стала для меня точкой перелома. Эта ситуация столкнула меня лицом к лицу с жизнью, возможно заставила меня крепче стоять на ногах, иногда чувствовать себя одиноко и замыкаться в себе, но в то же время научила меня ценить жизнь и заботиться о близких мне людях.».
Челиккола упрекали за его чрезмерную худобу в роли. Но мне кажется, это худоба оправдана: Ферхат,как натянутая струна. А впалые щёки,острые скулы, мешки под глазами подчёркивают жёсткость облика.Ещё меня поразили руки Ферхата-Челиккола,вернее кисти рук: они ( ясное дело от природы) не разлаписто-огромные, а аккуратные,даже изящные и сбитые костяшки пальцев от бесконечных драк.
Фамилия Ферхата Аслан-значит лев. Он и в самом деле похож на этого царственного и гордого зверя с бесшумной,крадущейся походкой, пружинистыми прыжками, летящим бегом с развевающимися полами чёрного пальто. И нюх у Ферхата на опасность звериный: он чувствует двойное дно и лживую натуру Эбру- лучшей подруги Аслы, подленькую и продажную душонку зятя Джунейта, алчность Сафие- "временной» жены Абидина, враз раскусывает одержимую местью маньячку Жюлиде-племянницу Аслы,хитрую и изворотливую интригантку Идиль–любовницу Намыка. Нет никаких родственных отношений у Ферхата с родной матерью Йётер и сестрёнкой Гюльсум-он их просто не замечает,хотя и обеспечил им безбедную жизнь в особняке Намыка Эмирхана. А вот о братишке Йигите,которого он оберегал и защищал в детстве,Ферхат тоскует. Но теперь государственный прокурор Йигит Аслан и знать Ферхата не хочет, стыдится родства с ним и грозит тюрьмой.
Ибрагим очень красив в этой роли зрелого мужчины-сильного,смелого и в то же время,сознающего свою отверженность от праведных людей. Ферхат живёт в потерянном мире и по волчьим законам. Он беспрекословно исполняет приказы своего дяди Намыка Эмирхана-главы мафии,который прячет свою суть под маской перспективного политика, бизнесмена-благотворителя ,владельца элитной и самой лучшей в Стамбуле клиники. Но даже Намык уважает правила Ферхата,давшего слово не трогать в своей бандитской жизни нищих,женщин и детей.
С первых же кадров мы видим киллера Ферхата (Челиккол) за его работой. Он целится в жертву и в оптическом прицеле оружия замечает случайную прохожую-улыбчивую девушку (Бирдже Акалай) ,покупающую себе букетик цветов у уличной торговки. Что-то зацепило в ней Ферхата и уж явно не только красота. Сколько красивых у него было! Но в этой ясноглазой светилась радость жизни, умиротворённость, благожелательность и какая-то немыслимая чистота.
Ничто не дрогнуло в бесстрастном и холодном лице Ферхата: от его точного выстрела мужчина-жертва валится прямо к ногам красавицы. А та ,сдерживая толпу,объявляет,что она врач, и сорвав со своей шеи нарядный шарфик,прикладывает к шее раненого. Ферхат вскоре с большим черным кейсом,в который он уложил оружие, спокойно проходит мимо умирающего от его рук человека.
На следующее утро у Аслы день рождения и она завтракает с любимым братом Джемом-комиссаром полиции. У неё на работе в клинике сегодня презентация нового отделения,куда она пойдёт с женихом коллегой -хирургом Синаном.
И тут же кадр-завязка сюжета: Ферхат на мотоцикле едет мимо явно влюблённой пары,узнав в девушке вчерашнюю красотку. Намеренно он прокатывает по грязной луже, забрызгивая её белое платье. Вслед Ферхату летят гневные слова: «Животное!» и «Будь ты проклят!»
