Кириллица. Как всё непросто!

Владим Филипп
Собрано из многих литературоведческих, церковно-духовных, из некоторых опубликованных материалов Пушкинского Дома в Санкт-Петербурге,  по сути компиляция, как обзор очень многих источников.
Материалов на самом деле много и многое до конца и сам не выяснил.

На авторство не претендую, а вот для общего образования очень полезно каждому русскоговорящему человеку.
В конце концов образовательскую задачу, как и духовную, и нравственную обязан ставить каждый пишущий человек.
В конце концов авторы научно-популярной литературы тоже не являются авторами открытий или изобретений,  рассматривая явления как таковые в самых общих и доступных широкому слушателю чертах.
чертах.

***
Как-то жизнь столкнула с ровесником, знающим и понимающим старый церковнославянский.
Доказывал ему , что церковь наверное была бы ближе к человеку, если бы все молитвы говорились на нормальном гражданском языке , а не на абракадабре , которую и понять-то в храме невозможно.
Да и молитву не запомнить….
Идиотом себя чувствуешь…

Тот улыбался… а потом как-то незаметно при случае , просто принёс и протянул книжку….
И предложил прочитать..
С иронией взял….. и


Прочитав………..Долго сидел потом задумавшись…..

Славянская азбука и сегодня является основой алфавитов более чем для сотни языков мира. Мы привыкли к кириллице, но она до сих пор хранит множество загадок.

Старославянскую азбуку можно разделить на  три части: «высшую», «низшую» и «божественную».

Первая из них по названиям буквиц несет в себе определенное смысловое послание;

вторая противоположна ей: названия этих букв – слоги, часто неприятны для слуха;

третья же часть алфавита – божественные символы, находящиеся в середине азбуки – самая загадочная из тайн.




Интересным показалась и информация параллельная , по введению в России гражданского письма, и устранению от использования Петром I старого церковно-славянского.
Причём в одном литературном источнике указывалась причина столкновения Отца Петра и сына Алексея ,которая и была основной причиной гибели последнего.

Немного об образовании Алексее Петровиче, опуская биографические данные.

В 1699 году Петр намеревался послать царевича для образования за границу, но затем изменил этот план и пригласил к нему в воспитатели немца Нейгебауера.
В 1703 году его сменил барон Гюйссен; согласно отзывам последнего, царевич был прилежен, любил математику и иностранные языки и жаждал познакомиться с чужими странами.
Особенным влиянием на Алексея пользовался духовник царевича, протопоп Игнатьев.

В 1709 году отправился в заграничное путешествие для продолжения образовании.

По пути в Дрезден Алексей Петрович пробыл три месяца в Кракове. Согласно описанию современника, Алексей Петрович был весьма задумчив и неразговорчив в незнакомом обществе.
Вместе с тем царевич был очень любознателен, посещал церкви и монастыри Кракова.
Присутствовал на диспутах в университетах.
Покупал много книг, как богословского содержания, так и исторического.
Ежедневно употреблял по 6-7 часов на чтение, и на выписки из книг.

Алексей Петрович получил прекрасное по своему времени образование и мог считаться человеком европейски образованным, даже более глубоким , чем его отец.
Алексей знал несколько европейских языков.
Был слушателем лекций в 4х университетах Европы.…
По некоторым источникам учился в Дерптском университете. / Позднее Тарту /

По некоторым историческим и литературоведческим источникам основным конфликтом его с отцом , который привёл царевича Алексея к смерти , стало резкое противодействие Алексея отходу от старославянского языка Петром I , который по его мнению нанёс удар по смыслу и коду развития исконной славянской культуры.

В этом была его ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ позиция.

Мнения об истинной причине смерти Алексея расходятся.
По мнению некоторых историков царевич был задушен подушками в Петропавловской крепости по прямому указанию Петра, чтобы избежать публичной казни.

Интересна публикация у Ярослава Кеслера « Русская цивилизация вчера и завтра», глава №1 «Азбучная истина»
Опуская фонетические и лингвистические её аспекты, обратим внимание на основное в старославянском.
На скрытый код основы …….Просто азбуки.

Почему ни в одном языке нет понятия «алфавитная истина», и только в русском языке есть понятие «азбучная истина»?
А потому, что Азбука - совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма.
Азбука отличается от других алфавитов не только практически совершенным воплощением принципа однозначности графического отображения: один звук - одна буква.
В Азбуке, и только в ней, есть содержание.

