Манифест- 36. Миф. Апокриф. Религия

Оксана Самоенко
Сижу  в лекциях по  греческой  мифологии преподавателя Башкирского Университета. Рисуется образ Апокрифа.
 После Распятия по рукам ходило превеликое множество священных текстов, в смысле, еврейской мифологии и новостей, только случившихся. При ином развитии событий они остались бы частью восточной культуры. Не больше.
  Стараниями Апостолов частная жизнь одной семьи положила начало  новой  обшечеловеческой культуре.

 Отцы Церкви принялись сортировать информацию на,  «обязательную к  прочтению» и ту, что не вписывалась  в образ  для подражания.
То, что не вписалось, стало Апокрифом.
Время шло, менялись нравы, увеличивалось количество Церквей, Учений, толкований. Отцы снова пересматривали тексты, запрещали  к прочтению.
 Число Апокрифов росло.
Ещё и находить стали с появлением археологии, расширением её возможностей и возможностей смежных наук.
 Так и у нас.
 Есть мифология, история, рекомендованные к прочтению. Есть Апокрифы. А в них содержится масса информации.
 И весьма любопытной.  Надеюсь, в  отличие от прежних времён,  эти разночтения не приведут к кровавым войнам и разборкам.

  Нет беды в башкирском толковании греческой мифологии. Подумаешь, несколько сотен людей будут рассказывать ученикам,  всем известные истории,  чуть- чуть иначе.
  Какой вред от того, что мой преподаватель археологии считала славян выходцами с Волги?  Её ученики защищались на этом и отстаивают точку зрения учителя до сих пор.  Потом средства массовой информации подхватили, разнесли и хорошо подзаработали на «патриотической» инфе.

 Да, никакого! Разнесли, внесли в экспозиции близлежащих  музеев. И всё.
 Ничего монументального построено не было. Жилищные условия наследников славянской протокультуры не улучшились волшебным образом.
 Ни одного тугрика не потрачено на создание тура по достопримечательностям культуры, занимавшей территорию нынешних Татарии, Ульяновской и Самарской областей.
 
Я тоже пишу апокрифы…

Башкирский грекофил   рассказывает о соперничестве Крита и Афин за влияние на Элевсин -  религиозный  центр     умирающей и воскрешающей богини.

 Аид похитил Персефону, её мать богиня плодородия Деметра нашла дочь, но каждую осень  вынуждена прощаться с единственным чадом, возвращающимся к мужу. Богиня, вместе с ней природа,  впадают в скорбь, ожидание, спячку.


  Сын Миноса погибает во время участия в афинских спортивных играх. Он, как внук бога, первенствует во всём. Проигравшая молодёжь полиса завидует и убивает соперника. По этой причине сильный царь, не уступивший бы Элевсин, вынуждает Афины платить дань и кормить Минотавра.

Настоящее  противостояние  двух современников.
Гомер, ведь, пишет о Крите в настоящем времени, а не в прошедшем. Будто не было извержения, уничтожившего часть процветающей цивилизации сразу, покрывшего остальную часть непроницаемым пыльным мраком на долгие девять лет.
  С извержением связывают крах или затухание многих культур того времени.
 Трудности, конечно, были. Однако между минойцами и Парфеноном насчитывают всего восемьсот лет.
 Между полным одичанием, утратой даже гончарного круга и появлением шедевра греческого зодчества- всего восемьсот лет.
 Почему нет?
Может, последствия Катастрофы Бронзового века сильно преувеличены или события шли иными темпами?
 В другое  время,  в иной последовательности.

 В восемьсот лет уместилось не только противостояние, войны за Элевсин.  Ввоз коней Посейдоном с  Его родины. Смерть Зевса с конкретными датами на надгробии, ввоз болотного железа дорийцами с Балкан.
Но болотному железу место в болоте. Хорошее железо ввозилось минойцами со своих колоний где- то рядом с нынешней Арменией.  А раньше миноиды - потомки Миноса брали медь из   месторождений  в Альбионе.

 Голова кружится.

Нет. Я не против.
 Ахейцы- варвары, воевавшие Трою бронзовым отстойным дубьём. В то время как их  прежние работодатели вовсю ковали железо.

