Незавершённая эпопея стерилизации бездомных собак

Эдуард Волков
Полное название : <<НЕЗАВЕРШЕННАЯ ЭПОПЕЯ СТЕРИЛИЗАЦИИ БЕЗДОМНЫХ СОБАК НА ТЕРРИТОРИИ АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА ПО НАРЯДАМ ОКЗЖ   ЧАСТНЫМИ ВЕТЕРИНАРНЫМИ КЛИНИКАМИ В 2022 Г. (ХРОНИКА И ВЫВОДЫ)>>.

(Надо было, конечно, вначале опубликовать этот текст, а потом Вторую Жалобу на ОКЗЖ.Но менять уже ничего не буду).

Территория Аграрного университета одна из НАИБОЛЕЕ ЗАПУЩЕННЫХ с точки зрения количества бездомных собак(отчасти по прямой вине Отдела контроля и  защиты животных, -  за последний год  количество бездомных собак удвоилось, сейчас там  обитает более  40 собак  со щенками, а может быть уже и полусотня) и сложных условий(к территории с одной стороны  непосредственно примыкает лес, который уходит к кладбищу, а с другой стороны заросшая зелёнка из кустарников и низкорослых деревьев).

По этой причине администрация бывшего Аграрного университета, а также многократно я обращались в Отдел с просьбой простерилизовать бездомных собак.
(Одновременно территория Аграрного университета, прежде всего Студгородок – это ТЕРРИТОРИЯ БЕДСТВИЙ ДЛЯ БЕЗДОМНЫХ СОБАК.

Дело в том, что Студгородок протянулся узкой полосой по вершине холма, а справа и слева, если стоять спиной к Административному корпусу и смотреть вдоль полосы проложены две объездные дороги, по которой, когда просто едут, а чаще мчатся машины с превышением допустимой в жилом массиве скорости. Время от времени от мчащихся машин гибнут или травмируются щенки, взрослые собаки, кошки, котята, ёжики.

К этому надо добавить, что если часть жильцов любят животных или относятся к ним нейтрально, то другая часть – их ненавидит со всеми вытекающими отсюда противозаконными последствиями).

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: РАБОТА “ДокторВета”

Три раза по нарядам ОКЗЖ приезжала в этом году бригада “ДоктораВета” в составе ВЛАДА ДОРОФЕЕВА И СТЕПАНА БОНДАРЯ – один раз в конце апреле (точную дату я не помню), следующий раз - 21 мая (запомнил число, ибо в этот день был мой день рождения), и еще один раз -  26 августа.

(Последний приезд сопряжен с “забавными”, скажем так, событиями. Заявление с просьбой о дополнительной стерилизации я написал непосредственно И. Бурдюмову 13 июля, и он поставил на нём одобрительную визу. Однако Карл Луганов, обидевшись на одну мою реплику в ФБ о “левой стерилизации”, отказался выписывать   наряд на дополнительную стерилизацию собак с Агро и, в связи с этим, мне пришлось писать уже на него жалобу. Вся эта нервотрёпка тянулась 1,5 месяца, пока, наконец, 26 августа не появилась бригада “Докторвета”.

Кому интересно, детали Вы найдете в тексте “Жалоба на Карла Луганова и Ответ на неё” - http://proza.ru/2022/07/21/405 ).

В первый свой приезд, имея наряд на 4 собаки, Влад и Степан его полностью выполнили. Они поймали, а затем простерилизовали двух девочек у Админ. корпус Аграрного и еще двух молоденьких девочек-сестёр(бело-черную и черную) в районе Студгородка по Мирчешть 22/1.

Через 3 дня простерилизованных собак в моём присутствии выпустили. Состояние всех 4-х собак по внешнему виду и поведению было, насколько я мог судить, хорошим.

(К огорчению и сожалению, одна из сестёр, бело-чёрная, которую я, как и прочих, кормил с щенячьего возраста, через полгода после стерилизации погибла под колёсами автомобиля. У неё было хобби - носиться за авто, а многие из них, как я уже отмечал, вопреки правилам дорожного движения, носятся по объездным дорогам территории Студгородка с превышением скорости. Детали трагедии я не знаю.

Обнаружив, что она не появляется   в течение нескольких утренних кормлений, я, обеспокоенный, стал расспрашивать о ней то одного дворника, то другого. Они ничего о ней не знали. Потом одна из жительниц рассказала мне о трагедии. Не надо объяснять, как  я сильно переживал и переживаю до сих пор. Сестра погибшей, а также две девочки из первой стерилизации из района Админ. корпусов к настоящему времени живы-здоровы).
   