Первая встреча Аслы и Ферхата лицом к лицу в машине «Скорой помощи», в которой «медбрат» везёт хирурга к пострадавшему в автокатастрофе мужчине. И опять Ферхата удивляет искренность и участливое отношение Аслы к нему-постороннему человеку и стремление помочь -обработать рану на животе. Но Ферхат поражает доктора мужеством и умением справляться с болью: на её глазах прямо в машине без анастезии он сам себе рану зашивает.
Привозят Аслы не на место аварии,а на загородную ферму,где Ферхат под дулом пистолета заставляет доктора сделать операцию человеку,предавшего босса-Намыка Эмирхана. И Аслы понимает,что попала в бандитское логово. Она становится свидетельницей убийства того,кого прооперировала с таким трудом и с ужасом узнаёт в жестоком карателе хозяина клиники Намыка Эмирхана. Тут же следует приказ-убрать Аслы и спрятать её труп , чтобы ни одна полицейская собака не смогла найти.
Даже искры сочувствия и капельки жалости не видит Аслы в холодных глазах Ферхата,ведущего её под пистолетом в лес на смерть. Плача,умоляет девушка не убивать её. И слышит предложение,от которого мороз по коже : «Хочешь жить,выходи за меня замуж. Мы своих не трогаем.». Разъярённому дяде Намыку Ферхат говорит: « Я женюсь на Аслы и посмотрим,как её брат- полицейский будет преследовать нас,если его сестра замарается».
А на проклятия пленницы в свой адрес Ферхат отвечает односложно: « Не будешь слушаться,придётся читать молитву на могиле твоего брата-полицейского. Не нарушай договор: брак наш только на бумаге, а на деле мы никогда не будем мужем и женой» .
Ферхату хочется подчинить себе эту своевольную и бесстрашную Аслы, так откровенно презирающую его. Она морщится от отвращения,когда Ферхат хватает её за руку или фальшиво играет роль заботливого мужа. Не узнать теперь красивого и молчаливого парня из «скорой». На губах его властная,циничная ухмылка, а в гневе звериный злобный оскал и резкие, жёсткие приказы для Аслы. Глаза Ферхата (Челиккола) полыхают яростью,они чернее ночи и этот взгляд исподлобья,вечно нахмуренные соболиные брови и резкий голос: «Если хочешь сказать что-то ,смотри мне в лицо! Не отворачивайся! Я буду думать за тебя и решать за тебя! Даже дышать за тебя буду я. Поняла?».
Согласившись на скоропалительную свадьбу, Аслы надеется, что найдёт доказательства преступной деятельности Намыка и Ферхата и поможет брату Джему и новому прокурору Йигиту Аслану посадить бандитов в тюрьму. И потому влезает во все дела Ферхата,ездит с ним в машине по разным точкам,без конца попадая в перестрелки и бандитские разборки. Их поджигают в загородном домике,гоняют по лесу ,как зверей на заклание,устраивают аварии на дорогах. И Аслы, за всю жизнь не нарушившая ни единого правила,даже не переходившая дорогу на красных свет, тоже берёт в руки оружие,перезаряжая пистолет и стреляя в подонков. Она — правильный и праведный человек до слёз,до ужаса страшится этих перемен в себе...
Аслы знает, что Намык Эмирхан не смирился с её присутствием в семье. Он поручает зятю Джунейту любыми способами убрать Аслы, чтобы сохранить при себе Ферхата. Но и на самого Намыка и его семью ведёт охоту бывший партнёр по бизнесу,а ныне ярый его противник Шахин,приговоривший к смерти всех близких Намыку людей. На кладбище уже вырыты десять могил и на надгробных плитах выбиты имена жертв.
Постепенно Аслы из случайных разговоров с верными друзьями Ферхата-кузеном Абидином, охранником Молчуном-Рамазаном, стариком Ихтияром-хозяином лесного домика и братом Йигитом узнаёт о трагической судьбе своего мужа. В двенадцать лет Ферхат увидел как убили его любимого отца-добрейшей души парикмахера Неждета. Явившейся вслед за этим дядя Намык вкладывает в руку мальчика пистолет и приказывает отомстить пойманному убийце. Ферхат стреляет и с этого мига с ним навсегда клеймо убийцы.
