Призрак Дягилева в Третьяковке

Карина Погосова
Я немало знаю о Дягилеве, о его вкладе в русское и мировое искусство, талант «великого комбинатора» и авантюрного импресарио, пиар-навыки и страстное желание стать значительной - самой выпуклой - частью истории. Мне рассказывал о его творчестве и нелепой судьбе мой космического масштаба гениальный  Гиоргий. Что-то я читала сама…
«Русские сезоны» Дягилева революционны и авангардны для того времени. Они произвели фурор в Европе. Многих танцовщиков и художников он прославил (выжав, правда, из многих соки, доведя некоторых до самоубийства ревностью, актами мщения и невыплатой гонораров).
Его антрепризный балет - особое смелое явление. Каждая его постановка становилась экстраординарным событием, оперы и театральные постановки бросали вызов текущим устоям. Дягилев творил, воплощая через других то, что копилось в нем и рвалось наружу. Он проматывал деньги, причём, чужие, с неменьшей страстью, чем любил мужчин, себя и свою роль в искусстве. Тщеславие обуревало им, при этом он стремился все делать качественно и мастерски. Прикормленных журналистов баловал и использовал так же, как артистов: знал, что от их рецензий зависят слава и перспективы «Русских сезонов» имени себя любимого. Деспотичный и временами безответственный перед труппой и партнерами, он любил папу и мачеху, помощников по хозяйству.
Противоречивая очень личность. Так и не обрёл Сергей Павлович Дягилев настоящее счастье в жизни. После 50 лет охладел к балету и опере, стал букинистом, а потом и это бросил. Хоронили его, мота и должника, гедониста и жертву страстей и гордыни, в Венеции на деньги Коко Шанель.
Дягилев дружил пылко с интересными (во все времена) людьми: Маяковским, Стравинским, Равелем, Дебюсси, Сати, Бенуа, Бакстом, Пикассо, Матиссом, Шанель.

Бурную деятельность развёл он за границей (начал с Парижа), сделал узнаваемым и признанным русский почерк в мировом балете и, в целом, искусстве. Последнему любовнику и другу Сержу Лифарю завещал эскизы, картины, рисунки. Кому перешло все это добро после смерти Лифаря в Швейцарии - неизвестно. А спикеров дискуссии (СЕО Третьяковки Зельфиру Трегулову, дизайнера Игоря Чапурина, художественного руководителя St. Petersburg Fashion Week Никиту Кондрушенко, премьера Большого театра Дениса Родькина я спрашивать не стала: мероприятие задержалось и затянулось в итоге - а мне очень хотелось есть и домой!) Кстати на столе перед Чапуриным взлетела вверх со звуком «пфф» крышка, отскочив от бутылки на словах Кондрушенко «Дягилев был монстром». Энергия, однако!
Сооснователь группы «Мир искусства» сравнивал себя с прорубателем окна в Европу Петром Великим и даже считал, что они родственники. А мне Дягилев напоминает Ленина и Остапа Бендера - что-то среднее между ними. Пассионарий, короче.

Мое мнение: никакое гениальное творчество не оправдывает человеческую подлость. И не ничего выше Божественного дара, чем благодетель. Да, я рассматриваю дела, идеи, заслуги и антивклад человека через призму его сущности. Считаю это правильным. Если бы не мой подход, то я бы не осознала, какой прекрасный Гоголь (невинный, искавший Бога); я бы не поняла феномен дерзкого задиры и дуэлюба Пушкина (гениального писателя и поэта, бесспорно); я бы не отличала добро от зла и месила все в одну кучу и сама бы не стремилась улучшаться.
Так что спасибо Дягилеву за энтузиазм, новаторство и прогрессивное развитие культуры на этапе начала 20 века. И очень жаль, что в свои ранние 57 он ушёл несчастным, неудовлетворенным, без Бога в душе.

У меня все.