Глава 103. Занятия с Ильёй

Эмилия Лионская
Когда наступило лето, в монастырь приехал батин крестник Илья. Ему было 15 лет. Батя благословил ему петь на клиросе. Илья имел слабое представление о церковном пении, просто пел в октаву с первым или со вторым голосом. Отец Пётр очень нервничал, обзывал Илью придурком, но ничего сделать не мог. Учить петь он не умел.

 
Батя благословил мне позаниматься с Ильей. Я показала парню ноты, объяснила басовый ключ, длительности, мы прошли с ним некоторые песнопения всенощной и Литургии. Илья оказался на редкость понятливым и способным к обучению. Он полюбил музицировать в братской трапезной на фортепиано по ночам, мешая спать всем, у кого в кельях открыты окна. Он быстро понял басовую партию и стал легко её ловить на службе и читать с листа.

 
Успех Ильи был заметным. Батя как всегда не мог дать время научиться человеку. Ему надо сразу в бой, сразу слава или позор. Хоть что-нибудь, только не тишина и покой. В общем, стали ходить слухи разного рода. То про моё хорошее обучение, то про то, что я влюбилась в 15-летнего пацана, то про отца Петра, как он завидует и спать не может.

 
Спустя недели две пришёл учиться ещё и Рыжий. Рыжий был новопришедшим послушником, которому недавно дали подрясник. До монастыря он ходил в Казанский храм в Дорогобуже. Потом изредка приезжал трудиться на строительство собора. И вот батя решил его резко приблизить к себе, чтобы вызвать ревность у Трошкина. Рыжий был без слуха и без голоса. Но вот захотелось ему петь как Илья! Я отказывалась. Батя попросил ради Христа: «Надежда, позанимайся, я тебя прошу, не отказывайся. Хотя бы величание пусть научится петь». Стали мы с Рыжим изучать ноты. Это была кошмарная затея, но спустя несколько занятий Рыжий вполне терпимо запел Величание.

 
Потом приехала Елена Манассиевна, преподаватель вокала из Москвы. Рыжий, никого не спросив, пошел к ней на прослушивание. Она сказала, что слуха у него нет вообще, и посоветовала даже не пытаться петь. Рыжий обиделся и больше на занятия ко мне не пришёл. Я во всей этой ситуации опять не поняла, чем думал батя и зачем ввязал меня туда. Чувствовала себя так, словно меня использовали и утилизировали.



    Фото из личного архива. Батя уговаривает меня заниматься с Рыжим.