В течение всего периода работы бригады я наблюдал за ней. ПОСЛЕ ЭТОГО ОПУБЛИКОВАЛ ПОСТ В ФБ С БЛАГОДАРНОСТЬЮ ВЛАДУ И СТЕПАНУ ЗА ВЫСОКО ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ РАБОТУ.

В мае ОКЗЖ по моему заявлению выписал еще один наряд также на стерилизацию 4-х собак.

На этот раз наряд  полностью не был выполнен.

На территории Студгородка удалось подстрелить шприцом и поймать только одну небольшую молоденькую девочку со сломанной лапкой.  Все остальные попрятались, ведь Студгородок примыкает к лесопарковой зоне. Еще двух девочек поймали и простерилизовали в районе Админ.корпуса.

Девочку со сломанной лапкой не только простерилизовали, но и “починили” ей лапку. Сейчас она бегает как ни в чём не бывало и по утрам я её ежедневно кормлю.

ИТАК, БЫЛО ПРОСТЕРИЛИЗОВАНО В МАЕ 3 ИЗ 4-Х СОБАК, НА КОТОРЫЕ БЫЛ ВЫПИСАН НАРЯД.
Третий приезд бригады “ДоктораВета” был еще менее успешным.

По моей просьбе Влад и Степан приехали к моменту и месту моего утреннего кормления бездомных собак к 6-00 – 6-05 утра. Сразу же удалось подстрелить шприцом с препаратом на месте кормления двух девочек.

Одну из них удалось найти и поймать, вторую, черную с ошейником, - нет, она скрылась в “зелёнке”, состоящую из низкорослых деревьев и кустарников. Не смотря на все попытки найти черную, Владу и Степану это сделать не удалось.

У второй объездной дороги удалось подстрелить шприцом еще одну собаку, черно-коричневую, но после того, как она рванула в лес, Владу и Степану не удалось её обнаружить. Правда, и искали они её недолго. Посетовали, что на территории Студгородка надо приезжать поздней осенью или зимой. С этим и уехали.

ИТАК, В ТРЕТИЙ ПРИЕЗД БРИГАДОЙ “ДОКТОРВЕТА” БЫЛО ПРОСТЕРИЛИЗОВАНО ОДНА СОБАКА ИЗ 4-Х, НА КОТОРУЮ БЫЛ ВЫПИСАН НАРЯД.

Спустя некоторое время, одна и другая подстреленные шприцами, но не пойманные собаки РОДИЛИ. У одной – 8 щенков, у другой – несколько, точно не знаю.

РЕЗЮМЕ, ОКЗЖ ВЫПИСАЛО “ДОКТОРВЕТУ” НАРЯДЫ НА СТЕРИЛИЗАЦИЮ 12 СОБАК НА ТЕРРИТОРИИ АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА, ОДНАКО БЫЛИ ПОЙМАНЫ И ПРОСТЕРИЛИЗОВАНЫ ИМ С АПРЕЛЯ ПО АВГУСТ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО  2022 Г.  8 ДЕВОЧЕК, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЗДОМНЫХ, УВЫ, НЕ СТАБИЛИЗИРОВАЛАСЬ, А ВОЗРОСЛА.

К ОБЩЕМУ КОЛИЧЕСТВУ СОБАК НА МОМЕНТ НАЧАЛА СТЕРИЛИЗАЦИИ ДОБАВИЛИСЬ, КАК МИНИМУМ 12-13 ЩЕНКОВ, КОТОРЫЕ НЕ ДОЛЖНЫ БЫЛИ РОДИТЬСЯ, ЕСЛИ БЫЛИ БЫ НАЙДЕНЫ И ПРОСТЕРИЛИЗОВАНЫ ДВЕ ПОДСТРЕЛЕННЫЕ ШПРИЦАМИ СОБАКИ. (ВОЗМОЖНО, ПРИБИЛИСЬ И НОВЫЕ СОБАКИ ИЗ ЛЕСА).

ВЫВОДЫ.

ПЕРВЫЙ. То, что “ДокторВет” не исполнил наряды полностью( я не ставлю в личную вину бригаде) вызвано как сложными условиями на территории Аграрного университета( с одной стороны, повторяю, лес, с другой стороны полоса зелёнки из заросших кустарников и небольших деревьев и если туда убегает подстреленная шприцом собака, то трудно её быстро  там найти), так и тем, что частные ветклиники, КАК Я НАБЛЮДАЛ НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ “ДОКТОРВЕТА” НА ТЕРРИТОРИИ АГРАРНОГО, не могут слишком долго работать на одном месте, если произошла задержка по одному наряду.