Для начала вспомним фразу ;Каждый охотник желает знать, где сидит фазан;. Она известна каждому с детства и служит для запоминания последовательности цветов радуги. Это так называемый акрофонический способ запоминания: каждое слово фразы начинается с той же буквы, что и название цвета: каждый = красный, охотник = оранжевый и т.д.

Акрофония обеспечивает удобство запоминания азбуки и тем самым максимально быстрое ее распространение.

Среди основных алфавитов, употребляемых в Европе, три в той или иной мере обладают акрофоничностью: греческий, иврит и кириллица (=глаголица).

В латинице этот признак полностью отсутствует, поэтому латиница могла появиться только на основе уже распространенной письменности, когда акрофония не существенна.

Т.е. латиница по отношению к кириллице вторична.
Именно кириллица раскрыла суть речи.

В греческом алфавите прослеживаются остатки акрофонии в названиях 14 из 27 букв: альфа, бета (правильнее - вита), гамма и т.д.
Однако эти слова ничего не означают в греческом языке и являются слегка искаженными производными еврейских слов: «алеф» - бык, «бет» - дом, «гимель» - верблюд и т.п. Сравнение по признаку акрофоничности прямо указывает на определенное заимствование греками еврейского письма.

Праславянская Азбука также полностью обладает признаком акрофоничности, однако в одном отношении существенно отличается от иврита.
В иврите все названия букв - имена существительные в единственном числе и именительном падеже.

Среди названий 29 букв славянской азбуки, по крайней мере, семь слов - глаголы.
Из них четыре в повелительном наклонении:
два - в единственном числе (рцы, цы) и два - во множественном (мыслите, живите),
один глагол в неопределенной форме (ять),
один - в 3-м лице единственного числа (есть) и
один - в прошедшем времени - ;веди;.

Более того, среди названий букв встречаются и местоимения (како, шта), и наречия (твердо, зело), и имена существительные во множественном числе (люди, буки), как и в обычной речи.

В нормальной связной речи один глагол приходится в среднем на три другие части речи. В названиях букв праславянской Азбуки наблюдается именно такая частота глагола, что прямо указывает на связный характер азбучных наименований.

Таким образом, праславянская Азбука представляет собой ПОСЛАНИЕ!!!!! - совокупность кодирующих фраз, позволяющих каждому звуку языковой системы придать однозначное графическое соответствие - то есть букву.

А теперь прочитаем ПОСЛАНИЕ, содержащееся в праславянской Азбуке.

Рассмотрим три первые буквы азбуки - Аз, Буки, Веди.

Азъ – «я».

Буки «букы» - «буквы, письмена».

Веди (веде) – «познал», совершенное прошедшее время от «ведити» - знать, ведать.

Объединяя акрофонические названия первых трех букв Азбуки, получаем следующую фразу: Аз буки веде - Я ЗНАЮ БУКВЫ.

Объединяются во фразы и все последующие буквы Азбуки:

Глагол – «слово», причем не только изреченное, но и написанное.


Добро – «достояние, нажитое богатство».

Есть (есте) - 3-е л., ед.ч. от глагола «быть».

Глагол добро есте: слово - это достояние.

Живите (вместо второго ;и; раньше писалась буква ;ять;, произносилось живете) = - ;жить в труде, а не прозябать;.

Зело (передавало сочетание дз = звонкое ц) – «усердно, со рвением», ср. англ. Zeal (упорный, ревностный), jealous (ревнивый), а так же библейское имя Зелот – «ревнитель».

Земля – «планета Земля и ее обитатели, земляне».

И - союз «и».

Иже – «те, которые, они же «
Како – «как», «подобно».

Люди – «существа разумные».
То есть последовательность букв образует фразу :
- Живите зело, земля, и иже како люди – «живите, трудясь усердно, земляне, и, как подобает людям».

Мыслите (писалось с буквой ;ять;, произносилось мыслете, так же, как и ;живете;) - повелительное наклонение, мн.ч. от ;мыслить, постигать разумом;.

Нашъ – «наш» в обычном значении.

Онъ - ;оный; в значении ;единственный, единый;.

Покои (покой) – «основа (мироздания)». Ср. «покоиться» - «основываться на:».

«Мыслите нашъ онъ покой» - постигайте наше мироздание.

Рцы (рци) - повелительное наклонение: «говори, изрекай, читай вслух». Ср. «речь».

Слово – «передающее знание».

Твердо – «уверенно, убежденно».

«Рцы слово твердо «- неси знание убежденно.

Укъ - основа знания, доктрина. Ср. наука, учить, навык, обычай.

Фертъ, ф(ъ)ретъ – «оплодотворяет».