 А тут реконструкция механизма шумер для улучшения циркуляции воды подоспела. Как я это поняла, огромные колёса приводились в действие приливной энергией, может, энергией осликов, гнали воду по полям, чтобы она не страдала от переизбытка соли.
 Колёса такие огромные, что мысль о ветряке напрашивается сама собой.
 Почему не изобрели?
 За ненадобностью?
 Или не было, нужного для строительства,  количества рабов?
 Зиккураты строили, тратя огромные усилия на изготовление миллионов кирпичиков  из глины, жарили их на солнце, всяко - разно обрабатывали. Покрывали плиткой,  отражавшей  солнечный свет.
 Солнца там много.
  Думается, на такое можно было смотреть только вечером. Но вечером они забирались на крыши и занимались астрономией. Или писали острыми палочками на глине нечто, что Авраам переработал  в мировые религии.

 Зачем шумеры и их последователи красили свои здания?
 Для того чтобы их  было легче найти среди куч   остального песка?
 Вопрос.
Проект  ветряных мельниц забраковали. Почему?
По той самой причине, по которой Рыцарь Печального Образа воевал с ними.  Мельницы  означали скорый крах Рыцаря, начало капиталистической кали юги.

Впечатлил  каскад римских  ветряных мельниц на реках Европы.
 И пришли, таки,  Донкихоты.

Интересно, что тот, кто ставит в один временной отрезок Крит и Афины, «в упор не видит»  связей  минойской и шумерской мифологии. Но настойчиво твердит об индоарийских корнях греческой мифологии.

 Другой историк, выявляющий схожие сюжеты мировых сказок и мифов, находит множество общих черт между греческими мотивами и сказаниями индейцев американских Великих равнин.
  А посередине -  ничего. Вообще ни одного совпадения.
 В смысле, тогдашние переселенцы ушли давно и унесли старые фантазии. По загадочным причинам они  остались  только там  и здесь. Об индоариях не говорится, но, может быть,  некий транзит был.
 Фестивалили.
Концерты давали.
 С большим успехом.
В общем, наследили.
Есть ещё вопрос.

 800 лет до  Парфенона  или Акрополя?
 На том месте давно что- то стояло. Ещё со времён девичества Афины, воспитанной смертной женщиной. А потом Афина ухаживала за Эрихтеем. Змеем, высиживавшем яйцо, из которого выпал  Хаос. Время представляется догреческим, как минимум. Тогда Афина мало отличалась от Медузы Горгоны, а поклонялись богине со змеями много, где.
 На будущих российских территориях тоже.

 Потом Эрехтеем назвали первого афинского царя. Потом появился странный миф о рождении девственницей Афиной от Гефеста мальчика со змеиными ножками. Там и храм есть. Эрехтейон.
 Эх, дороги. Пыль, да туман.

И снова женщина.
 Афродита.
Читаем миф. Самый распространённый, не апокриф.  Уран- бог неба,  странное дело, не любил своих детей. Норовил,  чуть что, засунуть их в маму, которая Гея.  В смысле, в Тартар. И Гее это не нравилось.
 Сыновьями были циклопы, сторукие пятидесятиголовые великаны гекатонхейры, олицетворявшие природные стихии.   Дочка, милая сердцу шумеролога,  Басилея или греческий вариант Цартвенности. 12 титанов. Шесть мальчиков и шесть девочек. Кронос был младшеньким из них, видимо, маминым сыночком. По подсказке мамы Геи он оскопил отца.

 Капли, упавшие в Океан, родили Афродиту. Океан был Титаном сыном Урана, но отцом богини любви считается Уран.

 Титанида.
Как  старшие братья  и сёстры, символизировавшие проявления матери.
И сестры Эриний - богинь мести и наказания, которыми стали капли, упавшие на землю.
 Или снова на Гею.
 Афродиту называют финикийской богиней. Она старше Зевса. Как минимум, тётка. И сил у неё побольше. По поводу ума и мудрости не буду высказываться. Хитрость на детском уровне.

 Зевс, ловко манипулируя старшими родственниками, добрался до Олимпа. Продолжая обманывать Стихии, имевших  в мозгу поток Сознания,  победил в Титаномахии. А Любовь, скорее, Чувственность, осталась.
 Не злой умысел, а предназначение управляло богиней. У неё с Афиной даже конфликт был. Вздумалось Афродите заняться рукоделием. Скучно же. Целыми днями «любовь», да утехи в постели. Самой вечной девушке чувство было заповедано богами. Развлеклась, искупалась  в специальном месте на Кипре.  Снова юна и безгрешна.
 Взгрустнулось.
Села за ткацкий станок.
 Покровительница ремесла Афина истолковала это, как посягательство на  свою  территорию.  Афродита даже извинялась.
 Зевс, в минуту редкой усталости от амурных похождений задумал проучить Стихию  и «высек море».
 Сломил внутреннее сопротивление красавицы, внушил страсть к Анхизу. Пастуху царских кровей, дальнему родственнику Приама и Ганимеда- виночерпия богов, красавчику,  любителю побренчать на кифаре.
 Рисую образ, созданный Гомером. Конечно, авторство спорное. И оспаривается не мной.  Перевод не самый удачный. Образ модернизированный.

