глава 1. Новая тетрадь

Анатолий Сидоренко

Счастье нельзя купить, но можно купить пиццу,
а это почти то же самое...
     из рекламного объявления

               
Прошло почти 10 лет с тех пор, как я закончил рукописную часть своих воспоминаний под названием «Пересказ по памяти». Это и на самом деле был пересказ, поскольку по жизни я никогда не вёл дневников и не делал никаких заметок о случавшихся событиях.

Вот вкратце история появления этих записей. Была осень 2010 года. Я в то время работал агентом в одной из крупных компаний по недвижимости. Незадолго до этого наступил тот, мой самый, давно ожидаемый день, когда я стал пенсионером. И хотя Родина оценила мои заслуги весьма скромной суммой, я был счастлив. Радовало понимание, что если я даже пошлю свою нелюбимую работу куда подальше и вообще перестану работать, я не помру с голода. На бутылку кефира и полбатона у меня всё равно останется. Тем не менее работать я продолжал, и клятая работа эта по-прежнему продолжала выносить мне  мозги. Но всё же, чтобы хоть чуть понизить стрессовую составляющую моей деятельности, я нашёл себе подработку. Она, как оказалось, была не сложной. Нужно было на своей машине возить социальных работников, которые доставляли денежные суммы пенсионерам. Плюсами этой работы было то, что пока они разносили деньги у меня был час своего времени, а поскольку в день было около трёх рейсов, три часа свободного времени мне было гарантировано. Кроме этого дни примерно с 22-го и по 3-е следующего месяца были выходными. Моя вторая жена Лариса (рассказ о ней будет чуть позже) подарила мне толстую красную тетрадь и сказала: «Вот чтоб время у тебя не пропадало даром, пиши в эту тетрадь всё, что вспомнишь про свою жизнь». Я проработал в этой фирме 4 года. В результате появились воспоминания о первой части моей, в общем-то обычной жизни, которые я чуток подредактировал и опубликовал. Может быть кто-то из вас их даже и читал. Ну да ладно...

Вот сейчас 2022-ой год. Обстановка в стране не самая простая. Количество негатива в новостях зашкаливает, и чтоб сберечь своё здоровье, я стараюсь телевизор не включать. А тут незаметно закончилось жаркое дачное лето, и дальше долгая уральская зима. Я уже нигде не работаю, свободного времени теперь вволю, и Лариса тут как тут, опять с уговорами продолжить  воспоминания, теперь уже о второй части моей и нашей с ней совместной жизни. Кстати, подарила мне по этому случаю новую тетрадь. Не долго думая, назову это как можно проще, например, «Продолжение пересказа», и  попробую таки, что из этого получится...

После смерти Иры я как будто потерялся. Продолжал ходить на работу, но уже дорабатывал, понимая, что скоро всё рухнет. Всё свободное время посвящал детям, по  выходным мы ездили с ними на дачу, в наш домик в коллективном саду, уютный и тёплый, если натопить печку. Добирались мы туда уже не на мотоцикле, а на нашем роскошном 41-ом «Москвиче». Как правило, с субботы на воскресенье оставались ночевать в домике. С работами по саду я справлялся, да и дети помогали.

Ближе к июню Алёша заканчивал садик и у них готовились к выпускному вечеру. Мы с Таней одели его в этот день поинтереснее, а я вечером приехал посмотреть на мероприятие.
Всё было традиционно, детки выступали с подготовленными номерами, с разнообразными стишками и песенками, а потом были детские танцы. И вот в один момент объявили: « А теперь дети приглашают на танец своих мам!» Я до сих пор помню блестящие и растерянные глаза моего Лёши, когда все дети убежали к своим мамам, а он один остался сидеть на скамейке. К счастью, одна из воспитателей успела заметить эту ситуацию, подошла к нему и сказала: «Алёша будет танцевать со мной!» У меня самого на глазах накатились слёзы... Я был так благодарен ей за это...

