Хроника трёх дней или честно об Аргентине

Сергей Горбатых
                ПЯТНИЦА
               
                ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 -Бах!Бах!Бах!Бах! - меня будет серия  резких выстрелов.
«Кажется? Приснилось? Или правда стреляют».
- Бах!Бах!Бах! - кажется, что стреляют совсем рядом с домом. Но это не так. Выстрелы из пистолета доносятся со стороны вижи бедноты.
- Вау! Вау! Вау! Вау! - раздаётся противный вой полицейский сирены.
 Патрульный автомобиль на высокой скорости проносится мимо нашего дома к виже бедноты.
- Вау! Вау!Вау! - ещё один.
- Тры-ы-ы-ы! Тры-ы-ы-ы! - надрывается мой телефон.
Это испуганные, ничего не понимающие соседи, шлют друг другу послания, стараясь понять, что происходит.
 Смотрю телефон. Никто ничего не знает, но все ужасно озабочены.
- Бух! - громко несётся по всей округе.
 Это выстрел из эскопеты (помпового ружья), которыми вооружены полицейские.
- Бух! Бух! - слышится ещё.
- Тры-ы-ы-ы! - продолжает захлёбываться мой телефон.
 Во дворе собаки сходят с ума. Лают, прыгают на забор…
 Я выхожу из дому. Духота… Влажность… В нос бьёт волна смешанных ароматов ночной фиалки и липы.
  У всех соседей горит свет. Под мощным фонарём уличного освещения беспорядочно и быстро носятся стаи мошкары.
 Жду минут десять. Со стороны вижи бедноты раздаётся одиночный выстрел и больше уже ничего не слышно. «Закончилась наша спокойная жизнь. Наверное навсегда,» - думаю я и вздыхаю.
 Возвращаюсь домой и только теперь на круглых часах на кухне вижу, что уже почти четыре.
 Иду в спальню. Ложусь на кровать и моментально проваливаюсь в сон.
- Сожрали! Всё сожрали!  - будит меня крик супруги.
 Я подскакиваю и мчусь к ней на террасу.
- Что случилось? Кого ещё наши псы сожрали?
- Да не собаки! Муравьи, сволочи, всю розу патагонскую  обожрали! За ночь! Ты представляешь? Посмотри сам! - она едва не плачет.
 Открываю дверь в сад и… Нет ни тёмно-красных роз, нет даже листьев. Только колючие голые ветки жалко торчат в разные ветки.
- Гады! - ругаюсь я. - Где яд? Буду кормить эту банду мерзких насекомых!
- Закончился, - с грустью в голосе сообщает супруга. - Покупать надо.
- После завтрака, пойду! Обидно! Такая красивая роза была….
 Завтракаю, беру у жены список того, что необходимо купить и деньги. Прежде, чем положить телефон в карман, смотрю электронную почту. Там обнаруживаю письмо из АРБЫ ( Агентство по сбору налогов в провинции Буэнос-Айрес). Цепляю на нос очки и читаю:
- Уважаемый сеньор Горбатых Сергей, убедительно просим вас погасить задолженность по налогу за недвижимость. В противном случае…
- Ё моё!!! - громко ругаюсь я. - Снова что-то придумали!
 Дело в том, что я стараюсь не иметь никаких задолженностей, особенно по налогам. Это мой принцип. И налог за дом с участком я заплатил за целый год ещё в феврале 2022 года.
  На улице кто-то хлопает в ладоши. Это провинциальная привычка. Даже если на калитке есть звонок,  пришедшие к тебе обязательно будут хлопать в ладоши.
 Выхожу.  На тротуаре стоят двое парней с граблями, газонокосилкой, метлой.
- Дон, здравствуйте! - говорит тот, кто постарше: юноша лет двадцати двух, - давайте мы скосим траву перед вашим домом. Ведь она уже выросла.
- Привет, чемпион! Где же она выросла? На прошлой неделе вы же косили здесь. Приходите дней через пять! - советую я.