ПРИЧИНА ОДНА: больше нарядов исполнено, больше собак простерилизовано - больше  доход частной ветклиники, меньше – меньший доход. Поэтому, если произошла задержка в одном месте, то вместо того, чтобы продолжать работу в сложных условиях, частной ветклиники лучше и ДОХОДНЕЕ поехать в другое место, где условия легче.

Поэтому, безусловно, наряд должен быть исполнен до конца и ЧАСТНАЯ ВЕТ. КЛИНИКА ДОЛЖНА РАБОТАТЬ НА ОДНОМ МЕСТЕ СТОЛЬКО ВРЕМЕНИ, СКОЛЬКО ПОТРЕБУЕТСЯ, ПОКА ПОЛНОСТЬЮ НЕ БУДЕТ ИСПОЛНЕН НАРЯД.

ВТОРОЙ. В таких сложных условиях, как на территории Аграрного, надо работать двумя -тремя бригадами, а не одной.

В реальных условиях Кишинёва это может позволить себе только мощный и благоустроенный Муниципальный Центр отлова и стерилизации, которого в данный момент нет, отчасти по вине ОКЗЖ, который увлекшись аутсорсингом, подрядом на стерилизацию частными вет. клиниками, настойчиво не озаботился запуском такого Центра.

ТРЕТИЙ. Аутсорсинг на стерилизацию частным вет. клиникам – в настоящее время, это ВЫНУЖДЕННАЯ И ВРЕМЕННАЯ МЕРА ввиду отсутствия мощного муниципального Центра отлова и стерилизации. В принципе же - это ТУПИКОВЫЙ ПУТЬ для стабилизации, а потом и сокращения количества бездомных собак.(Оставим в данной публикации в стороне вопрос о рисках для здоровья  бездомных собак – читайте об этом в соответствующем месте текста <<ЗЛОВРЕДНЫЕ И НЕПРОДУМАННЫЕ ИДЕИ ОТДЕЛА КОНТРОЛЯ И ЗАЩИТЫ ЖИВОТНЫХ ДИРЕКЦИИ ЖКХ>> , ссылку специально не даю, текст найдёте и без ссылки -  и коррупционной составлявшей, когда завышаются расценки на стерилизацию одной собаки, а доход потом делится между сторонами. Специально оговариваю, что я ничего не утверждаю, а только предполагаю с большой долей вероятности).

МАГИСТРАЛЬНЫМ  же путём решения проблемы бездомных собак, ЕДИНСТВЕННО ГУМАННАЯ И ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ МАССОВОЙ СТЕРИЛИЗАЦИИ БЕЗДОМНЫХ СОБАК, КОТОРАЯ ПРИВЕДЁТ К ПОСТЕПЕННОМУ УМЕНЬШЕНИЮ ИХ КОЛИЧЕСТВА, ВОЗМОЖНА ТОЛЬКО ПРИ НАЛИЧИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРИЮТА(ДЕЙСТВУЮЩЕГО СОГЛАСНО РЕГЛАМЕНТАМ И ПОД КОНТРОЛЕМ ОКЗЖ), В КОТОРОМ  ФУНКЦИОНИРУЕТ МОЩНЫЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОТЛОВА И СТЕРИЛИЗАЦИИ( СОГЛАСНО РЕГЛАМЕНТАМ И ПОД КОНТРОЛЕМ ОКЗЖ) И ТАМ ЖЕ РАБОТАЕТ ЦЕНТР АДОПЦИИ.

Частные же ветклиники в этих условиях, при наличии Муниципального приюта и Муниципального Центра отлова и стерилизации являются ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ ПОДСПОРЬЕМ, а не единственным средством, как сейчас.


ЧАСТЬ ВТОРАЯ.НЕПОНЯТКИ С “АлексВетом” и с ОКЗЖ.

27 сентября мне позвонила госпожа Анжела Абегаз, сотрудник ОКЗЖ, курирующая Рышкановку, и сообщила, что есть возможность   отправить еще одну бригаду для стерилизации бездомных собак на территории Аграрного университета. На этот раз стерилизовать будет бригада из “АлексВета”. И спросила меня, сколько собак нужно простерилизовать. Я ответил ей, что нестерилизованных собак здесь много и было бы хорошо, если было бы простерилизовано 6 собак.
 

28 сентября в середине дня позвонил Алексей из “АлексВета” и сказал, что они приехали на территорию Аграрного и желательно встретиться со мной. Я вышел к ним и рассказал, где и как работала бригада из “ДокторВета” и где сейчас можно отлавливать бездомных.

Затем предложил проехать ко второй объездной дороге и показал, где находятся мусорные бачки, вблизи которых обычно можно обнаружить нестерилизованных собак, а также другое место, за стадионом.

Выяснилось, что бригада приехала в разведку (хотя Алексей и держал в руках трубку со шприцом) и Алексей обещал приехать через 3 дня.

