Проблема новых пророков и Писаний

Роб Эспер
У меня возник такой вопрос. В современном мире, да и в недалёком прошлом, появлялись и появляются люди, которые утверждали, что говорят от имени Бога. Кто-то приходил с новым Писанием, кто-то говорил, что с ними разговаривают умершие пророки, или ангелы, либо они сами являются ангелами. Кто-то объявлял себя пророком, либо Махди, либо Исой/Иисусом. Кто-то говорил, что Бог рассказал ему истинный смысл аятов Корана, стихов из Библии. Таким людям сегодня мало кто верит. У них мало последователей. Потому что у всех этих людей нет единой идеи, единой базы. Их идеи разнятся, противоречат друг другу. Хотя бы в мелочах. Каждый из них считает, что только он прав, что только он несет истину, а остальные, такие же якобы знающие правду, - мошенники, лжецы. Если придет какой-то человек и скажет, что он новый пророк/второе пришествие Исы/имам Махди/ангел, то его тут же поднимут на смех. Так вот. Каким образом пророку Мухаммаду удалось завоевать доверие стольких людей? Почему за ним вообще пошли? Как он смог убедить людей в том, что именно его идеи - истина? Он ведь не совершал никаких чудес, если мы будем исходить только из Корана. Не предсказывал будущее. Так почему люди ему поверили? Может быть, мы неверно понимаем смысла передачи откровения? Может, главное чудо Корана было не вера в существование Бога, или существование чего-то сверхъестественного? Может, это была сама идея? Если бы мы получили откуда-то, скажем, книгу какой-то новой технологии, позволяющей излечивать любую болезнь, мы бы стали поклоняться такой книге и ее создателю, или мы бы использовали эту технологию для пользы людей? На мой взгляд, в этом вся проблема веры. Мы неверно подходим к идее Книги. Вместо того, чтобы приносить пользу людям, мы на первое место ставим веру и поклонение автору Книги. Поэтому мы не верим новоявленным пророкам. Потому что в их посланиях нет никакой полезной идеи. Я, конечно, могу ошибаться, но мне кажется, что в этом вся проблема.

Мне написал человек, которому, как он утверждает, Всевышний дал правильное понимание некоторых аятов. В частности, о понимании слова «кибла». Надо сказать, что я согласен с таким пониманием. Это отнюдь не новость для некоторых коранитов. Вот вам и яркий пример того, как люди говорят от имени Бога. В его словах вроде нет ничего плохого, но с некоторыми его идеями я не согласен. Например, с тем, что между людьми и Богом должны быть посредники, через которых Всевышний объясняет свои откровения. То есть, сам Коран надо разъяснять через каких-то избранных людей. Однако я считаю, что есть люди, которые должны доводить до людей истину. И не все способны это сделать. В Коране люди делятся на тех, кто имеет власть, влияние, и на простых людей, слабых, управляемых. Первая категория должна заботиться о своих гражданах, доводить до нее законы Бога, давать какие-то разъяснения, если это необходимо. Потому что в любом случае будут люди, у которых нет доступа к Корану, или они его просто не читали. Сразу отмечу, что современный Коран с его переводами и тафсирами не имеет никакого отношения к тому, о чем я говорю. Сегодня люди в первую очередь должны исправить искаженный Коран, прежде чем доводить истину до людей.

Так вот. Зачем Богу избирать каких-то отдельных личностей, чтобы доводить правду, если независимые исследователи и так не плохо с этим справляются? Да, существуют противоречия между ними. Но общими усилиями мы, в конце концов, придем к какому-то единому мнению. По крайней мере, надеюсь на это. Я пока что не видел ни одного современного человека, который бы сказал, что Бог ему растолковал полностью правильный Коран. Почему-то дело всегда касается только отдельных аятов, или определенной темы. Взять хотя бы такое течение, как бахаизм. Читая их так называемые священные книги, я не нашел в них полностью растолкованный Коран. Лишь отчасти. А исследователи стараются понять весь Коран. Почему бы таким исследователям не внушить правильную мысль, дать им какую-то подсказку, чем избирать кого-то и расшифровывать какие-то отдельные аяты? Это не камень в сторону человека, о котором я говорил выше. Таких людей полно. Я не говорю, что этот человек лжет. Он, вполне вероятно, искренне верит в то, что говорит. Но я его даже понимаю. Давайте я расскажу свою историю, чтобы вы поняли, как могут возникнуть идеи того, что ты общаешься с Богом.