- Дней через пять? - повторяет косильщик, потом минуты две напряжённо думает и соглашается, - конечно, дон! Обязательно, дон! Придём.
  У нас , здесь, в провинции к людям старшего возраста обращаются как правило «Дон» или «Донья».
 Официальное обращение ко всем «Сеньор» и « Сеньора». Мужчину солидного вида можно назвать «Кабальеро» ( произносится «Кабажеро») или «Командир».
 К  молодёжи, которая просит о каком-либо одолжении или предлагает свои услуги можно обратиться так, как это сделал я :« Чемпион». Это очень уважительно и по соседски. Также можно назвать «Инженером» или «Доктором». Это также приемлемо.
 Юную девушку следует именовать «Сеньорита». К знакомому человеку любого возраста мужского рода можно обратиться  как «Дружище». Это прекрасно…
   А вот в семейных отношениях это дело обстоит гораздо сложнее и совершенно непонятно для европейца. Жена, как правило может ласково  называть своего мужа «Чёрный» , «Черненький», «Толстый», «Толстенький», «Худой», «Худенький». Супруг, соответственно также   может обратится к ней,  именуя «Чёрненькой», «Худой», «Худенькой», «Толстенькой »...
 А вот обратиться к незнакомцу на улице, сказав  ему«Чёрный» или «Толстый», или «Худой»  будет являться грубейшим оскорблением. За это можно сразу же получить по физиономии или как говорят на Родине « схлопотать в бубен».
  В Аргентине ,  на официальных мероприятиях, чиновников всех рангов представляют обязательно  с указанием имеющегося у них образовательного диплома. Например:
 Президент Аргентины доктор Альберто Фернандес.
 Вице-президент Аргентины доктор Кристина Киршнер.
 Бывший президент Аргентины инженер Маурисьо Макри.
 Секретарь Управления внешней торговли Аргентины бухгалтер  Роберто Фелетти.
 Звучит, конечно, архаично, но что поделаешь?
  Медленно иду по улице. Слева и справа заросли бугенвиллий  всех цветов и оттенков. Они карабкаются по деревьям и заборам. Здесь это растение известно под именем Санта Рита.
  С высоких деревьев хакаранды медленно осыпаются фиолетовые цветы.
 Над китайским розами  невероятно быстро вращают своим крыльями колибри.
 Навстречу молодая мама лет двадцати пяти толкает старую со скрипящими колёсами коляску, в которую загружено двое малышей. За ней бегут ещё трое: двое мальчишек лет пяти-шести и девочка лет семи. Дети, как и их мать, грязные и неухоженные. Направляются в сторону вижи бедноты.
 Аромат цветов липы захлёстывает. От него даже першит в горле. А вот и эти прекрасные деревья. Над ними стоит громкий монотонный гул. Это тысячи пчёл собирают нектар.
  Под липами, напротив красивого большого шале, стоит Форд Экоспорт бежевого цвета. На его крыше установлена пластмассовая бутылка с водой. На ней приклеен кусок бумаги с номерами телефонов. Это наш хороший знакомый Даниэль, хозяин столярной мастерской, выставил на продажу свой автомобиль.
 По всей территории Аргентины можно увидеть такую картину. Говорят, что есть вероятность  без дачи объявления продать таким образом мотоциклы, легковые и грузовые автомобили.
 Навстречу, занимая всю ширь дороги ( ходить по тротуарам у нас здесь зачастую считается признаком плохого тона) на меня движется галдящая, кричащая толпа. Босой, болезненно худой отец, тащит за руки двух сыновей лет одиннадцати -двенадцати  лет. За его спиной висит огромный вылинявшей рюкзак. Мама  - в шерстяных грязных штанах, с безобразно вывалившимся из них животом, волочёт ещё двоих. Рядом    с ней весело, молодыми козлятками, прыгают трое девчонок. Двигаются они также в сторону вижи бедноты.
 В Аргентине это неписанное социальное правило: чем беднее родители, тем больше у них детей.