Я настоятельно просил, обязательно предварительно позвонить мне, так как одна стерилизованная собака потеряла бирку, кроме того, 2 нестерилизованные собаки кормят щенков. Алексей обещал мне позвонить заранее.

Однако прошло и 3 дня, и неделя, и вторая, но так никакого звонка я не дождался.
Тогда 11 октября я позвонил госпоже Анжеле Абегаз и рассказал ей то, что изложил выше. С небольшим раздражением она ответила мне, а может они исполнили наряд без того, чтобы уведомить Вас.

Я пояснил, почему необходим был звонок мне и моё присутствие, чтобы не отлавливать уже простерилизованную собаку без бирки и не забирать собак с маленькими щенятами.

Хорошо, я разберусь, примерно так мне ответила госпожа А. Абегаз.

Сейчас, когда я стучу этот текст, день 29 октября. Прошло еще 2,5 недели. Ни звонка от А. Абегаз я не дождался, ни звонка от “АлексВета”.

И я не знаю, работала ли бригада “АлексВета” на территории Студгородка Аграрного университета и каковы результаты этой работы. Или не работала?

Частная вет. клиника “АлексВет” могла и отказаться от работы на территории Аграрного университета, где сложные условия (ибо можно было быстрее и легче исполнить наряд на 6 стерилизации в другом месте) и не обязана была тогда мне звонить.

НО МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОРГАН ОКЗЖ, ЕСТЕСТВЕННО, ДОЛЖЕН БЫЛ МЕНЯ ПОСТАВИТЬ В ИЗВЕСТНОСТЬ, ЧТО ЖЕ ПРОИЗОШЛО С НАРЯДАМИ НА СТЕРИЛИЗАЦИЮ 6 СОБАК НА ТЕРРИТОРИИ АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА.

P.S. И мне не понятно, зачем надо было выписывать наряд на стерилизацию бездомных на территории Аграрного ун-та “АлексВету”, который, как я понял, плохо знает местные реалии с бездомными, даже если они выиграли тендер, ведь можно было в виде исключения ОДНОРАЗОВО направить на территорию Аграрного ун-та бригаду “ДокторВета”, которая прекрасно знает условия, чтобы она доделала то, что начала.

И, в связи с этим, еще один ВЫВОД: ТОТ, КТО НАЧАЛ РАБОТУ ПО СТЕРИЛИЗАЦИИ ПО ОДНОМУ АДРЕСУ, ТОТ ЕЁ, КАК ПРАВИЛО, И ДОЛЖЕН ЗАКОНЧИТЬ.


P.S.И всё же "АлексВет" примерно через месяц после описываемых событий позвонил мне.Если быть точным, то 23 ноября и сообщил, что завтра, 24 ноября приедет для отлова и последующей стерилизации сук и спросил, когда удобно это сделать. Я попросил приехать рано утром,когда я кормлю дворовых бездомных. 24 ноября к 6-00 "АлексВет"  был на месте. Первые часы я наблюдал за работой бригады "АлексВета", и по ходу объяснял, где находятся места сосредоточения бездомных.

Я прямо спросил Александра, почему его не было так долго,ведь он  обещал приехать через три дня. Он ответил, что ему постоянно звонили из ОКЗЖ и посылали то по одному, по другому адресу, минуя территорию Аграрного ун-та.

Как и в случае с "ДокторВетом" отстрелять удалось намного большее количество собак, чем потом  удалось отстрелянных поймать. Часть собак убежали в лес и найти их не удалось.

В связи с этим напрашивается вывод,что если  было бы большее количество ловцов, то, наверняка, удалось бы  найти и отловить всех отстрелянных.

Первоначально "АлексВет" отловил двух собак, уехал на базу, оставил их там,затем опять вернулся и продолжил свою работу. Отловил еще двух собак. Приезжал и на следующий день.Полностью выполнил наряд на отлов 6-ти(шести) собак.Затем дополнительно, за свой счёт, отловил еще одну собаку. Таким образом отловил и простерилизовал 7(семь) собак.29 ноября АлексВет позвонил и сообщил, что возвращает простерилизованные собаки на прежнее местообитания. И добавил, что ему удалось дополнительно отловить еще две собаки, которых он вернёт позже.

P.P.S.Итак,в 2022 году ДокторВету, а затем АлексВету по нарядам ОКЗЖ( и по моим устным и письменному заявлениям  и двум жалобам)удалось простерилизовать 17( семнадцать) собак на территории учебных корпусов и Студгородка Аграрного ун-та.
И всё же не все суки  простерилизованы, как и примерно полтора десятка кобелей.И уже подрастают несколько щенков...