Прохор

Ирина Вириитина
- Ма –ам! Смотри, какой хорошенький!- воскликнула Танюша, приближаясь к матери с маленьким пушистым комочком на руках.  Чуть позади за ней  шла новая подружка.
- Пусть живёт у нас!
Катя    возилась в огороде с грядками. Весна в этом году выдалась ранняя, так говорили местные жители. Для Катерины и её семьи она в России была первая, сравнить  не с чем. Возле дома  цвёл абрикос,  его медовый запах заполнял  двор, огород и всё пространство вокруг. За сараем  зацветала смородина, покрываясь жёлтыми, мелкими цветочками, источая свой неповторимый аромат. Молодые огурчики  в огуречнике  цеплялись своими крепкими усиками за шпалеру. Помидоры набирали цвет. И это в начале апреля! Дни стояли тёплые. Солнце ласково пригревало всё живое на земле, давая всему жизнь и рост.  Из огорода хорошо просматривалась высокая гряда, тянущаяся над Доном нерушимой стеной, покрытая сочной, молодой травкой, на которой возвышались вечно - зелёные сосны и другие породы деревьев. Некоторые из них были покрыты нежными, изумрудными листиками, а на ветках других деревьев вот - вот должны были лопнуть толстые пузики почек и выпустить на Божий свет молодое племя. Возле абрикоса, кустов смородины и в огуречнике кружили пчёлы, опыляя цветы. Летали жуки, издавая громкий звук. Все трудились в огороде. Всё кипело. Весна шла полным ходом! Перебрались они в эти края в перестроечное время. Тогда многие из стран ближнего зарубежья переселялись в Россию. Вот и они решили сменить место жительства перед самым Новым годом. Домик купили с небольшим участком земли.
- Танюша, за ним надо ухаживать, - поднявшись с колен, сказала Катерина дочери, - кормить, купать, приучать в туалет ходить. Ты будешь это делать? Он совсем маленький, гляди,  только что  глазки открыл.
Девочка, которая подарила Танюше котеночка, вступилась за него.
- Что вы тётя Катя, он  очень умный!  И в туалет ходит на улицу, и кушает сам! Его кошка всему научила! Всех котят у нас разобрали, он последний остался.
  Танюша спустила котёнка с рук, и он  подошел к хозяйке, потёрся об её ногу, затем отошёл  в  сторону, и принялся разгребать лапками землю.
- Вот видите, он умный!
Котёнок оправился, вернулся к хозяйке, и сел возле её ног. 
- Умница, умница! – похвалила Катерина нового жильца.
 Танюша с Андрейкой сходили в магазин и купили котёнку  молока. На крылечке они покормили его, потом внесли в дом и положили на мягкую тёплую кофту.  За ужином Катерина предложила   дать коту имя.
Дети предлагали назвать его Бельчиком, Васькой, Матроскиным. Каких только имён не предлагалось!
- Назовём его Прохором! – сказала Катерина. Имя громкое – значит,      он будет  соответствовать ему.  Прохор действительно соответствовал своему имени.  Всегда и везде он был рядом с Катериной. Женщина вставала рано, а Прохор ещё раньше, и всегда поджидал её в углу небольшой комнаты, в которой они кушали. Её нельзя было  назвать кухней, но так как в доме больше не было места для трапезы, то в ней  и собиралась вся семья за столом. В углу этой комнаты  на стене висел православный календарь с изображением Иисуса Христа.  Каждое утро Катерина в том углу читала утренние молитвы, пока все домочадцы спали. Во время чтения, Прохор сидел рядом, не двигаясь. Когда Катерина завершала их чтение, кот расслаблялся, сворачивался в клубочек и засыпал.  Так начиналось каждое утро. Иногда Катерина заставала его на своем месте,  без движения сидящим и смотрящим в окно на первые лучи восходящего солнца.
То, что Прохор лекарь, Катерина обнаружила случайно, когда сильно разболелся живот. Она лежала на диване и гладила себя по животу. Прохор сидел в кресле и не сводил с неё глаз. Дети в это время гуляли на улице. Был выходной день.
 – Ой, Прошка, что-то сильно живот болит,- простонала женщина. Кот смотрел на неё внимательно, словно гипнотизировал. Затем спрыгнул с кресла, забрался к ней на живот, и, поджав коготки,  принялся лапками его массировать.
- Ой,  Проша, не дави, больно! – вскрикнула Катя. Но кот не обращал  на неё внимания, только мурчал.
Несколько минут подряд он массировал больной живот, и боль стала уходить. Затем он свернулся клубком на животе хозяйки и засопел. Так пролежал, примерно, с полчаса. Кате стало тепло, и она заснула. Проснувшись и потянувшись, Прохор спрыгнул с Катиного живота на пол и снова оказался  в любимом кресле, наблюдая за ней ещё какое – то время.
  Когда Николай, муж Катерины и отец семейства, приезжал домой с вахты, Прохор спал в  коридоре, становился тихим и едва заметным.  Отношения между мужчинами не заладились сразу. Однажды Николай принёс домой с рынка сома,  и положил его в раковину, чтобы жена приготовила что - нибудь вкусненькое! Катерина в это время с детьми убирались во дворе.
  -   Зараза! – раздался громкий крик, и  кот, как парашютист с нераскрывшимся парашютом вылетел из коридора в огород, предварительно сделав    в воздухе  сальто, и шлёпнулся возле забора.
