Собрано из многих литературоведческих, церковно-духовных, из некоторых опубликованных материалов Пушкинского Дома в Санкт-Петербурге, по сути компиляция, как обзор очень многих источников.
Материалов на самом деле много и многое до конца и сам не выяснил.
На авторство не претендую, а вот для общего образования очень полезно каждому русскоговорящему человеку.
В конце концов образовательскую задачу, как и духовную, и нравственную обязан ставить каждый пишущий человек.
В конце концов авторы научно-популярной литературы тоже не являются авторами открытий или изобретений, рассматривая явления как таковые в самых общих и доступных широкому слушателю чертах.
чертах.
***
Как-то жизнь столкнула с ровесником, знающим и понимающим старый церковнославянский.
Доказывал ему , что церковь наверное была бы ближе к человеку, если бы все молитвы говорились на нормальном гражданском языке , а не на абракадабре , которую и понять-то в храме невозможно.
Да и молитву не запомнить….
Идиотом себя чувствуешь…
Тот улыбался… а потом как-то незаметно при случае , просто принёс и протянул книжку….
И предложил прочитать..
С иронией взял….. и
Прочитав………..Долго сидел потом задумавшись…..
Славянская азбука и сегодня является основой алфавитов более чем для сотни языков мира. Мы привыкли к кириллице, но она до сих пор хранит множество загадок.
Старославянскую азбуку можно разделить на три части: «высшую», «низшую» и «божественную».
Первая из них по названиям буквиц несет в себе определенное смысловое послание;
вторая противоположна ей: названия этих букв – слоги, часто неприятны для слуха;
третья же часть алфавита – божественные символы, находящиеся в середине азбуки – самая загадочная из тайн.
Интересным показалась и информация параллельная , по введению в России гражданского письма, и устранению от использования Петром I старого церковно-славянского.
Причём в одном литературном источнике указывалась причина столкновения Отца Петра и сына Алексея ,которая и была основной причиной гибели последнего.
Немного об образовании Алексее Петровиче, опуская биографические данные.
В 1699 году Петр намеревался послать царевича для образования за границу, но затем изменил этот план и пригласил к нему в воспитатели немца Нейгебауера.
В 1703 году его сменил барон Гюйссен; согласно отзывам последнего, царевич был прилежен, любил математику и иностранные языки и жаждал познакомиться с чужими странами.
Особенным влиянием на Алексея пользовался духовник царевича, протопоп Игнатьев.
В 1709 году отправился в заграничное путешествие для продолжения образовании.
По пути в Дрезден Алексей Петрович пробыл три месяца в Кракове. Согласно описанию современника, Алексей Петрович был весьма задумчив и неразговорчив в незнакомом обществе.
Вместе с тем царевич был очень любознателен, посещал церкви и монастыри Кракова.
Присутствовал на диспутах в университетах.
Покупал много книг, как богословского содержания, так и исторического.
Ежедневно употреблял по 6-7 часов на чтение, и на выписки из книг.
Алексей Петрович получил прекрасное по своему времени образование и мог считаться человеком европейски образованным, даже более глубоким , чем его отец.
Алексей знал несколько европейских языков.
Был слушателем лекций в 4х университетах Европы.…
По некоторым источникам учился в Дерптском университете. / Позднее Тарту /
По некоторым историческим и литературоведческим источникам основным конфликтом его с отцом , который привёл царевича Алексея к смерти , стало резкое противодействие Алексея отходу от старославянского языка Петром I , который по его мнению нанёс удар по смыслу и коду развития исконной славянской культуры.
В этом была его ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ позиция.
Мнения об истинной причине смерти Алексея расходятся.
По мнению некоторых историков царевич был задушен подушками в Петропавловской крепости по прямому указанию Петра, чтобы избежать публичной казни.
Интересна публикация у Ярослава Кеслера « Русская цивилизация вчера и завтра», глава №1 «Азбучная истина»
Опуская фонетические и лингвистические её аспекты, обратим внимание на основное в старославянском.
На скрытый код основы …….Просто азбуки.
Почему ни в одном языке нет понятия «алфавитная истина», и только в русском языке есть понятие «азбучная истина»?
А потому, что Азбука - совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма.
Азбука отличается от других алфавитов не только практически совершенным воплощением принципа однозначности графического отображения: один звук - одна буква.
В Азбуке, и только в ней, есть содержание.
Для начала вспомним фразу ;Каждый охотник желает знать, где сидит фазан;. Она известна каждому с детства и служит для запоминания последовательности цветов радуги. Это так называемый акрофонический способ запоминания: каждое слово фразы начинается с той же буквы, что и название цвета: каждый = красный, охотник = оранжевый и т.д.