«Когда умер мой отец,-говорит уже взрослый Ферхат, -вместе с ним умерла моя честь». А тогда он попал в колонию для несовершеннолетних,потом был срок в тюрьме и служба в армии. И долгие годы служения дяде,чтобы сохранить репутацию Намыка Эмирхана,как достойного и добропорядочного человека,Ферхат исполняет за него и для него самые страшные дела.
….Журналистская привычка сверять свою судьбу с полюбившимися киногероями и на этот раз не оставила меня. Аслы называет Ферхата тёмным человеком с холодными,как лёд глазами и каменным сердцем. Упрекает его за нежелание вырваться из тьмы потому,что с пистолетом в руке он чувствует себя сильным. И мне на ум пришли стихи моего сына Сергея Азарченко под названием «Человек одевается в камень». Как подходят эти строки к характеристике Ферхата:
Человек одевается в камень,
Но,не сразу.Сначала он тонок.
Человек одевается в камень,
Если в нём умирает ребёнок.
И броню не пробить,не разрушить.
Год от года она все сильнее.
Человек,не желающий слушать,
Сам вещает,все громче и злее.
Дядя Намык-сводный брат матери Ферхата забрал всю семью цирюльника Неждета к себе в Стамбул,поселил в роскошном особняке и хотя Ферхат оплатил каждый съеденный родными кусок и годы учёбы Йигита в институте,Намык считает их всех своими пожизненными должниками. А Аслы, племянника Йигита, ставшего прокурором и комиссара полиции Джема Чинара -помехой в мафиозных делах. Подручные Намыка и подельники Шахина тверды в намерении убить всех троих. И Ферхат,поняв замысел дяди, решительно встаёт на защиту своих близких. Он ищет пути примирения с Йигитом, вместе с Джемом преследует бандитов, покушавшихся на жизнь семьи брата и стремиться найти племянника Озгюра,взятого в заложники, и освободить похищенную сестрёнку Гюльсум.
Ибрагим Челиккол создал образ человека,внутри которого сплошная рана от осознания своих грехов.Удивительно перевоплощение актёра в героя без всяких хитрых приспособлений- здесь нет сложного грима, особых костюмов или грандиозных декораций. Темнеющее от гнева лицо с крутыми желваками и вздувшимися жилами на лбу и на шее,крепко сжатые губы,нервное подёргивание плечом и какой-то мальчишеский жест ладонью, вытирающей нос. На нас глядят с экрана прекрасные глаза Ибрагима, мы слышим его мягкий с бархатистыми нотками голос,любуемся его фигурой,но не воспринимаем его как исполнителя. Мы сопереживаем Ферхату-живому страдающему человеку с такими же проблемами,как у нас. В минуты укоров совести и справедливых упрёков Аслы он, сдерживая слёзы, не хочет показаться слабым и уходит от разговоров. Не боится умереть,ведь каждый день на «задании» его подстерегает возможность очутиться в могиле. С появлением Аслы он переживает за её жизнь и понимает,что рядом с ним опасность для неё возникает всё чаще и страшнее. И отпустить от себя Аслы Ферхату трудно, и невозможно развестись с ней.
Не сразу он осознаёт, что Аслы принесла ему свет надежды на другую жизнь. Вспомним перекошенное злобой лицо Ферхата, увидевшего Аслы рядом с её бывшим женихом Синаном. Одним ударом своего каменного лба Ферхат сломал Синану нос и в бешенстве тащит Аслы домой,твердя чтобы она не пачкала его имя. А Аслы вонзает ему нож под рёбра и в глазах Ферхата не страх смерти, не боль от раны, а недоумение и ужас от ненависти девушки,которую он помиловал всего лишь несколько дней назад. Превозмогая боль он ещё и позлорадствует : «Видишь,как легко решиться убить человека? Добро пожаловать в наш тёмный мир! А теперь ты, доктор,будешь перевязывать мне рану и изображать ангела-спасителя?»
