024 Подземелья смерти Парижа Франция

Виорэль Ломов
024 Подземелья смерти Парижа (Франция)


Раздел 2. Загадочные подземелья


Зачем строились подземные жилища и города? От кого и от чего укрывался в них человек? От самого себя?


024 Царство жизни и смерти — подземелья Парижа (Франция)

Париж расположен на берегах реки Сены. Под столицей Франции находится лабиринт старых известняковых карьеров, туннелей и пещер протяжённостью 320 км. Пористое основание Парижа пронизано линиями метро (длина путей 220 км) и экспрессов региона Иль-де-Франс RER (76,5 км); оно нашпиговано тайными ходами, культовыми, торговыми и развлекательными помещениями. Протяженность труб системы канализации превышает 2300 км. Под многими дворцами и зданиями находятся руины прежних строений, подвалы и водоемы. Одной из главных достопримечательностей подземного Парижа являются катакомбы — сеть подземных туннелей длиной 1,5 км. Расположенный там оссуарий (костница) занимает площадь в 11 тыс. кв. м, в нем покоятся останки более 6 млн человек. Кости свезены туда с городских кладбищ в конце XVIII — середине XIX вв. Оссуарий принадлежит музею истории Парижа Карнавале и открыт для посещения. В парижские подземелья на глубину 20—65 м ведут 70 лестниц. Круглый год здесь постоянная температура +14 ;С.

В III веке до н.э. кельтское племя паризиев основало на правом берегу Сены поселение Лютецию. После завоевания Галлии в 50-х гг. до н.э., легионеры Юлия Цезаря построили рядом с Лютецией на левом берегу римское поселение — будущий Париж («город паризиев»). При строительстве римляне использовали добывавшийся здесь же известняк.

С ростом города и выработкой породы горняки углубились под землю. Особенно интенсивно разрабатывали каменоломни при первом короле Франции Филиппе II Августе (1179—1223). Известняк использовали для мощения улиц, возведения дворцов, соборов, аббатств, отелей, валов вокруг города. Готика устремляла строения вверх, а туннели под ними уходили вглубь. Горняки стали пробивать глубокие колодцы, по которым извлекали лебедками вырубленные блоки породы. Рабочие трудились при свете факелов, в плотной пылевой завесе. Каждую минуту карьер грозил обрушиться. Как только он истощался, прорубали новый ход.

Сеть туннелей росла хаотично и бесконтрольно, и к 1792 г. «было зарегистрировано 18 каменных, гипсовых и песчаных карьеров, а поверхность над ними составляла 850 га, десятую часть города». (Б.М. Носик). При этом никто точно не знал, где находятся пустоты, и когда в них обрушивались дома, вызывая многочисленные жертвы, это не могло не вызвать обеспокоенность властей.

В 1777 г. король Людовик XVI издал Указ об учреждении Генеральной инспекции каменоломен во главе с архитектором Ш.-А. Гийомо, основной задачей которой стало составление плана подземелий Парижа, их реставрация и укрепление. (Эту задачу инспекция решает и поныне). Начали инспекторы с того, что пронумеровали все туннели и объекты подземелья, соотнеся их с кварталами, улицами и домами на поверхности. Затем стали укреплять подземные сооружения и заполнять пустоты цементом, особенно на правом берегу, где был легко размываемый водой гипс. Это не всегда было оправданно, т.к. часто лишало город уникальных исторических памятников, да и вода, уйдя из этого места, появлялась в другом.

В 1780-х гг. Гийомо взялся за городские кладбища, переполненные останками умерших. Церковные кладбища занимали небольшие площади, и уже давно исчерпали свои возможности. Проблему решали просто: из могил вынимали кости давно усопших, складывали их в крытые галереи, а на их место укладывали останки новопреставленных. Тем не менее кладбища продолжали расти вглубь до 10 м и ввысь до 3 м. Во время войн и эпидемий чумы число покойников многократно возрастало, и в одну могилу часто сбрасывали до 1,5 тыс. трупов. Несколько раз наводнения вымывали останки на тротуары, кладбища съезжали набок, но самое ужасное происходило, когда погребения обрушивались в подземные пустоты, и тела умерших разносило подводными водами в подвалы домов.

Гийомо начал с освобождения кладбища Невинных. Останки перенесли за город в каменоломни Томб Иссуар, с тех пор получившие название «катакомбы» — по аналогии с римскими захоронениями. Во время Великой французской революции останки убитых сбрасывали в колодцы либо складировали в катакомбах. В начале XIX в. очередной глава Инспекции Э. де Тюри навел порядок и создал некрополь, над входом в который повесил изречение аббата Ж. Делиля: «Остановись! Здесь царство Смерти!» Скелеты и черепа были продезинфицированы, обработаны, уложены штабелями 2-метровой высоты и на столько же вглубь, а за ними кости сваливали, как попало. Со временем сюда были перенесены останки с полусотни парижских кладбищ и сотен культовых мест. Здесь упокоились и многие известные люди Франции: министры Людовика XIV — Фуке и Кольбер, революционеры Дантон, Робеспьер, Марат, Сен-Жюст, Демулен, ученые Паскаль и Лавуазье, писатели Ш. Перро, Рабле, Расин, де Жильбер, сами устроители оссуария инженеры-инспекторы Гийомо и де Тюри.

В XIX в. при Наполеоне I и Наполеоне III начался новый бум застройки Парижа. Возникли новые кварталы, магистрали, бульвары, водопровод и канализация. Всё это требовало гигантских объемов известняка, который брался всё там же — под Парижем, образуя новые полости. 

Со временем власти и горожане стали целенаправленно осваивать галереи и пещеры. В катакомбах огородники выращивали шампиньоны, пивовары устраивали пивоварни; торговцы оборудовали склады и хранилища, рестораторы — кафе, механики и водители — гаражи; археологи и музейные работники создавали музеи и экспозиции, скульпторы и художники — выставки; и даже Банк Франции уже в XX в. на глубине 35 м запрятал золотой запас страны. И т.д. Во время Второй мировой войны в одной из каменоломен нацисты оборудовали секретный бункер, в 500 м от которого лидеры движения Сопротивления устроили свой штаб. В годы холодной войны в катакомбах были сооружены бомбоубежища на случай ядерной войны.

В последнее время много пишут о парижских диггерах-катафилах, исследователях и знатоках подземного Парижа. По прогнозам ученых и свидетельствам катафилов подземелья по-прежнему серьезно угрожают городу, т.к. их укрепления в любое время могут быть размыты подземными водами либо наводнением — это случалось уже не раз. По сей день сохраняется опасность обвалов. Так, например, «в 1961 г. земля поглотила целый район на южных окраинах, 21 человек погиб». (Нил Ши).

Еще имеется много неисследованных таинственных глубин, в которых по свидетельствам, созданы сверхсекретные лаборатории, функционируют подземные храмы (Осириса и Изиды, например), водится чудовищный монстр, встреча с которым губительна. Смущает умы парижан и наполненный водой резервуар длиной 55 м и глубиной 3,5 м под старинным зданием Парижской оперы. Говорят, где-то там же находится жилище «призрака из ложи № 5», о котором написан бестселлер Г. Леру, поставлен мюзикл и снято несколько фильмов. А эзотерики и вовсе пугают не-эзотериков, что однажды критическая масса миллионов неприкаянных душ, сосредоточенных под Парижем, разнесет город, как атомная бомба…

В подземельях Парижа происходят захватывающие события в романах Эжена Сю «Парижские тайны» и Виктора Гюго «Отверженные».


Фото из Интернета
https://tourweek.ru/gallery/102790
Катакомбы в Париже.