В общем, богиня  произносит длинный монолог о том, что в постель с этим мужчиной она ляжет только после сватовства по всем правилам, знакомства с родителями, выкупа, подарков родне.
 Едва выговорив положенное традициями, девушка, оказывается, знамо дело, где. Уже пастухи погнали коз и овец  на вечернюю дойку.
Киприда  встала, приняла  обычный вид, разбудила человека и запугала его. Мол: « Богиня я.  Рожу тебе  сына Энея. Что означает «ужасноликий».  Потому, как настроение у меня  сейчас  самое распоганое. И, вообще, не смей трезвонить, бахвалиться и шептать о нашем приключении. Накажу!»

Похоже, вмешательство в психику  богини было столь сильным, что  можно говорить только  о  похоти и естественном следствии насилия над психикой.  Афродиту тошнило не только по причине беременности.

 Отвращение, желание забыть о минутной слабости сказались на ребёнке. Симпатягами не были ни Минотавр, ни Ахилл, ни Эней.

 Анхиз проговаривается. Кто бы ни  похвалился? Зевс бросает в него молнию. Афродита её отклоняет. Небесная кара не убивает, но навсегда делает смертного расслабленным.
 Говорит поведение матери Энея о любви? Очень сомневаюсь. Для молодого мужчины героического периода  инвалидность не была лучше смерти.
 Наказание Титаниды,  родной сестры,  что называется «одного помёту», с Эриниями.
 Эней не был защитником Трои у Гомера, не проявлял чудеса храбрости,  положенные  по происхождению,  сидел с отцом, вынес его из горящего города. Никто не «нашёл» его среди троянцев, вывезенных из Малой Азии в Грецию.

 Греки,  обделённые плодородными почвами, разъезжались по свету. Бросался даже жребий. Кто- то пытался контролировать утечку из страны рабочих рук, может быть, мозгов.
 Нет, руки были важнее. Мудрецов пруд пруди, а те, кто их должен был обслуживать и кормить, разбегались по свету в поисках счастья. В конце концов, Греция обезлюдела  и превратилась в страну с великим прошлым ещё до Османского завоевания.
Совпадение сюжетов этрусских и греческих  мифов могло произойти по причине одинаковых  условий, в которых жили  земледельческие народы. Может,  их привёз на Сицилию младший брат Миноса Родомант. Есть куча других причин. Люди в Италии не только жили до появления Энея, но и развивались, контактировали с окружающими культурами. Оттуда и созвучие имён, давшее жизнь поэме Вергилия.

Велик!   Из мифов племён, живших рядом с Римом, создал  идеологию, освещавшую агрессию, названную просветительской миссией, на тысячелетия. И до сих пор  так зовётся. Сказывается   поклонение Силе. 
Религия.
 Ать- два, левой!
  Ать- два, правой!
  Я знать не хочу того,
Кто надел на мир  цвета хаки!
Перефразировала.

 Не Рим распространял культуру. Те, кто на местах хотел жить. А ещё скорее, те, кто придумал, как на этом подзаработать. Рим, ну, ни капельки в этом не виноват. Просто лез всюду со своим уставом. С уставом сверхсущества, которому позволено всё.
Согласно с законами, не согласно.  Оно, ведь, что дышло.
 Но.

 Какая ирония.
Из Трои уходит человек, не принимавший участия в кровопролитии, в, по сути, в противостоянии миров. Уходит совсем в другое место, заботясь о больном отце, жёстко утверждая право людей, пошедших за ним, на землю, уже занятую местными племенами.
 Мы наш, мы новый мир построим.
Кто был ничем, тот станет всем.
 Это -  к тому, что кое- кто, кое- где, кое- когда, не придумал ничего нового. Как Эней, поступал, согласно правилам построения нового общества.

 Не будем забывать, что Вергилий писал  уже для Августа, а в Риме давно жили евреи со своими ожиданиями Мессии.
 Но  Мессия тот уже не был воителем  Иисусом Навином.   
Это был, слабый телом, Иисус из Назарета.

 Правда, непротивленцем и не стяжателем  его сделали собратья Вергилия.
 Жрецы, священники,  работники пера и «Чистого листа», идеологи.