Пчела и цветок на черном граните

Марина Яковлева
Бродишь по кладбищу – и вдруг видишь имя, с которым связано нечто особенное в твоей памяти…

Мая (Майя) Андреевна Барабицкая (1925–2008). На гранитной плите нет её портрета. Там изображена пчела, присевшая на пышный цветок.

Мая Андреевна не была пчеловодом. Она была учителем немецкого языка, фотографом и флористом, приехала в наш город из Санкт-Петербурга (а ранее жила в Мурманске) и организовала в Опочке более двадцати лет назад клуб «Флора».

В середине 1980-х годов я, работая в Мурманске на радио (или проходя там практику?), делала материал с кем-то из мурманских флористов. Но, кажется, не с самой Маей Андреевной. Хотя смутно припоминаю – если, конечно, это не ложная память – что уточняла написание её фамилии у интервьюируемого.

Когда я вспоминаю о Мае Андреевне, в памяти непременно всплывает наша поездка в Крыпецкий монастырь, это начало нулевых. Ездили мы туда большой компанией, причем на каком-то странном транспортном средстве. Потому что нормальные сиденья были только впереди, а наша группа отщепенцев устроилась в хвосте на стульях, табуретках и даже большом колесе-запаске, лежавшем на полу.

Сидевшие впереди, в пандан моменту, распевали гимны и псалмы.

А Мая Андреевна рассказывала нам, сколько помнится, о своей бурной комсомольской юности (она 1925 года рождения), а потом предложила петь «хулиганские», т.е. дворовые песни.

Я хоть и была тогда страстной поклонницей радиопередачи «В нашу гавань заходили корабли…», но слов дворовой песни «Гоп со смыком» не помнила и потому предложила альтернативный вариант – «Однажды морем я плыла…», тоже песнопение не для слуха выпускниц института благородных девиц.

Исполнили.

А потом решили перейти на патриотический репертуар и запели «На границе тучи ходят хмуро…». И когда из открытых по случаю жары окон нашего транспортного средства грянула строка «Часовые Родины стоят…», на обочине дороги мелькнула троица гайцов.

Они пришли в бешеный восторг и махали нам вслед фуражками, руками и ногами…

Летом 2000 года я писала о Мае Андреевне Барабицкой для опочецкой районной газеты «Красный маяк». Материал назывался «Лось из банановой шкурки» и был опубликован в номере районки от 19 августа того давнего года под рубрикой «Мир увлечений»…

Вот эта публикация.

«Лось из банановой шкурки

На встречу с поклонниками красоты в читальный зал Опочецкой районной библиотеки художница-флористка Майя Андреевна Барабицкая пришла не одна, а вместе со своей ученицей из Санкт-Петербурга Людмилой Никаноровной Заботиной. Показала она собравшимся и свою новую работу, законченную буквально на днях, – «Лося». Практически всё, что сейчас представлено на выставке, было создано художницей с целью украсить свою дачу.

– Как началось моё увлечение флористикой? – говорит Майя Андреевна. – Я приехала в Москву из Мурманска в гости и попала на выставку флористов в одну из церквушек на Тверской. Меня сразу так захватили эти работы, что я ходила по выставке до самого её закрытия. А потом обратилась к работникам выставочного зала с просьбой дать мне адрес или телефон кого-нибудь из флористов. Но мне в этом было отказано.

И тогда я сказала: «Ничего! Когда-нибудь я снова приеду в Москву и привезу свою выставку!» И представьте себе, что через шестнадцать лет у нас, флористов из Мурманска, действительно была выставка на Тверской, только в другой церквушке…

Клуб флористов в Мурманске существует уже более четверти века. Работы Майи Андреевны экспонировались в Норвегии, Швеции, Финляндии, в Санкт-Петербурге, Ростове. Картины, созданные ею, есть и в Германии, Голландии, Швейцарии, Австрии, Сингапуре, Соединенных Штатах Америки. Однако теперь Майя Андреевна Барабицкая уже не мурманчанка, она живет постоянно в Санкт-Петербурге.

– Однажды мои работы были выставлены в парке под Вашингтоном, где проводилась выставка народного творчества, – рассказывает Майя Андреевна. – Возила их туда моя дочь, она – ученый, борется со СПИДом, работает сейчас в Балтиморе, в институте здоровья. Сначала на мои картины никто не обратил внимания. А потом один любопытный американец задержался у них, заинтересовался и спросил у дочери: а из чего это всё сделано? Она отвечает: из мусора. Как так?! Дочь пояснила, с каким материалом работают флористы. И тут начал накрапывать дождик, дочь стала снимать картины, но этот американец упросил её немного задержаться, куда-то убежал, а потом примчался уже во главе целой толпы… Все были удивлены и восхищены… Скоро будет моя выставка в русско-американском культурном центре в Вашингтоне. Особым успехом у русских эмигрантов там пользуются картины с лошадками…

Майя Андреевна подробно рассказала о материале, который она использовала для выполнения своей новой картины «Лось». Сам лесной красавец сделан из банановой шкурки, небо – из листьев серебристого тополя, есть там и береста, и другие дары родной природы.

Художница создаёт не только пейзажи, но и жанровые картины. Это во флористике редкость. Очень увлечена она сейчас творчеством одного японского художника и делает по мотивам его картин свои, из соломки и другого природного материала.

На встречу с Майей Андреевной Барабицкой и Людмилой Никаноровной Заботиной собралось немало народу. Все слушали просто с увлечением, внимательно рассматривали и картины, и фото с выставок, задавали много вопросов и просили познакомить опочан поближе с этим видом творчества.

– Нас очень обрадовал такой интерес к флористике, – сказали художницы. – И мы готовы поделиться с вами всем, что знаем и умеем…»