На смерть Иры наложились фатальные изменения, случившиеся в нашей жизни. После невнятного разъяснения нового премьера Егора Гайдара о совершенной необходимости для народа придуманной умными людьми наверху шоковой терапии, цены на всё, естественно, стали меняться. И в какую же сторону? Ух ты! Сразу вверх, да с такой скоростью, что вспоминая сейчас те времена, даже не верится, что всё это с нами было на самом деле. Вклады людей в том самом банке, который тогда был один на всех, мгновенно обесценились. Сестра моя Анна с мужем, всю жизнь проработавшие в Якутии задумали после выхода на пенсию переехать в Тамбов, где мало-помалу уже начинали собираться наши родственники, накопили, соответственно, нужные деньги для покупки дома. Но не разобравшись, как и многие другие, в быстро меняющихся событиях, не проявив расторопность, они через год уже не могли рассчитывать купить за эти деньги вообще что-нибудь достойное, так и остались доживать в нашей родной Мачехе...

После указа о свободе торговли на улицы повалил народ, перепродавая купленный подешевле, в другом месте, товар, пытаясь заработать хоть какие деньги, чтобы угнаться за бешеными ценами. Массово стали появляться разнообразные, в том числе и самодельные киоски, в которых продавали в основном жвачку, шоколадки и алкоголь, ставший доступным для торговли после отмены государственной монополии. Откуда-то из-за границы нескончаемым потоком хлынул спирт «Royal», в народе его называли «Рояль», другие невиданные ранее марки водки, которые были дешевле привычной водки, и даже была водка в жестяных пивных банках. Предприимчивые ребята стали разливать в бутылки с красивыми этикетками разнообразный суррогат, и вряд ли есть статистика, сколько людей от этой дряни померло.

А к осени решили часть государственной собственности разделить между всеми гражданами. Сначала собирались каждому открыть именной приватизационный счёт в банке, на который поступали бы средства от реализации общей собственности, а эти средства, по накоплению, человек мог бы использовать для приобретения долей в фирмах и предприятиях. Однако потом один рыжий паренёк сказал, что это слишком сложно, и надо каждому, включая малолетних детей, дать по бумажному приватизационному чеку, иначе называемому ваучер. На этой бумажке напечатали символическую стоимость - 10 тысяч рублей и разрешили её свободно продавать и вкладывать в различные инвестиционные  фонды. А фондов таких сразу образовалась хренова туча, в отличие от сказки про Буратино, где жуликов было всего два, хотя сюжет был очень похожий. Народ подогревался мощной и талантливой рекламой по телевизору, над которой без устали трудились многие наши, оставшиеся без работы в такое смутное время, выдающиеся мастера кино. И доверчивый народ снёс в эти фонды все свои ваучеры, а кто попроще, продал их за копейки или за бутылку палёной водки. Фонды вскоре благополучно крякнули, ведь принадлежали они, в основном, бывшим комсомольским активистам, по сути очень похожим на тех ребят, которые совсем недавно двигали напёрстки на шумных площадях или спекулировали джинсами на барахолках. Кто-нибудь из вас выигрывал в напёрстки?.. Думаю, что вряд ли. Справедливости ради, надо всё же сказать, что некоторые осторожные граждане сумели вложить свои ваучеры в акции реальных предприятий, в Газпром, например, и на счетах у них появились неплохие суммы. Кто опытнее, сумел вовремя сообразить и купил себе хотя бы квартиру, а некоторые, увидев бешеное падение цены акций и не умея играть на бирже, в неудачный момент продали свои акции за бесценок. Те же, кто скупил у народа ваучеры или украл их через липовые инвестиционные фонды, поучаствовали потом в приватизации крупнейших предприятий страны, не только за ваучеры, но и по другим красивым комбинациям, в результате которых  они стали олигархами и теперь ими гордится вся наша большая страна...

Лихие 90-е трактором проехали по судьбе некоторых моих одноклассников и однокурсников. Многих от безысходности сгубил алкоголь: из друзей детства назову Лёшу Сахно, Толика Гапоненко, из ближнего круга физтехов Женю Драчука, Сергея Тимакова. Алик Исаев, например, купился на рекламу, взял крупную сумму в долг и вложился в МММ, незадолго до того, как всё там рухнуло. Не имея возможности отдать, он сильно переживал за это, усугубляя случившееся алкоголем, и вскоре скончался будто бы от инфаркта, хотя некоторые говорили, что всё же от неё, проклятой. Да, и по моей судьбе тоже проехали на тяжёлой технике, впору бы раскиснуть, но я такой вариант даже не рассматривал, за мной было двое детей, и я, хоть и не по самой успешной колее, но всё же смог вырулить...

Предыдущие мои воспоминания заканчивались тем, что я уволился из «ТЭКОСа» и перешёл работать к Жене Вертипороху в “Восток LIMITED”. С этого и начну...

15.12.2022