Акрофония обеспечивает удобство запоминания азбуки и тем самым максимально быстрое ее распространение.
Среди основных алфавитов, употребляемых в Европе, три в той или иной мере обладают акрофоничностью: греческий, иврит и кириллица (=глаголица).
В латинице этот признак полностью отсутствует, поэтому латиница могла появиться только на основе уже распространенной письменности, когда акрофония не существенна.
Т.е. латиница по отношению к кириллице вторична.
Именно кириллица раскрыла суть речи.
В греческом алфавите прослеживаются остатки акрофонии в названиях 14 из 27 букв: альфа, бета (правильнее - вита), гамма и т.д.
Однако эти слова ничего не означают в греческом языке и являются слегка искаженными производными еврейских слов: «алеф» - бык, «бет» - дом, «гимель» - верблюд и т.п. Сравнение по признаку акрофоничности прямо указывает на определенное заимствование греками еврейского письма.
Праславянская Азбука также полностью обладает признаком акрофоничности, однако в одном отношении существенно отличается от иврита.
В иврите все названия букв - имена существительные в единственном числе и именительном падеже.
Среди названий 29 букв славянской азбуки, по крайней мере, семь слов - глаголы.
Из них четыре в повелительном наклонении:
два - в единственном числе (рцы, цы) и два - во множественном (мыслите, живите),
один глагол в неопределенной форме (ять),
один - в 3-м лице единственного числа (есть) и
один - в прошедшем времени - ;веди;.
Более того, среди названий букв встречаются и местоимения (како, шта), и наречия (твердо, зело), и имена существительные во множественном числе (люди, буки), как и в обычной речи.
В нормальной связной речи один глагол приходится в среднем на три другие части речи. В названиях букв праславянской Азбуки наблюдается именно такая частота глагола, что прямо указывает на связный характер азбучных наименований.
Таким образом, праславянская Азбука представляет собой ПОСЛАНИЕ!!!!! - совокупность кодирующих фраз, позволяющих каждому звуку языковой системы придать однозначное графическое соответствие - то есть букву.
А теперь прочитаем ПОСЛАНИЕ, содержащееся в праславянской Азбуке.
Рассмотрим три первые буквы азбуки - Аз, Буки, Веди.
Азъ – «я».
Буки «букы» - «буквы, письмена».
Веди (веде) – «познал», совершенное прошедшее время от «ведити» - знать, ведать.
Объединяя акрофонические названия первых трех букв Азбуки, получаем следующую фразу: Аз буки веде - Я ЗНАЮ БУКВЫ.
Объединяются во фразы и все последующие буквы Азбуки:
Глагол – «слово», причем не только изреченное, но и написанное.
Добро – «достояние, нажитое богатство».
Есть (есте) - 3-е л., ед.ч. от глагола «быть».
Глагол добро есте: слово - это достояние.
Живите (вместо второго ;и; раньше писалась буква ;ять;, произносилось живете) = - ;жить в труде, а не прозябать;.
Зело (передавало сочетание дз = звонкое ц) – «усердно, со рвением», ср. англ. Zeal (упорный, ревностный), jealous (ревнивый), а так же библейское имя Зелот – «ревнитель».
Земля – «планета Земля и ее обитатели, земляне».
И - союз «и».
Иже – «те, которые, они же «
Како – «как», «подобно».
Люди – «существа разумные».
То есть последовательность букв образует фразу :
- Живите зело, земля, и иже како люди – «живите, трудясь усердно, земляне, и, как подобает людям».
Мыслите (писалось с буквой ;ять;, произносилось мыслете, так же, как и ;живете;) - повелительное наклонение, мн.ч. от ;мыслить, постигать разумом;.
Нашъ – «наш» в обычном значении.
Онъ - ;оный; в значении ;единственный, единый;.
Покои (покой) – «основа (мироздания)». Ср. «покоиться» - «основываться на:».
«Мыслите нашъ онъ покой» - постигайте наше мироздание.
Рцы (рци) - повелительное наклонение: «говори, изрекай, читай вслух». Ср. «речь».
Слово – «передающее знание».
Твердо – «уверенно, убежденно».
«Рцы слово твердо «- неси знание убежденно.
Укъ - основа знания, доктрина. Ср. наука, учить, навык, обычай.
Фертъ, ф(ъ)ретъ – «оплодотворяет».