В Средние века южноевропейцев, произносивших «ф» вместо «п», на Руси звали флягами именно из-за особенностей речи: этим, например, отличали южных франков от северных пруссов, фракийцев от персов и т.д.

Херъ – «божественный, данный свыше». Ср. нем. Herr (господин, Бог), греч. ;иеро-; (божественный), англ. hero (герой), а так же русское имя бога - Хорс.

Укъ фъретъ Херъ: знание оплодотворяет Всевышний, знание - дар Божий.

Цы (ци, цти) - ;точи, проникай, вникай, дерзай;. Ср. аналогично многозначное нем. Ziehe с преимущественным значением ;проникни;.

Червь (черве) - ;тот, кто точит, проникает;.

Ш(т)а (Ш, Щ) - ;что в значении «чтобы».

Ъ Ь (еръ/ерь, ъръ) - представляют собой варианты одной буквы, означавшей неопределенный краткий гласный, близкий к э.

Раскатистый звук ;р; произносится с обязательным первоначальным призвуком (начальный ;ъ;) и отзвуком (конечный ;ъ;).

Слово «ъръ», по-видимому, означало сущее, вечное, сокровенное, пространство-время, недоступное человеческому разуму, светоч, Солнце.

По всей вероятности, ;Ъръ; - одно из наиболее древних слов современной цивилизации, ср. египетское Ра - Солнце, Бог.

Многие исконно русские слова содержат этот корень, например: утро – «от Солнца, вот (вон) Солнце,
появление Солнца» (корень ут-: ср. англ out, yond - оттуда, там);
вечер (векъ-ръ) - ;век Ра, истекающее время Солнца;;
рано, ранок (утро) - дословно: ;время прихода Солнца;;
пора - ;по Солнцу, после какого то определенного положения Солнца;.

Юсъ (юс малый) – «свет, старорусское яс».
В современном русском языке корень ;яс; сохранился, например, в слове ;ясный;.

Ять (яти) – «постичь, иметь». Ср. изъять, взять и т.д.

«Цы, черве, шта Ъра юсъ яти!».............. Расшифровывается как ;Дерзай, точи, червь, чтобы Сущего свет постичь!;.

Совокупность приведенных выше фраз и составляет азбучное Послание:

Итак…рассмотрим последовательность ! Т.е. обозначим буквы
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж,З, И, К, Л,М, Н, О,П, Р, С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ш,Ъ,Ю,Я со значениями их , как это следует из староцерковнославянского..

Азъ Буки Веде. Глаголъ Добро Есте. Живите зело, Земля, и, Иже Како Люди, Мыслите Нашъ Онъ Покои. Рцы Слово Твердо - Укъ Фъретъ Херъ. Цы, Черве, Шта Ъра Юсъ Яти!

И получим современный перевод ПОСЛАНИЯ!!!!!

«…Я знаю буквы. ..Письмо - это достояние. ..Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям - постигайте мироздание! …Несите слово убежденно - знание - дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь! …»

Праславянская Азбука - это первый в истории современной цивилизации учебник.
Человек, прочитавший и понявший азбучное Послание, овладевает не только универсальным методом хранения информации, но и приобретает способность передачи накопленного знания - т.е. становится Учителем.

Остаётся открытым вопрос. Откуда даннный язык? Кто его дал , с обращениям - ЗЕМЛЯНЕ?

Для передачи грамотности достаточно выбрать подходящий набор знаков, отображающих начальные звуки слов Послания - например, кириллицу или глаголицу.

И что интересно…..
Практически каждое слово русского языка имеет глубинный смысл…именно по кириллице.

ЕВА – Есть Ветвь Адамова
АДАМ – Аз Добро.Аз Мир..- Я добро, я мир.Разве это не суть настоящего мужчины? Символа щедрости , Доброты и защитника ?

А что значит имя Владимир ?
Весть Люди Аз Добро и Мир и Реце..- Познай людям речью вести о мире !..Просветитель !!?

А Арина ?
Азь Реце и Наша Азь- Я наша речь !......... Выходит ??...Сказительница

Алина?
Аз. Людям и наша Азь…… «Я людям наша»?.....т.е. СВОЯ..? Соплеменница ?

Станислав?
Слово Твердо Азь Наш и Слово Людям Азь Веди?...- С твёрдым словом нашим людям познание ?.... !!!Учитель?

Галина?
Глаголь Азь Люди и Наш Азь - " Я слово нашим существам разумным "?.....