Когда я только начал свою деятельность, я искренне верил в предопределение, верил, что Бог может общаться с любым человеком, и если он искренне попросит о чем-то Бога, Он даст ему ответ. И даже может напрямую с ним общаться. Иногда, когда меня беспокоило что-то, но не мог получить ответ самостоятельно, я просил Аллаха дать мне этот ответ. Это могло быть в форме дуа, или простого обращения к Аллаху. Это бывало не так часто, но когда я этого очень хотел, то получал ответ непосредственно из Корана. Моему удивлению не было предела. И как точно отвечал Он на мои просьбы, или вопросы, думал я. И знаете что? Со временем я стал считать себя избранным. Моя деятельность якобы была предписана. И моя миссия – доводить до людей истину. Вся моя жизнь, любое мое действие, даже каждый шаг, вел меня именно к этому, думал я. Я был близок к тому, чтобы услышать голос Бога. В буквальном смысле. Существовали специальные духовные практики, чтобы добиться этого. Иногда я занимался йогой, а когда-то я даже пробовал совершить внетелесное путешествие. В общем, был готов стать неким сосудом для передачи божьих откровений. Так я считал. И наверняка сейчас бы считал себя чуть ли не пророком, или ангелом, или еще каким-нибудь сверхчеловеком, общающимся с Богом, если бы я не пересмотрел свои убеждения. Сейчас все свои якобы общения с Богом считаю самовнушением. Некоторые ответы действительно оказывались полезными. Но это все происходит на подсознательном уровне. Когда ты не знаешь, как поступить в том или ином случае, и ты ждешь какого-то стороннего мудрого совета, твое подсознание дает ответ. Это не обязательно должен быть единственно правильный ответ. Он даже может быть неправильный с точки зрения стороннего человека. Но для тебя он истинный. Многие психопаты, маньяки-убийцы, совершали свои преступления по приказу чьего-то голоса в голове. Некоторые открыто говорили, что им велел это сделать сам Бог. Не можем же мы теперь сказать, что с ними действительно говорил Бог, что Он может велеть совершать такие мерзости.

Я не пытаюсь кого-то задеть или оскорбить, а лишь высказал свою точку зрение. Кто-то может с ней не согласиться. И мы возвращаемся с вами к вопросу о том, как все-таки пророки получали от Всевышнего откровение. Я не думаю, что Мухаммад - последний пророк (хотя допускаю). Но как он получал откровение – для меня до сих пор загадка. По моему мнению, это не происходило через какого-то там крылатого ангела, пускай и в обличие человека. Это не был голос свыше, или голос в голове. Такое больше смахивает на шизофрению. Тогда бы мы вообще не отличили пророка от безумца. Любой может сказать, что он говорит от имени Бога. Может, он (речь сейчас не о Мухаммаде, а человеке, утверждающим, что он говорит от имени Бога) даже не слышит никаких голосов, а просто вводит людей в заблуждение. Либо он это делает из добрых побуждений, чтобы изменить мир к лучшему, либо для того, чтобы стать известным, почитаемым. Все может быть. Но главное, как я говорил, - это идея. Нет, я не хочу сказать, что Коран – это выдумка Мухаммада. Возможно, Мухаммад изучал более ранние Писания, которые, без сомнения, тоже от Всевышнего, и в результате кропотливой работы, очистил их от выдумок.После чего получил новое откровение, которое мы называем Кораном, затем скомпоновал старые Писания и новое. Но люди в дальнейшем ошибочно стали называть этот сборник Кораном, хотя Коран - это лишь часть Китаба (Книги/Предписания). Я в курсе, что в Коране есть аят про то, что пророк не был ученым. Но я понимаю этот аят по-другому. Пророк не был из влиятельных, из имеющих власть людей. Он был из простого народа. Так вот, после этого и появилось новое Откровение от Бога. Опять же, для меня загадка, как пророк его получил. Это новое Откровение он собрал в сборник, вместе с более старыми, очищенными Книгами. Этот сборник мы сегодня и называем Кораном. Поэтому в нем и повторяются одни и те же истории, одни и те же веления. Это все пока что только догадки, основанные на конкретных аятах. Это еще следует проверить, собрать все аргументы из Корана, чем я, возможно, займусь в будущем.