В Средние века южноевропейцев, произносивших «ф» вместо «п», на Руси звали флягами именно из-за особенностей речи: этим, например, отличали южных франков от северных пруссов, фракийцев от персов и т.д.
Херъ – «божественный, данный свыше». Ср. нем. Herr (господин, Бог), греч. ;иеро-; (божественный), англ. hero (герой), а так же русское имя бога - Хорс.
Укъ фъретъ Херъ: знание оплодотворяет Всевышний, знание - дар Божий.
Цы (ци, цти) - ;точи, проникай, вникай, дерзай;. Ср. аналогично многозначное нем. Ziehe с преимущественным значением ;проникни;.
Червь (черве) - ;тот, кто точит, проникает;.
Ш(т)а (Ш, Щ) - ;что в значении «чтобы».
Ъ Ь (еръ/ерь, ъръ) - представляют собой варианты одной буквы, означавшей неопределенный краткий гласный, близкий к э.
Раскатистый звук ;р; произносится с обязательным первоначальным призвуком (начальный ;ъ;) и отзвуком (конечный ;ъ;).
Слово «ъръ», по-видимому, означало сущее, вечное, сокровенное, пространство-время, недоступное человеческому разуму, светоч, Солнце.
По всей вероятности, ;Ъръ; - одно из наиболее древних слов современной цивилизации, ср. египетское Ра - Солнце, Бог.
Многие исконно русские слова содержат этот корень, например: утро – «от Солнца, вот (вон) Солнце,
появление Солнца» (корень ут-: ср. англ out, yond - оттуда, там);
вечер (векъ-ръ) - ;век Ра, истекающее время Солнца;;
рано, ранок (утро) - дословно: ;время прихода Солнца;;
пора - ;по Солнцу, после какого то определенного положения Солнца;.
Юсъ (юс малый) – «свет, старорусское яс».
В современном русском языке корень ;яс; сохранился, например, в слове ;ясный;.
Ять (яти) – «постичь, иметь». Ср. изъять, взять и т.д.
«Цы, черве, шта Ъра юсъ яти!».............. Расшифровывается как ;Дерзай, точи, червь, чтобы Сущего свет постичь!;.
Совокупность приведенных выше фраз и составляет азбучное Послание:
Итак…рассмотрим последовательность ! Т.е. обозначим буквы
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж,З, И, К, Л,М, Н, О,П, Р, С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ш,Ъ,Ю,Я со значениями их , как это следует из староцерковнославянского..
Азъ Буки Веде. Глаголъ Добро Есте. Живите зело, Земля, и, Иже Како Люди, Мыслите Нашъ Онъ Покои. Рцы Слово Твердо - Укъ Фъретъ Херъ. Цы, Черве, Шта Ъра Юсъ Яти!
И получим современный перевод ПОСЛАНИЯ!!!!!
«…Я знаю буквы. ..Письмо - это достояние. ..Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям - постигайте мироздание! …Несите слово убежденно - знание - дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь! …»
Праславянская Азбука - это первый в истории современной цивилизации учебник.
Человек, прочитавший и понявший азбучное Послание, овладевает не только универсальным методом хранения информации, но и приобретает способность передачи накопленного знания - т.е. становится Учителем.
Остаётся открытым вопрос. Откуда даннный язык? Кто его дал , с обращениям - ЗЕМЛЯНЕ?
Для передачи грамотности достаточно выбрать подходящий набор знаков, отображающих начальные звуки слов Послания - например, кириллицу или глаголицу.
И что интересно…..
Практически каждое слово русского языка имеет глубинный смысл…именно по кириллице.
ЕВА – Есть Ветвь Адамова
АДАМ – Аз Добро.Аз Мир..- Я добро, я мир.Разве это не суть настоящего мужчины? Символа щедрости , Доброты и защитника ?
А что значит имя Владимир ?
Весть Люди Аз Добро и Мир и Реце..- Познай людям речью вести о мире !..Просветитель !!?
А Арина ?
Азь Реце и Наша Азь- Я наша речь !......... Выходит ??...Сказительница
Алина?
Аз. Людям и наша Азь…… «Я людям наша»?.....т.е. СВОЯ..? Соплеменница ?
Станислав?
Слово Твердо Азь Наш и Слово Людям Азь Веди?...- С твёрдым словом нашим людям познание ?.... !!!Учитель?
Галина?
Глаголь Азь Люди и Наш Азь - " Я слово нашим существам разумным "?.....
Мария ?