Мария ?
Мыслите - /изрекаю мысль/ ..Азъ- /Я/...Рцы - /неси слово убеждённо/ И- /и/..Я/яти- /постичь ,умею/
" Изрекая мысль, Я умею нести слово убеждённо"..???

А что такое Правда?
Покои/ основа мироздания / -Рцы/изрекай,читай/- Азь /я/ -Веди /познание/ - Добро /достояние /........." Изречение Основ мироздания и познания - достояние !"

Хотите узнать о себе большее ?
Суть и задачу жизни заложенную в вашем имени ?

Попробуйте прочитать своё имя по-старославянски !
ДОПОЛНЕНИЕ К РАНЕЕ НАЙДЕННОМУ
**
Иногда находишь такое , что невольно хочется поделиться находкой.
И вот к дополнению к ранее написанному случайная филологическая находка на очень странном сайте ....и очень интересная.
Рассмотрим квадрат набранный буквицей, осмысливая каждую букву и составляя предложение.
*

«;Первая строка:
– Я Бога знаю, говорю добро, значит я существую.

Вторая строка:
– Жизнь обильна на Земле, когда истина вселенская в общине от Бога.

Третья строка:
– Для всех мыслящих людей только Он (Бог) изрекает покой.

Четвертая строка:
– Слово, утвержденное свыше, призывает уверенно держаться устоев мудрости добра для завершения пути, прихода в гармонию для нового начала.

Пятая строка:
– Защита границ нашей земли и рост обеспечивают Божье покровительство и наше единство.

Шестая строка:
– Гармоничное развитие и потенциал роста моего рода и меня, как его части, зависит от Всевышнего источника и истории рода.

Седьмая строке:
– Смысл жизни – в стремлении совершенствовать дух и душу до полного вызревания в совершенную личность в вечности.

Первый столбец:
– Моя жизнь, как мысль, облеченная в звук, стремящаяся к гармонии, мельчайшая частица разума во вселенной.

Второй столбец:
– Бог создает вокруг людей твердую границу и направляет их к самосовершенствованию.

Третий столбец:
– Знание Земли и размышление о нем призывают покой на дух нашего рода (народа).

Четвертый столбец:
– Говорить истину – наша традиция, наша защита, часть нашей души.

Пятый столбец:
– Благо Вселенной в том, что Бог Творец уверенно и твердо творит рост всего, для полного вызревания семени.

Шестой столбец:
– Суть бытия человеческого общества в мире, покое, равновесии, гармонии, единстве от Всевышнего Источника к совершенной душе.

Седьмой столбец:
– Существующий небесный Источник приносит в наш мир и начало всего и рост всего, и опыт людей во времени.

Диагональ сверху вниз и слева направо:
– Я много размышляю и основание моего творчества всевышний Источник всегда»

Мало кому известно , что в церковно-славянском цифры также обозначались буквами.
Ряд  ученых выдвигают гипотезу, что первая славянская  азбука была тайнописью и представляла собой сложную логико-математическую систему.
Кроме того, существует версия, что азбука создавалась Кириллом и Мефодием как целостное изобретение, а не как творение, которое формировалось по частям путем добавления новых буквенных форм.
Так, кириллица таит в себе трактовку мироустройства, где каждая буква заключает смысл и расшифровывается как Аз Бога Ведаю, Глаголя Добро, что Есть Жизнь...
Если же заключить кириллицу в квадрат 7 на 7, то её можно читать в произвольном порядке, открывая новые смыслы.

 Буквенные числа

Буквенные обозначения использовались и в качестве чисел — и тут в кириллице мы находим новые загадки.
Почему Аз равен единице, а Буки не имеет числа? Ряд первых чисел последователен, но девятка оказывается в самом конце азбуки.
Нельзя предположить, что такая хаотичность — результат случайности, ведь Святой Кирилл тщательно продумывал сакральные значения своего творения.
Для превращения буквы в число над ней ставился специальный знак — титло, смысл которого можно приравнять к нимбу

Шифр мироустроения

Связь чисел-букв имела свои толкования, так в Средневековье вычисляли значение слова, складывая числовые значения букв, чтобы открыть в них новый смысл.
К примеру, числом Христа считается 888, такова сумма чисел-букв имени Иисус в греческом языке.
Поэтому те, кто обращаются к старославянскому алфавиту, бьются над загадкой числового обозначения его букв, выискивая в древней азбуке шифр всего мироустроения: от сотворения мира до страшного суда.
И многое ещё не разгадано.


НУ КАК ПРИ ТАКОМ ЯЗЫКЕ НЕ ГОРДИТЬСЯ РУССКОМУ ЧЕЛОВЕКУ!?