Я спросил его, как он получил понимание этих аятов. Он ответил, что это не был голос в голове, что к нему никто не приходил. Объяснение его мне показалось немного туманным. Он получил ответ в своей голове посредством внушения. Что-то похожее я уже слышал. Я слышал, как один человек (не важно кто он и откуда) получил некое откровение от Всевышнего. Это было в начале 2000-х. Он рассказывал, как думал о своем народе, о его судьбе. И тут, в один из прекрасных дней, ему вдруг взбрело в голову что-то написать. Он взял листок бумаги и без остановки стал что-то строчить. Так продолжалось на протяжении нескольких дней, пока это не прекратилось. И это было откровение от Бога, как он считал. Я читал это «откровение». Оно достаточно объемное, но намного меньше Корана. В нем Бог якобы рассказывал, что тот народ, которому этот человек принадлежал, был избран Аллахом, и что этот народ должен был наставить остальные народы на истинный путь. Было много еще подобных националистических идей в этом откровении. Подробности опустим. Я хочу сказать, что это похоже на то внушение, полученное человеком, о котором я говорил выше. И это не единственный случай таких «внушений». Много еще видел своими глазами, общался с некоторыми из них на прямую, а кого-то знал заочно. Но именно это «откровение» меня очень впечатлило. К счастью, потом я понял, что это заблуждение. Вполне возможно он искренне верил, что это откровение от Бога. Я уже рассказывал о том, что много кто видел и слышал нечто, чего не видят и не слышал другие. Кто-то видел, или слышал Иисуса, кто-то Будду, кто-то Наполеона, кто-то Мухаммада, кто-то Аллаха. Такое можно характеризировать по-разному: шизофрения, галлюцинации, самовнушение. Ведь люди, общающиеся со сверхъестественным, или получающие какую-то информацию извне, появляются не только среди мусульман. Почему-то информация у всех таких людей разительно отличается друг от друга.

И тут мы заходим в тупик. Если мы не может доверять подобным откровениям, как отличить настоящего пророка от самопровозглашенного? Как это делали люди в прошлом? Как я уже сказал, дело было не в каком-то чуде, не в какой-то мистике, не в толковании Писания, не в авторе Откровения. Люди прониклись самой идеей. У Мухаммада, например, было много последователей. Он получил огромное влияние. Я думаю, даже большее, чем это принято считать. Если он пришел говорить о вере в Аллаха, почему ему доверилось так много людей? Потому что он пришел не с верой в Аллаха. Он пришел с идеей. С идеей справедливости, борьбы с несправедливостью, идеей равноправия, справедливого распределения ресурсов, совершения добрых дел. В этой идее не было ни молитвы, ни веры в сверхъестественное, ни совершения каких-то обрядов, ни ограничения чьих-либо свобод. Это была противоположность религиям и вере, которые созданы лишь для манипулирования массами. Если бы сегодня пришел человек, принесший такие идеи, у него было бы много последователей. Потому что  людям ближе то, что актуально. Представьте, если бы появился кто-то воодушевленный идеей свергнуть толстосумов, которые живут за счет народа, что все им награбленное теперь будет отдано народу, что теперь не будет неравноправия, не будет угнетения каких-то определенных слоев населения, что к власти теперь придут те, кто будет за всем этим следить и защищать людей от внешней агрессии, если таковая будет, и при сохранении таких идей приведет все человечество к идеальному будущему, в котором ни у кого не будет ни в чем нужды, и все будут равны между собой. И все это будет подкреплено гарантиями от самого Творца. И эти идеи он принесет не какому-то определенному народу, а всему человечеству. Кто бы не захотел пойти за таким человеком? Уверен, что таких было бы очень много. Но если придет кто-то и скажет, что мы неверно понимаем Книги Бога, а надо вместо этого поклоняться электричеству, так как бог – это энергия, понятно, что последователей у этого человека будет очень мало.

Но все равно остается вопрос: как же все-таки пророки получали откровение? Я мог бы пофантазировать на этот счет, высказать свои мысли, версии, но все это будут лишь предположения. Для меня это такая же загадка, как и то, ЧТО из себя представляет Бог. Поскольку я не знаю ответа на этот вопрос, я не могу перескочить через него и найти ответ на вопрос о способе передачи откровения, так как без ответа на этот вопрос нельзя решить второй. Если вдруг появится новый «наби» (пророк), я думаю, мы узнаем ответы на эти вопросы. А пока что нам остается только гадать. Большинство коранитов не особо размышляют над этой темой, судя по их работам. А зря. Они удовлетворены ответом богословов. В основном все крутится вокруг мистики, чудес и сказок.