О фильме Королевский роман

Людмила Куликова-Хынку
18 век – эпоха Просвещения. Человек становится если не «мерой всех вещей», каким его провозглашали возрожденцы, то, по крайней мере, задумывается о свободе слова, цензуры и даже тяжком положении простого народа. Не все, конечно, а наиболее образованные, просвещённые и сочувствующие вольнолюбивым идеям Вольтера.

 Фильм Николая Арселя «Королевский роман» - как раз об этом: дерзких и смелых реформаторах и закоснелых консерваторах, о монархической и церковной власти,лицемерном правосудии, расшатанной экономике европейских государств и идеях Реформации, витающих в датском обществе. Яркий представитель реформационных идей – доктор Струэнзе (Мадс Миккельсен), вызванный из Германии для лечения датского короля.
 
Кристиан VII страдал слабоумием - болезнью, весьма распространённой в королевских династиях.

Естественно, правит не король, а королевский Совет при его дворе. Довольны и члены Совета, получившие все полномочия, и сам король, поскольку государственные дела ему скучны, не то, что театр и бордель, который он регулярно посещает, избегая брачного королевского ложа.

Кстати, о браке с принцессой Каролиной-Матильдой (Алисия Викандер), прибывшей в Данию из Англии. Участь стать женой короля Дании ей была уготована с детских лет.
В юности будущий брак ей даже виделся в романтическом свете. Он развеялся в первую  брачную ночь.

«Власть без ума - источник зла» - говорил Демосфен. Умный, образованный доктор Струэнзе,(в наше время он стал бы очень востребованным психоаналитиком)смог злу противостоять. Он входит в доверие короля, становится его фаворитом, манипулирует сознанием, действиями, решениями. Да так ловко, что Кристиан по совету своего врача представил королевский двор сценой для  спектакля особого формата, где он исполняет главную роль при режиссуре доктора Струэнзе. Роль его так увлекла, что даже  появился интерес к государственным делам.

Кристиан начал с хозяйственных решений: борьбы со зловонием и нечистотами, заполнившими улицы Копенгагена, а закончил отменой цензуры и роспуском своего Совета.

Место главного советника занял доктор Струэнзе, фактически став «серым кардиналом» при призрачной власти короля.

«Королевский роман» - история дворцовых интриг, в которые вплетены человеческие эмоции. Тайные отношения двух влюблённых - королевы Каролины-Матильды и доктора Иоганна - какие бы искусные  шахматные ходы они ни предпринимали - не могли не стать явными в стенах дворца, где стены видят и слышат, а из дюжины верных слуг всегда найдётся один, которого можно подкупить.

 Раскрытая связь стала поводом для казни иноземца-чужака, захватившего власть. Причиной же явились его новые порядки, кардинальные изменения в экономике, судебные реформы. Его преобразования встретили в штыки и дворянское сословие, для которого старое и привычное было гарантом влияния и на общество, и на государство, и простолюдины, для которых реформы были делом ненужным, а главное, непонятным.

Иоганн Струэнзе поплатился жестоко – его казнили на площади при большом стечении простого народа, которому он тщетно кричал: «Я один из вас!». Это был глас вопиющего в пустыне, а народ датский таким же забитым и тёмным, как и русский. Невольно вспомнились кадры из фильма о Екатерине, момент, когда царская карета проезжает мимо обширных помещичьих угодий и царица видит бесправных крепостных крестьян, их тяжёлый, изнурительный труд, их безропотную покорность и поклоны в пояс.
 
Немного об актерской игре. Из исполнителей главных ролей хотелось бы выделить Мадса Миккельсена, исполнившего роль доктора Струэнзе. Его  герой - под полумаской, предельно сдержанный, с холодным проницательным взглядом,внешним спокойствием. Образ вольнолюбца, действующего в одиночку и обреченного на поражение, сыгран очень убедительно.
 Роль слабоумного короля  Кристиана, комичного и жалкого одновременно, ставшего игрушкой в руках собственных подданных, - мастерски сыграл  Миккель  Фёльсгер.
         
Фильм  Николая Арселя  – и для любителей истории времён минувших, и для поклонников мелодрам, и просто для почитателей хорошего кино.