А потом при каждой перевязке Ферхат смотрит на нее вполне заинтересованным мужским взглядом,а Аслы( Акалай) вскидывает на него мельком свои удивительные лучезарные глаза,пытаясь удержаться в статусе доктора,ухаживающего за больным. Но притяжение их друг к другу уже чувствуется и его ничем не остановить.
С Аслы Ферхату тоже пришлось учиться отношениям. С любовницей- татуировщицей не было никаких взглядов: схватил за шею или за руку и кинул на постель. Расслабился и ушёл молча.
А тут кузен Абидин ещё на ферме, увидев впервые Аслы и Ферхата рядом, почувствовал их токи. И вслух сказал Молчуну, что Аслы Ферхату понравилась. " Но насколько я знаю Ферхата, то Аслы не позавидую".
Трогает нас история после перестрелки у лесного домика Ихтияра: подонки Шахина ранят Ферхата в спину и его умирающего Аслы с Ихтияром тащат на себе. Потом в машине ,Аслы, прижимая к груди голову ослабевшего от ран и белого,как мел,Ферхата, ловит его едва слышные слова : «Оставь меня,доктор...Я умру...Почему ты не ушла?» А Аслы в ответ : « Потому что,я дала клятву Гиппократа и нет ничего другого.».
В больнице она сама оперирует Ферхата,вытаскивает с того света,когда у него остановилось сердце. И потом выхаживает мужа дома: кормит его из ложечки, учит стоять на ногах и ходить,перевязывает ему рану, дежурит ночами у его постели, И исподтишка любуется каким-то просветлённым лицом Ферхата. И он любуется каждым движением Аслы,дивясь её внутренней силе, упорству, преданности и веры в него-отверженного.
Аслы как-то неожиданно признаётся Ферхату в любви, а в ответ слышит : «Вот этого я и боюсь». Он понимает,что счастливая и мирная жизнь не для него-человека,не расстающегося с пистолетом. Даже после близости Ферхат не хочет показать,что покорился Аслы,боится зависимости от неё. Утром Ферхат смотрит на сияющую счастьем Аслы как-то отстранённо. На её вопрос :"Что ты чувствуешь сейчас?" сквозь зубы отвечает: "Ничего". Аслы,желая услышать любовное,переспрашивает: "Совсем ничего?" А в ответ тем же отчуждённым тоном : "Я должен что-то чувствовать?" И поворачивается к ней спиной, не желая продолжать разговор,ведь столько лет он под маской грубости прятал от всех своё истинное лицо. А нежные пальцы Аслы поглаживают его больную спину. У неё не утихает надежда залечить своей любовью и душевную рану Ферхата.
Мне очень интересно разгадывать в турецких сериалах как показаны настроения и душевные переживания героев через образы-символы. И в «Чёрно-белой любви» мощно «работают» ОГОНЬ-пламень гнева -страсти-любви, ВОДА-очищение от горьких слов и поступков, ЗЕРКАЛО– отражение сущности и глубины смятенной души.
Вот Аслы просит Ферхата помочь ей надеть кулон и он бережно застёгивает крошечный замочек на цепочке, мельком вглядываясь в отражение в зеркале и не хочет показать, что любуется Аслы. Неплохо смотрится их пара: она в белом открытом платье,он ,как всегда, в чёрном.
Та же история с молнией на красном облегающем платье Аслы,которую застёгивает Ферхат,как бы поглаживая ей спину , и удивляясь их одновременным взглядам в зеркало. А ещё вспомним разбитое Ферхатом зеркало( или своё лицо?) в ванной после очередного скандала с Аслы.
