«Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек» …
Автор слов этой советской песни не говорил, что «нет такой другой страны», но советские слушатели поняли его именно так.
Не был поэт Лебедев-Кумач за границей, но считал, что вольней, чем в СССР, дышать человеку уже невозможно.
Впоследствии такой подход к оценкам стал распространённым: например, о некоторых книгах и писателях говорили: «Не читал, но осуждаю».
А вторая часть утверждения поэта-песенника кажется просто кощунством на фоне всего известного о тех временах: не мог он не знать о том, какими методами Советская власть заставляла себя уважать и любить.
На биографию Лебедева-Кумача огромным пятном легли подозрения в плагиате: даже слова «Священной войны», как считают некоторые исследователи его творчества, оказались украденными. Но песни его стали памятниками той эпохи.
И «сносить» их никто не собирается: есть в них соблазнительная задушевность.
Неискренность? – Её тогда не замечали, а теперь готовы простить.
История не скрывает: искусство той эпохи было под строгим партийно-государственным контролем. Меры воспитания работников искусства были иногда предельно жёсткими.
Должен ли художник служить стране и народу?
Тут наверняка вспомнятся строки:
«Подите прочь — какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!»…
Трудно представить, что было бы с А.С.Пушкиным за такое отношение к народу, живи он во времена СССР.
Многие художники тогда, можно сказать, наступали на горло своим песням и кривили душой, чтобы соответствовать линии партии.
«С кем вы, мастера культуры?» - спрашивал М.Горький.
И кто бы осмелился сказать: «Подите прочь…».
Несколько главных песенных «хитов» Лебедева-Кумача были написаны для фильмов режиссёра Г.Александрова.
В какой мере такие фильмы как «Весёлые ребята», «Волга-Волга» и «Цирк» отражали свою эпоху?
С точки зрения реализма, там всё насквозь фальшиво. Но нужны людям были сказки во все времена.
Было указание деятелям кино взять курс на “соединение русского революционного размаха с американской деловитостью”.
Было поручение учиться у «Голливуда» снимать кино.
Может быть, и не было цели держать народ в плену грёз?
Ч.Чаплин писал: «Я верю, что могущество смеха и слез может стать противоядием от ненависти и страха…».
Верил в это и Сталин.
Но в части искажения реальностей советские комедии успешно догнали и перегнали Голливуд.
И это особенно бросается в глаза на фоне комедий Ч.Чаплина, в которых капиталистические реальности показаны так ярко, что критики писали: «Он заходит слишком далеко, это уже социализм».
О фильме «Весёлые ребята» Ч.Чаплин сказал: «Александров открыл для Америки новую Россию. Это большая победа».
Он мог не знать тёмной стороны «новой России». Но Александров-то не мог не знать о ней.
И всё-таки предпочёл создавать развлекательные фильмы. И даже получил орден «за храбрость».
Почему в стране, «где так вольно дышит человек», кинорежиссёры избегали говорить о проблемах и бедах страны, а в «загнивающих» США выходили такие разоблачительные или обличающие фильмы, что критики требовали «выслать автора в Россию»?
Кульминацией противостояния Чаплина и его критиков в США стал фильм «Великий диктатор».
Тут уже пошли и угрозы, и акты погромов в кинотеатрах, где шли показы фильма.
Мир ещё не знал, какие плоды принесёт дерево германского нацизма.
Да и сам Чаплин признавался: «если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать «Диктатора», не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения…».
Показ фильма в СССР был запрещён, несмотря на то, что предыдущие фильмы Чаплина, обличающие «звериную сущность» капитализма, имели успех у зрителей и одобрение у советской власти. Почему же опасность германского нацизма не увидели в должной мере в той стране, которая, казалось, была ближе других к идеалам свободы и справедливости?
Не потому ли, что методы борьбы за власть штурмовиков партии Гитлера мало отличались от методов ЧК и НКВД? Да и некоторые цели партии нацистов были созвучны партии большевиков.
Ч.Чаплин был верен до конца своим симпатиям к СССР.
Он активно требовал открытия второго фронта во время войны.
«Если Россия будет побеждена, весь азиатский континент … окажется во власти нацистов.
.. мы не можем позволить себе потерять Россию, потому что там проходит последняя линия фронта защиты демократии» - говорил он на митинге.
Сегодня, зная о том, куда может завести страну нацизм, кажется вполне справедливым какой-нибудь закон, позволяющий в порядке «политической воли» применить власть к некоторым инакомыслящим: всем же понятно, что злокачественную опухоль нужно удалять.
Но совершенно ясно, что в диагнозе власть может вольно или невольно ошибаться.
Ввели же мораторий на смертную казнь под предлогом предотвращения судебных ошибок.
Так и в вопросах идеологии кажется разумным обеспечить свободу самоопределения, чтобы по ошибке не осудить что-нибудь благотворное, чтобы «не затоптать с плевелами и пшеницы»…
Под благовидным предлогом защиты прав человека Госдепартамент США недавно объявил законными однополые браки.
Женщина-сенатор расплакалась в зале Конгресса США, умоляя коллег проголосовать в защиту традиционных ценностей. Но Вашингтон слезам не поверил.