 Несколько лет назад был принят закон о  том, что за каждого ребёнка его матери засчитывается три года пенсионных отчислений. Вот этой грязной, с вываливающимся из штанов животом, хранительнице  домашнего очага, осталось родить ещё троих для того, чтобы иметь тридцать лет пенсионных отчислений и получить в шестьдесят лет полную пенсию.
 «Сколько же ей лет? Сразу и не определишь. Наверное лет тридцать пять… Успеет ещё родить! Есть ещё очень много времени,» - с уверенностью думаю я.
 Несколько месяцев назад член Палаты Депутатов Аргентины Хосе Луис Эсперт выступил  с заявлением о том, что высокий уровень рождаемости является угрозой для национальной экономической безопасности для страны. Он предложил принять закон о контроле за рождаемостью в Аргентине.
 Боже мой, какая дискуссия началась в средствах массовой информации. Эсперта критиковали как левые, так и правые, хотя многие простые люди, с кем я говорил на эту тему, его поддерживают.

 Под дубом сидит какой-то мужик и нервно курит, поглядывая на закрытые двери адвокатской конторы.
 Особенностью не только нашего городка, но и всех населённых пунктов, составляющих  столичные пригороды состоит  в том, что  в их центральной части в каждых двух  кварталах расположены парикмахерская, китайский супермеркадо, адвокатская контора, мясная и овощная лавки.
 Я выхожу на проспект имени президента Хуана Доминго Перона.
- Мама дорогая! - шепчу я, увидев движение вокруг меня.
 Автобусы, автомобили, медленно, сплошным потоком тянутся в обе стороны проспекта. По тротуару группками идут школьники из частного колледжа «Жапежу» в белых футболках и коричневого цвета брюках.
 В магазин корма для животных стоит длинная очередь.
 Мне удаётся пересечь проспект, и я оказываюсь у мясной лавки «Ла Пампа». К своему приятному удивлению отмечаю, что здесь нет очереди. Захожу внутрь.
- Доброе утро! - вежливо произношу я.
- Заходите, дон! Проходите! - приглашает меня  служащий -высокий худощавый мужчина  в белом переднике и такого же цвета поварском колпаке на голове. - Здравствуйте!
 Хозяин сидит за кассой и не здоровается. Не потому, что он плохо воспитан, а потому, что какой-то высокий старик стоит перед ним и  быстро,  но очень тихо что-то рассказывает.
- Дон, говорите! - улыбается за прилавком мясник.
 Я неторопливо извлекаю из кармана джинсов бумажку со списком продуктов, которые  должен купить.
-Дружище, у тебя есть паломита или тортугита?  - спрашиваю я, после консультации с бумажкой.
- Есть и тортугита и паломита! - объявляет мясник,  продолжая улыбаться.
- А цена? - интересуюсь я.
- Одинакова: 950 песо. Будете брать?
- Ага! Отрежь мне один килограмм тортугиты и пропусти его через мясорубку! Два раза! Пожалуйста!
- Сейчас сделаю! - мясник ловко режет  красивую  на вид говядину на куски.
 Видно, что мясо свежее и сочное. Какая часть коровьей туши называется тортугитой и паломитой я до сих пор не знаю. Вообще, что касается мяса здесь я полностью полагаюсь на мою супругу.
 Мясник ловко закладывает порезанную тортугиту в огромную электрическую мясорубку.
- Дон, а что вы будете делать с фаршем? - любопытствует он.
- Я ничего не буду делать! Я дома даже посуду не мою! - гордо отвечаю я. - Супруга котлеты будет готовить.
- Котлеты? - переспрашивает мясник и включает мясорубку.
 Она громко издаёт странные звуки, похожие на рык свирепого животного.
- Котлеты — это вкусно! А вот мне приходится иногда готовить дома, но мне нравится, - добрая улыбка не уходит с лица мясника.
 Едва слышно скрипит дверь. Это старик, наконец-то, выходит наружу.