Оба не заметили, как огонь любви разгорелся в их сердцах. Все обитатели особняка вслух говорят об этом,даже Йигит и Джем уверены в их чувствах. Вдали от чужих глаз в домиках-убежище в лесу, у моря,в горах Ферхат первый делом разжигает огонь в камине или печке и садится рядом с Аслы,чтобы почувствовать её тепло. Их разговоры ни о чём: губы говорят одно,а взгляды-другое истинное. Мне очень нравится кадр,где будто в круге арены стоят Аслы с Ферхатом,а по краю вспыхивают и бегут по кругу под красивую любовную песню язычки пламени.
...Договор о фиктивном браке нарушает сам Ферхат. Он уверен,что Аслы поддаётся «дрессировке» и решается испытать на ней свои мужские чары.Столько женщин влюблялись в его лицо,млели от его силы, грубости и смелости и ни одна из них не надеялась получить от Ферхата хотя бы кроху нежности.
А с Аслы всё по другому.Он подстраивает в больничной палате встречу Синана с его женой и дочкой так, чтобы это увидела Аслы. А после пытается утешить её, оскорблённую обманом и коварством «жениха». Милостиво разрешает Аслы побыть у подруги и поплакаться на несчастную судьбу. Потом везёт домой пьяную жену. В их полутёмной комнате Аслы едва держится на ногах и доверчиво обнимает за шею крепко держащего её Ферхата. У неё от усталости и пережитого стресса закрываются глаза и она не понимает каким образом губы Ферхата оказываются на её губах. В миг протрезвев,Аслы отшатывается от Ферхата,ладонью стирая его поцелуй и с горькими слезами выговаривает ему за нанесённую обиду:
-Зачем ты меня целуешь? Ты пленил меня и решил показать кто тут главный? Ты всё спланировал: и женитьбу нашу,узнав,что мой брат полицейский, и в больницу меня отвёз,чтобы я увидела ,что Синан женат.
Ферхат слушает монолог плачущей Аслы в некотором смущении,но с едва заметной полуусмешкой.
Аслы:-Ты ещё хвалишься своим воспитанием? Ты не можешь стать моим хозяином и не можешь заставить меня быть похожей на тебя. За всю мою жизнь я целовала только человека,в которого была влюблена. А тебя не поцелую! И ты не целуй! Ты можешь быть бессердечным, можешь быть убийцей,но не будь животным.
Ферхату совестно слышать такие слова. Едва пробормотав «Извини меня» ,он уединяется в душе и и смотрит на себя в зеркало с досадой и ненавистью. И тут же перед ним всплывает картинка из детства,когда он поделился с отцом Неждетом печалью,что соседская девочка,в которую он влюблён,не обращает на него внимания. ( Меня до глубины души потрясли жизненные образы,которые создали актёры Гюхан Сойлу- парикмахер Неждет и юный актёр Эмирхан Акбаба в роли подростка Ферхата). Прошлое и настоящее переплетаются,как бы подчёркивая зигзаги судьбы. А
советы отца перекликаются со словами Аслы:
- Ну, мой Ферхат, помнишь пословицу «Что посеешь,то и пожнёшь?». Она не только о еде. Доверяй тому,кто излучает доверие, влюбляйся в того,кто излучает любовь. За сладкое слово,за взгляд можно жизнь отдать.Мужчина не только сильными руками,но и сердцем проявляется. Если ты будешь грубить женщине,которая рядом, ты не будешь мужчиной,а будешь животным.Если разобьёшь ей сердце,причинишь боль,изменишь,если обидишь эту женщину и улыбки не будет на её лице,то любовь превратиться в пыль и исчезнет. И до конца жизни ты будешь думать и мечтать о той любви…
С появлением Аслы Ферхату часто будет являться в снах его отец Неждет и всякий раз взрослый сын будет просить прощения у него за то,что не сумел стать достойным человеком. И вот эту зудящую рану в груди Ферхата, сама того не осознавая, начала лечить доктор Аслы. Она поведает ему и о своих бедах. О том, как после ухода матери из семьи со старшей дочкой, маленькая Аслы утешала спивающегося от горя отца и помогала брату Джему. О том, как отец заболел и умер на её руках,потому что не было рядом врача, и Аслы поклялась выучиться на доктора. Её ровесницы подружки повыходили замуж,родили детей и превратились в домашних хозяек,а Аслы к 30 годам стала лучшим нейрохирургом,делающей самые сложные операции. Брат Джем заменил ей отца и стал верным другом. Он умоляет сестру оставить мужа и перед Ферхатом готов встать на колени, чтобы тот отпустил сестру и не тащил за собой в бандитскую жизнь.
