Проповедь в день памяти пророка Наума

Роман Овчаренко
Как часто вспоминая жизнь того или иного святого, мы мысленно переносимся в совершенно неизведанный мир, уводящий нас вглубь веков. Но удивительно не это, а то, как этот мир похож на наш. Да, персонажи другие, местность другая, но сами события, словно из сводки свежих новостей. Не верите, тогда просто послушайте. Сегодня мы с вами отправимся в Ассирию, великую восточную державу, которая держала в страхе половину древнего мира.
Сеннаххериб, так же известный в Библии как Сеннахирим – царь Ассирии, сын Саргона II, не был первенцем своего отца и изначально не рассматривался им в качестве прямого наследника на престол. Тем не менее, он очень активно помогал отцу в качестве наместника и администратора во многих городах страны. Отец женил его на знатной вавилонянке Накии, чтобы установить дипломатические отношения с народом Междуречья. Внезапно Саргон II умирает, и вельможи провозглашают новым царем Сеннаххериба. В отличие от отца, сын не стал игрушкой в руках вельмож и жрецов, и больше доверял своей армии, то есть делал ставку на силу. На протяжении всего своего 23 летнего правления совершил огромное количество военных походов, расширил пределы Ассирийской державы. Был крайне жесток и непочтителен к религии захваченных им народов, за что и получил откровение о своей насильственной смерти и разрушении всей его державы.
В частности им были захвачены земли Израиля и Египта. Он буквально уничтожил эти государства, а жителей в лучшем случае угнал в рабство, переселил с родных мест, в худшем просто истребил. Оставил после себя литературный панегирик своему величию, названный «Призмой Сеннаххериба».
Давай почитаем отрывок из этого произведения о захвате Израиля: «Как лев я взъярился, облачился в доспехи, шлем, украшение битвы, возложил я на главу свою, на мою боевую колесницу высокую, ниспровергающую супостата, в ярости сердца своего я взошел поспешно... По велению Ашшура, владыки великого моего, на врага я обрушился, и яростным натиском я повернул их вспять и обратил в бегство. Вражеское войско стрелами и дротиками я преуменьшил и все тела их пронзал, словно решето... Словно жертвенным баранам, перерезал я им горло, дорогие [им] жизни их я обрезал, как нить. Я заставил их кровь течь по обширной земле, словно воды половодья в сезон дождей. Горячие кони упряжки колесницы моей в кровь их погружались, как в реку. Колеса моей боевой колесницы, разбрызгивали кровь и нечистоты. Трупами бойцов их словно травой, наполнил я землю».
Страшный текст. Согласитесь. Ничего он вам не напоминает? Но Бог не может быть поругаемым вечно.
В годы правления этого ассирийского царя в небольшом селении Элкош (на севере Палестины) в еврейской семье был рожден мальчик, которому дали имя Наум (что в переводе с арамейского означает «Господь утешил»). Современное название этого города Алькуш и располагается он теперь в государстве Ирак. Название Алкош (или Элкош) происходит от сложного ассирийско-аккадского имени «Эль-Кушту», где «Эль» означает Бог, а «Кушту» – праведность или власть. Время жизни пророка Наума относят к VII веку до Р.X. Он известен как один из 12 малых пророков. Обстоятельства жизни пророка нам неизвестны. Умер он на 45 году жизни и погребен в своей родной земле. Оставил после себя небольшое пророческое послание царю Сеннаххерибу и всему ассирийскому народу. Ветхозаветная книга пророка Наума содержит предсказание гибели ассирийского города Ниневии за его беззакония: разрушение Израильского царства и хулу ассирийского царя Сеннаххериба на Иегову (Яхве) (единого Бога иудеев).
«Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако – пыль от ног Его» (Наум 1, 3), – так начинает свое повествование пророк Наум, говоря в первую очередь о Божьем долготерпении к людскому беспределу и беззаконию.
Далее он успокаивает тех, кто продолжает верить в истинного Бога, что они всегда под божьей защитой: «Благ Господь – убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него» (Наум 1, 7).
Наум точно описал бедствия, которые обрушатся на столицу Ассирии – Ниневию по воле Господа. По словам пророка, городу предстояло погибнуть от воды и огня. Его речи были утешением для еврейского народа, надеющегося на скорое освобождение от жестокого гонителя и притеснителя. Слова святого сбылись ровно через 23 года после сделанного предсказания. Разлившиеся воды реки Тигра, подмыв стены Ниневии, помогли мидянам, выступающим в союзе с вавилонянами, захватить город и разрушить его до основания.
«Горе городу кровей! весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нём грабительство» (Наум 3, 1).
И, наконец, самая жестокая правда для проигравшего тирана, никто не будет печалиться о его кончине, вместо сострадания, люди будут радоваться поражению своего врага: «Нет врачевства для раны твоей, болезненна язва твоя. Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?» (Наум 3, 19).
Мог ли всего этого избежать царь Ассирии Сеннаххериб? Да, безусловно, мог. Ведь его же предупредили. Так почему же он ничего не предпринял, спросите вы? Гордыня всегда движет человеком. Люди с трудом признают свои ошибки, и уж совсем не готовы просить за них прощения у Бога и ближних. Но в этом и заключается великий человеческий подвиг. Умение изменить себя переводит нас на более высокий, качественный уровень, а вот упрямство оставляет нас на том же самом месте. Попросим же у Бога и его пророка Наума толику мудрости и милосердия в решении наших жизненных вопросов. С праздником, дорогие друзья.