- Дон, фарш готов! Два раза пропустил! Ещё что-нибудь будете  брать?
- Да, дай -ка мне, пожалуйста, два бифе! - прошу я его.
 Через несколько минут я уже стою перед кассой.
- 1600 песо, - объявляет мне хозяин.
 Я расплачиваюсь.
- Спасибо за то, что пришли к нам! Всего доброго! - произносит он дежурную фразу.
 Я выхожу на улицу. « Мама дорогая! Перед дверями в «Ла Пампу» уже стоит очередь  из пяти-шести человек.
 Медленно иду по тротуару и размышляю:» Ровно неделю назад я купил здесь же столько же, как и сейчас. Заплатил  1500 песо! За семь дней цены увеличились на 150 песо! Значит за месяц они возрастут, как минимум, на 600 песо! Кошмар! Аргентинский песо пикирует в пропасть! Вчера я прочитал о том, что в провинциях, на границе с Боливией, народ предпочитает делать сбережения в боливийских песо. Такого не было никогда за всю историю Аргентины!  Официальные источники прогнозируют, что к концу декабря годовая инфляция составит 100 процентов. 100 процентов!»

  Известные политологи, журналисты неоднократно указывают на то, что в любой момент в Аргентине может произойти социальный взрыв. Что тогда будет делать это правительство? Неизвестно… Президент, бывший преподаватель университета не пользуется популярностью в стране, не имеет большого количества единомышленников в правящей перонистской партии. Вице-президент — ранее два срока бывшая президентом страны является ярой популистской. На ней лежит вина за полный развал экономики . Это она использовала коррупционные схемы, которые предусматривали колоссальные «откаты» в финансировании строительства дорог. Кристина Фернандес де Киршнер является главной обвиняемой по уголовному делу, в ходе которого расследуются хищения миллиардов долларов. Суд состоится в начале декабря. Посмотрим чем же он закончится.
 Пройдя метров двадцать, я вхожу в хозяйственный магазин. Под высоким потолком крутятся большие вентиляторы, создавая имитацию  прохлады.
 Хозяин магазина Адольфо, высокий, ростом  почти в два метра, мужчина лет семидесяти, с румяными щеками, и чертами лица, которые характерны для  уроженцев Северной Европы, беседует с незнакомой мне древней старушкой.
- Адольфо, - произносит она своим скрипучим голоском, - а ты помнишь какие ты раньше продавал лопаты? Сейчас таких уже нет! Их производила аргентинская промышленность! Какие были крепкие лопаты! Ты помнишь, Адольфо?
- Конечно, Мария, помню. Да, сейчас мы торгуем китайским импортом. Нет уже тех замечательных лопат. Нет!
 Я слушаю диалог, осматриваясь вокруг. Этот хозяйственный магазин существует лет пятьдесят. Открыт даже по воскресеньям и праздничным дням. С его доходов живут две семьи: сам Адольфо с женой и его дочь, с мужем и двумя маленьким детьми. Доходы стабильные. Каждые два года все участники этого семейного бизнеса  покупают новые автомобили. Свои отпуска проводят за границей. Магазин же сам по себе самый заурядный.
- Доброе утро, командир! - приветствует меня хозяин, распрощавшись с древней старушкой.
- Доброе утро, Адольфо! - отвечаю я.
 Мы знакомы уже шестнадцать лет. Я — его постоянный клиент, но Адольфо никак не может запомнить моё имя.
- Что будете покупать? - интересуется он.
- Палочки для муравьёв есть?
- Конечно есть! Вот, - он достаёт с полки пакет с ядом для муравьёв, выполненном в виде маленьких коротких палочек коричневого цвета, и демонстрирует его мне.
- А кроме них существует что-нибудь более сильное? - спрашиваю я.
- Да, конечно! Есть жидкий яд, но его можно купить только в специализированном магазине.
- Понял! Спасибо! Беру! - я полез в карман джинсов за бумажником.
- 400 песо, - Адольфо кладёт пакет с  ядом для муравьёв в маленький бумажные пакет.