- За что ты его так?- возмутилась Катерина.
- Он почти всего сома съел!
- Да, что толку бить его, рыбу теперь всё равно не вернёшь!- заступилась за кота женщина.
- Как это, что толку? Чтобы на будущее знал! – возмутился Николай.
Кот не появлялся дома три дня.
 Катерина и дети  расстроились, скучно было без него. Николаю вскоре надо было уезжать на вахту. С вечера сумки с продуктами и вещами были собраны, и утром он уехал.  Катерина полола траву в огороде, погода как раз благоволила, накануне прошёл дождь. Женщина в это время думала о коте, и вдруг ощутила что-то теплое сбоку. Она повернула голову и увидела беглеца.
- Прохор! Ну, ты хитрец! – обрадовалась  женщина.
- Ну, пойдём, покормлю тебя!
Виляя  своим исхудавшим за три дня тельцем, кот шёл впереди,  указывая путь хозяйке к миске. Катерина налила ему супа, и он с фырканьем принялся   есть.
То, что кот лекарь в семье знали все, но кроме хозяйки он никого не лечил. Так  сложилось. Если у неё болел желудок, он ложился на область желудка, если болели бронхи,  ложился на грудь. Но однажды у женщины разболелась голова. Она лежала на диване и смотрела на кота. Прохор в этот раз сидел на журнальном столике.
- Да, Прош, я понимаю, что голову тебе никак нельзя помассировать, - сказала Катерина, - неудобно, не подлезешь. Да и не ляжешь же ты мне на голову, в конце-то концов!
 После этих слов, кот  спрыгнул с журнального столика и забрался на старый проигрыватель,  втиснутый между шкафом и диваном, и,  встав на задние лапы,   передними  начал массировать  голову хозяйке.
 Так  и заснули: Катя на диване, а Прохор на старом проигрывателе.
Когда Николай приезжал с вахты домой, кот начинал мстить ему. Ну, не так, чтобы очень, но мстить.  На  одежде хозяина, оставленной случайно в кресле,   он любил вытянуться, как на коврике и спать часами.  Когда Николай появлялся в комнате, кот спешил к двери и  просился на улицу.
- Зараза!- кричал Николай в след коту, очищая свой свитер от его  волос.
Но кота и след простывал. Возвращался он поздно вечером, когда хозяин дремал на диване под какую-нибудь телепередачу. Но так, как Прохор был  умным котом, то понимал: отношения с хозяином надо налаживать. В одно воскресное утро  Николай вышел из дома, и обнаружил на крыльце  шесть крыс, лежащих в ряд и кота, сидящего рядом с ними.
- Ай, да  Прошка! Ай, да молодец! Катюша иди сюда скорее!
Женщина вышла на крыльцо и ужаснулась.
- Зачем ты меня позвал?
- Чтобы показать, какой наш Прохор умница!
- Я и так знаю, что он умница!
В тот день Николай поехал на рыбалку и привёз много рыбы. Мелкую рыбёшку отдал коту. Так они подружились.
 Десять лет Прохор  прожил в этой семье.  За это время Танюша успела выйти замуж, Андрейка отслужить в Армии. Осенью Прохор сильно заболел. Его не было несколько дней дома. Вернулся худым и не здоровым. Хозяин предположил, что его держали с крысами в сарае, потому что все в округе знали, какой Прохор отличный крысолов!
- Может отравленную крысу съел? А может, кто пнул его?- рассуждал Николай.
Так или иначе, но кот с каждым днём угасал. Шерсть его и глаза потеряли блеск.  От еды он отказывался.  Лекарства ему не помогали.  Однажды утром Катерина не обнаружила кота в доме. Она его на улицу не выпускала, а дома кроме неё и кота никого не было.
- Проша!- прошумела хозяйка, выйдя на улицу. Но кот не отзывался.
Она принялась собирать белье с верёвки,  и увидела, как из-за угла сарая шаткой походкой  к ней навстречу идёт кот.
- Сейчас! Я сейчас! – сказала женщина и поспешила в дом. Она положила бельё на кровать и вышла обратно. Кот вытянул возле крыльца своё бренное тельце, он еле дышал. Катерина понимала, что кот пришёл проститься с ней. Она села возле него рядом и стала гладить рукой по сбитой в клочья  шерсти. Тельце кота вздрагивало под рукой. Она хотела передать ему частичку своего тепла, как это делал  часто он, когда ей было плохо.
- Проша, прости меня,прости - повторяла Катерина, поглаживая кота. Прости, за то, что не доглядела тебя. 
Кот выслушал её,  потом закрыл глаза и захрипел.
- Проша, подожди! – просила  женщина, - Подожди!
Она вбежала в дом, налила в миску молока и выбежала обратно.  Но кота возле крыльца не было. В это нельзя было поверить. Женщина забежала за угол дома, заглянула под лес, недавно купленный для пристройки к дому, заглянула за сарай. Кота нигде не было, словно растворился.   Какое – то время женщина находилась на крыльце, надеясь, что кот вернётся. Но этого не случилось.
- Кто же теперь меня лечить будет? – вдруг мелькнуло в голове.
И тут же, откуда- то, ей  пришел ответ: «Теперь сама. Сама».