Сколько раз Аслы уходила от Ферхата,собрав чемодан и забрав свой любимый домашний цветок. За короткое время проживания с Ферхатом она потеряла брата Джема, потеряла любимую работу, пережила разочарование от бесчинств племянницы Жюлиде,устала жить во лжи в доме Намыка и хранить тайны Йетер- матери Ферхата, его сестрёнки Гюльсум,родившей внебрачного ребёнка и скрывающей имя любовника.
И главную ужасную тайну из случайного разговора узнала Аслы: настоящий отец Ферхата - Намык Эмирхан! Она не может ни с кем поделиться этим, боясь, что Ферхат станет убийцей тех, кто столько лет лгал ему. Но и попытка Аслы и Ферхата развестись не может их разлучить,ведь любовью они уже проросли друг в друга.
Удивительна в образе Аслы Бирдже Акалай:нет ни одного эпизода,где можно было бы сказать-она играет роль. Бирдже живёт жизнью своей прекрасной,совестливой, чудесной героини. И мы плачем вместе с ней, кричим от обиды, улыбаемся каждому маленькому чуду,полученному от Ферхата. Лаской и поцелуями лечит душевные раны Ферхата её Аслы. Какие поющие,летящие у неё руки,старающиеся разгладить каждую морщинку и складочку на лице Ферхата. И как радуется Аслы (Акалай) его неумелым признаниям в любви. Так трогательно рассказывает Ферхат по подсказке Аслы сказку «Красавица и Чудовище» сынишке Йигита Озгюру, с такой надеждой вглядывается Ферхат в прекрасное лицо Аслы и её удивительные,сияющие зелёные глаза. И ему самому,израненному судьбой, хочется верить в эту любовную сказку.
На мой взгляд, рождение нового Ферхата началось в деревне, куда они с Аслы попали после автоаварии. Их нашла ночью в разбитой машине простая сельская женщина и привезла на тележке к себе дом.А утром,как дорогих гостей,отправляет Ферхата и Аслы( она слышала как во сне они звали друг друга) в деревенскую баню без всяких удобств. Эта сцена омовения, как бы от грехов,обид и недоразумений, полна нежности. Расслабленная Аслы сидит на лавке, а Ферхат поливает водой из деревянной плошки её голову, шею, плечи, проверяя собственной ладонью не горячо ли ей. И себя окатывает водой с чувством очищения.
А потом у невестки хозяйки начались роды и помогает ей Аслы. На подхвате и Ферхат: его гоняет доктор за горячей водой и чистыми полотенцами и тот с потрясённым лицом споро выполняет все приказы доктора, шепча: «Ты всё сможешь,Аслы! Я верю в тебя!» Наконец Аслы объявляет: «Мальчик! Здоровый,как мячик и глаза у него,как плошки». Передаёт новорожденного Ферхату и он неумело держит дитя,смущённый и растерянный таким радостным событием. Роженица Гюльшен спрашивает: «Вы пришли в наш дом и пришёл мой сын. Брат,можно я назову его Ферхатом?»
Ферхат, скрывая волнение: « Можно,если ты хочешь. Для меня нет никаких проблем. Ферхат -хорошее имя, мужественное.».
...Я не могу без слёз смотреть эту сцену,зная наперёд, сколько мужества понадобится новому Ферхату для преодоления предстоящих бед и несчастий.
http://proza.ru/2023/09/20/1240
Продолжение следует....