 Я рассчитываюсь и выхожу. « В прошлом году такой же пакет стоил около 170 песо. Инфляция жуткая! Просто жуткая! Вчера я читал мнение одного известного местного экономиста, который утверждал, что Аргентину ждёт «кубанизация»!
 Всё идёт к этому. Разнообразие товаров на полках супермеркадо стремительно исчезает. Остаётся всё только самое простое.
 Иду по тротуару. Солнце печёт уже довольно сильно. На площадке кафе-мороженного под крышей сидят люди. Их много. Почти все столики заняты. Все едят мороженное. Кто-то  ложечкой из вазочек, а кто-то предпочитает грызть  вафельный стаканчик.
  Метров через десять, на тротуаре , я сталкиваюсь с очередью. Куда вы думаете? В ЛОТЕРЕЙНОЕ АГЕНТСТВО!!! Ведь национальная страсть почти всех аргентинцев это не футбол! Это азартные игры!
 Старички, старушки и молодёжь терпеливо ждут свей очереди, чтобы войти в помещение. Там, к общему сожалению, ставки принимает только одна служащая, сидящая перед кассовым аппаратом.
 Лотерей в Аргентине существует великое множество. Каждая имеет свои правила и условия. Самой же популярной является Киньела. В день проводится ПЯТЬ национальных розыгрышей! Плюс еще ПЯТЬ розыгрышей Киньелы провинции Буэнос-Айрес, плюс розыгрыш Киньелы Монтевидео, плюс розыгрыши этих лотерей в провинциях Кордоба, Санта Фе, Сантьяго дель Эстеро.
 В Алехандро Корн  я знаю, как минимум, шесть лотерейных агентств.
 В Федеральной столице их тысячи.
  В помещении железнодорожного вокзала Конститусьон расположены два больших по своим размерам агентства. Открываются они уже в пять часов утра, с таким расчётом, чтобы пассажиры первых поездов уже смогли сделать свои ставки.
 Сонные и непричёсанные девушки, прихлёбывая кофе из пластиковых стаканчиков,   ловко и быстро набирают  на специальных кассовых аппаратах номера, которые им диктуют клиенты. Берут деньги, выплачивают выигрыши за прошлые дни. Работают девчонки  без остановки, потому что  во все кассы выстраиваются очереди, которые всё время увеличиваются. Ведь поезда из провинции прибывают и прибывают.
  О том, как играют в Киньелу  аргентинцы, сколько выигрывают и проигрывают, я думаю написать отдельно. Это будет довольно объёмная статья.
 Приближаюсь к двухэтажному зданию муниципалитета. Пройти во двор невозможно. У входа в него стоит толпа человек в двадцать.
 Сегодня же пятница! А по пятницам у нас проходит регистрация браков. Я как раз попал на самое торжество! Сам процесс регистрации уже закончилась и теперь молодых поздравляют родственники и знакомые.
 Все они громко и одновременно кричат, обильно посыпая при этом рисом головы только что вступивших в брак.
 Молодая супруга  в коротеньких шортиках, тяжёлых кожаных сапогах чёрного цвета,  которые очень похожие на кирзовые. На ней болтается лёгкая блузка- разлетайка,  из пупка торчит кольцо.
 Супруг высокий небритый парень, в сандалиях, узких джинсах и майке с портретом футболиста Месси.
 Все гости одеты также очень просто и живописно. В Аргентине регистрация брака в муниципалитете является рутинной процедурой в отличии от пышной церемонии в церкви, где невеста должна быть одета в белое платье с длинной фатой, а жених -  в строгий чёрный костюм. Отсюда такая свобода в выборе одежды.
 Мне удаётся пробраться через толпу, и я вхожу во двор муниципалитета.
- Вы к кому, сеньор? - вежливо интересуется у меня охранник.
- Доброе утро, кабажеро! Я в АРБУ!
- Первый этаж, пожалуйста! - подсказывает он.