Мыслите - /изрекаю мысль/ ..Азъ- /Я/...Рцы - /неси слово убеждённо/ И- /и/..Я/яти- /постичь ,умею/
" Изрекая мысль, Я умею нести слово убеждённо"..???
А что такое Правда?
Покои/ основа мироздания / -Рцы/изрекай,читай/- Азь /я/ -Веди /познание/ - Добро /достояние /........." Изречение Основ мироздания и познания - достояние !"
Хотите узнать о себе большее ?
Суть и задачу жизни заложенную в вашем имени ?
Попробуйте прочитать своё имя по-старославянски !
ДОПОЛНЕНИЕ К РАНЕЕ НАЙДЕННОМУ
**
Иногда находишь такое , что невольно хочется поделиться находкой.
И вот к дополнению к ранее написанному случайная филологическая находка на очень странном сайте ....и очень интересная.
Рассмотрим квадрат набранный буквицей, осмысливая каждую букву и составляя предложение.
*
«;Первая строка:
– Я Бога знаю, говорю добро, значит я существую.
Вторая строка:
– Жизнь обильна на Земле, когда истина вселенская в общине от Бога.
Третья строка:
– Для всех мыслящих людей только Он (Бог) изрекает покой.
Четвертая строка:
– Слово, утвержденное свыше, призывает уверенно держаться устоев мудрости добра для завершения пути, прихода в гармонию для нового начала.
Пятая строка:
– Защита границ нашей земли и рост обеспечивают Божье покровительство и наше единство.
Шестая строка:
– Гармоничное развитие и потенциал роста моего рода и меня, как его части, зависит от Всевышнего источника и истории рода.
Седьмая строке:
– Смысл жизни – в стремлении совершенствовать дух и душу до полного вызревания в совершенную личность в вечности.
Первый столбец:
– Моя жизнь, как мысль, облеченная в звук, стремящаяся к гармонии, мельчайшая частица разума во вселенной.
Второй столбец:
– Бог создает вокруг людей твердую границу и направляет их к самосовершенствованию.
Третий столбец:
– Знание Земли и размышление о нем призывают покой на дух нашего рода (народа).
Четвертый столбец:
– Говорить истину – наша традиция, наша защита, часть нашей души.
Пятый столбец:
– Благо Вселенной в том, что Бог Творец уверенно и твердо творит рост всего, для полного вызревания семени.
Шестой столбец:
– Суть бытия человеческого общества в мире, покое, равновесии, гармонии, единстве от Всевышнего Источника к совершенной душе.
Седьмой столбец:
– Существующий небесный Источник приносит в наш мир и начало всего и рост всего, и опыт людей во времени.
Диагональ сверху вниз и слева направо:
– Я много размышляю и основание моего творчества всевышний Источник всегда»
Мало кому известно , что в церковно-славянском цифры также обозначались буквами.
Ряд ученых выдвигают гипотезу, что первая славянская азбука была тайнописью и представляла собой сложную логико-математическую систему.
Кроме того, существует версия, что азбука создавалась Кириллом и Мефодием как целостное изобретение, а не как творение, которое формировалось по частям путем добавления новых буквенных форм.
Так, кириллица таит в себе трактовку мироустройства, где каждая буква заключает смысл и расшифровывается как Аз Бога Ведаю, Глаголя Добро, что Есть Жизнь...
Если же заключить кириллицу в квадрат 7 на 7, то её можно читать в произвольном порядке, открывая новые смыслы.
Буквенные числа
Буквенные обозначения использовались и в качестве чисел — и тут в кириллице мы находим новые загадки.
Почему Аз равен единице, а Буки не имеет числа? Ряд первых чисел последователен, но девятка оказывается в самом конце азбуки.
Нельзя предположить, что такая хаотичность — результат случайности, ведь Святой Кирилл тщательно продумывал сакральные значения своего творения.
Для превращения буквы в число над ней ставился специальный знак — титло, смысл которого можно приравнять к нимбу
Шифр мироустроения
Связь чисел-букв имела свои толкования, так в Средневековье вычисляли значение слова, складывая числовые значения букв, чтобы открыть в них новый смысл.
К примеру, числом Христа считается 888, такова сумма чисел-букв имени Иисус в греческом языке.
Поэтому те, кто обращаются к старославянскому алфавиту, бьются над загадкой числового обозначения его букв, выискивая в древней азбуке шифр всего мироустроения: от сотворения мира до страшного суда.
И многое ещё не разгадано.
НУ КАК ПРИ ТАКОМ ЯЗЫКЕ НЕ ГОРДИТЬСЯ РУССКОМУ ЧЕЛОВЕКУ!?