И это проблема не только свободы сексуальной ориентации. Выражаясь языком некоторых российских политиков, «на кону стоит» авторитет Библии, на которой президенты США присягают своей стране.
Когда Российская пропаганда что-то рассказывает о победном шествии ЛГБТ по странам Запада, то это можно принять за «страшилку», которой власть пытается возвысить себя в глазах россиян.
Но когда США принимают закон, вопиющий о реабилитации библейского Содома, то здравый смысл после нескольких кульбитов может впасть в ступор: как могла страна, в которой президенты называют себя христианами, дойти до такого извращения?!
А не могут ли они подобным образом извратить здравый смысл и в других не менее или более важных вопросах?!
Кто-то из россиян после раздумий или сгоряча может сказать о российской власти, что она и на руку не чиста, и с совестью у неё не всё в порядке.
А посмотришь, что вытворяет власть США, то, возможно, захочется всё понять и простить, потому что, если не Россия, то кто же вступится за традиционные ценности.
На что способны эти извращенцы, многие знают из текста Библии о нравах жителей Содома…
Но лидеры нацизма тоже призывали защищать традиционные ценности. И так страстно, что люди поверили и другим их призывам...
Сама возможность так смело выступить в Конгрессе США против общего течения вызывает почтение.
На этом фоне лозунг бывшего председателя Российской Думы Б.Грызлова «Дума – не место для дискуссий!» выглядит пережитком страшного прошлого.
Сорвалось у него с языка. Что думал, то и сказал...
Напрямую инакомыслие не объявляют преступлением, но у всякой уважающей себя диктатуры есть юстиция, которая всегда найдёт повод во исполнение одного закона нарушить другой.
В книге «Моя биография» Ч.Чаплин написал слова, которые сегодня звучат актуально не только для США:
«…полнота власти, отданная в руки людей, чье чувство моральной ответственности и интеллектуальные способности, по меньшей мере, не являются непогрешимыми,…может привести нас к такой истребительной войне, которая уничтожит все живое на земле».
За эти слова Ч.Чаплина, живи он сейчас у нас, наверное, обозвали бы иностранным агентом…
Уж, точно, что не позвали бы выступать по ТВ или, тем более, вести передачу типа «Бесогон». И в Думу не выбрали бы.
Слёзные просьбы американского сенатора о запрете однополых браков не стали большой сенсацией. Относительно тихо и буднично в США принят закон в защиту содомии.
А меньше века тому назад в тех же США в порядке борьбы за целомудрие американцы требовали ограничить продолжительность показа поцелуев в кинофильмах.
И Голливуд уступил их требованиям…
Как случилась такая перемена убеждений – это отдельный вопрос.
Но сегодня США кажутся не оплотом демократии, а её логовом…
А в России совсем недавно появился закон, в котором приводится перечень традиционных ценностей.
Понятие «традиционных скреп» приняло юридическое оформление.
Можем ли сказать американцам: «Читайте, завидуйте…»?
Патриарх Кирилл назвал отношение к гей парадам тестом на лояльность миру западных ценностей, который, по умолчанию, у нас теперь считается империей зла.
Россия в части осуждения таких парадов обгоняет США, как когда-то обгоняла их по производству цемента и чугуна на душу населения…
О моде на сексуальные извращения в России узнали, по крайней мере, со времён Пушкина.
В Лондоне люди ездили на метро, когда в России только что отменили крепостное право.
Но оттуда, как когда-то от «сынов божиих» на Землю, в Россию проникали ручейки разврата.
И, всё-таки, настораживает, что, благодаря позиции в отношении традиционных ценностей и гей парадов, наша власть выглядит Красной Шапочкой, которую хочет проглотить серый волк.
Уж, слишком очевидно, что в других сферах жизни нет у России явного морального превосходства.
У многих россиян строки песни о стране, «где так вольно дышит человек», сегодня могут вызвать в лучшем случае снисходительную или скептическую улыбку.
Цензуры и соцреализма нет. Но, по некоторым оценкам, Россия находится в конце списка стран мира по свободе слова и печати.
Есть и хуже нас, но это не утешает.
Антиковидная «опупея» наглядно показала, на что способна российская власть в надругательстве над здравым смыслом и в пренебрежении мнениями оппонентов.
И почему же не подумать, что россиян могут с таким же неуспехом и с таким же рвением не по разуму «спасать» уже не от вируса, а от каких-то «заразных» идей?
Уже не только Дума, а вся страна стала «не местом» для дискуссий.
Именно эту мысль выразил в последнем слове один из недавно осуждённых за свои убеждения и высказывания:
«…наш парламент перестал быть местом для дискуссий, а теперь вся Россия должна безмолвно соглашаться с любыми действиями власти».
Примеров суровых расправ с «инакомыслием» так много, что у власти всё меньше шансов считаться умом и совестью эпохи.
И даже её нетрадиционная ориентация не существенно испортила бы мнение о её достоинствах в глазах россиян.
Иногда кажется, что она и с сорняками борется для того, чтобы растоптать посевы.
И ещё вопрос, кто больше не верит слезам: Вашингтон или Москва.
Нельзя сказать, что эпоха слёз проходит.
Но многие россияне получили прививку недоверия к песням, в которых наивно или с какой-то корыстью поётся о том, что «жить стало веселей», а дышится так легко, как нигде более.