 За столом сидит бородатый  юноша лет двадцати пяти. За его спиной большая вывеска «АРБА». Это стол приёмов.
 Юноша беседует с очень просто одетой женщиной лет сорока пяти.
«Повезло! Очереди нет!» - радуюсь я.
 Проходит минут пять. Юноша в очередной раз просматривает листы с печатями, которые ему вручила посетительница. Потом быстро щёлкает пальцами по клавишам и что-то смотрит на экране.
 Я прислушиваюсь и понимаю, что у женщины проблемы с оформлением земельного участка, который она купила у своей соседки.
 Этот участок физически существует, но юридически его нет.
- Так что же мне теперь делать? - посетительница уже готова расплакаться.
- Успокойтесь, сеньора! - говорит её бородатый, - я сейчас войду в базу данных землемера и посмотрю там.
 В Аргентине ВСЕГДА нужно приобретать недвижимость только через инмобилярии ( агентства по недвижимости), которые имеют безупречную репутацию.
  В этом бизнесе орудуют  банды  аферистов, которые продают земельные участки и дома , не имеющие никаких документов.
 Также, многие люди покупают недвижимость напрямую и без оформления бумаг у  нотариуса. Затем оказывается, что  эта недвижимость заложена в банке или у неё есть ещё дюжина хозяев.
 Я понимаю, что застрял здесь надолго. Оборачиваюсь… Сзади уже стоит очередь. Человек пять.
 Из стеклянного офиса выходит начальница одетая в элегантный брючный костюм. Только что она была полностью «погружена» в свой телефон.
 -Кто следующий? - говорит она и смотрит на меня через  толстые линзы своих очков в дорогущей оправе.
- Я! Доброе утро, сеньора! Вот мне только что пришло сообщение по электронной почте о том, что я должен заплатить налог на недвижимость. Но я же заплатил сразу за целый год! Вот смотрите! В феврале! - я протягиваю ей оплаченный счёт.
- Вы позволите? - начальница берёт у меня счёт и уходит в свой стеклянный, похожий на аквариум, офис.
 Несколько минут она смотрит на экран компьютера. Нажимает клавиши …. Вынимает из принтера лист бумаги и выходит ко мне.
- Сеньор, у вас образовался кадастровый долг! -  суровым тоном произносит начальница  и строго смотрит на меня через толстые линзы своих очков с дорогущей оправой.
- А это… это… что это такое? - я чувствую, как  вытягивается моя физиономия.
- Ваша земля и дом всё время увеличиваются в цене, но мы с 2017 года не посылали вам счетов. Поэтому вы у нас находитесь в списках должников, - объясняет начальница. - Вот я для вас уже приготовила счёт! У вас есть время до 1 декабря погасить задолженность.
- Спасибо! - бурчу я и даже пытаюсь изобразить кислую вежливую улыбку.
 Смотрю на счёт. «3634.00 песо! Они не присылали мне счетов! Так кто же виноват! Государственные служащие…. Ё моё!» - возмущаюсь я про себя и подхожу в кассу, чтобы заплатить.
 Хорошо, что здесь никого нет.
 Я спускаюсь во двор муниципалитета и вижу небольшую очередь совсем юных мальчиков и девочек, которые стоят прижавшись  к стене. У всех у них на руках младенцы, завёрнутые в какое-то тряпьё. Да и сами эти шестнадцати и семнадцатилетние папы и мамы одеты очень бедно. «Вижерос! Пришли просить какое-то дополнительное пособие на детей,» - сразу же доходит до меня.
 
 Примечание.
  Я закончил писать эту часть 8 декабря 2022 года.  За два дня до этого, 6 декабря, вице-президент Республики Аргентина Кристина Фернадес де Киршнер была приговорена к 6 годам лишения свободы за хищение  бюджетных денежных средств в особо крупных размерах при строительстве дорог за период  с 2003 по 2015 год  в провинции Санта Крус.
 Кристина Фернадес де Киршнер навсегда лишена  права занимать любые государственные должности.