Проповедь в день памяти апостола Андрея Первозванн

Роман Овчаренко
На севере Палестины, на берегу Галилейского озера в древности располагался город Вифсаида. Когда-то это был густонаселенный город, теперь же от него остались лишь развалины. Его красноречивое название (Бет-Саида) с арамейского языка переводится как «дом рыбной ловли», и само по себе говорит нам о том, чем в основном занимались жители этого города. Несмотря на то, что экономика города целиком и полностью зависела от рыбной торговли, тем не менее этот город нельзя назвать отсталым в культурном отношении. Так как Вифсаида располагалась на севере Палестины, то она более чем остальные города Израиля испытала на себе влияние Римской империи с ее культурными достижениями. В Вифсаиде был свой театр. А еще здесь часто выступали со своими лекциями греческие философы.
В этом городе жило одно почтенное семейство. Отец звался Ионой, имя матери, увы, не сохранилось. У них было двое сыновей. Старший Андрей и младший Симон (будущий апостол Петр). Старший сын был назван греческим именем Андрей (;;;;;;;), которое в переводе означает «мужественный, храбрый», и это несмотря на то, что семья еврейская. Вот вам и влияние Рима. С детства Андрей с братом во всем помогали отцу, а позже накопив значительную сумму денег, даже смогли открыть свой личный бизнес в более крупном городе Галилейской области – Капернауме. Братья были разными по характеру. Андрей был немногословен и очень спокоен, Симон же, напротив, был очень порывист и горяч. Андрей с юности дал Бог клятву остаться девственником, в отличие от брата, который был уже женат.
В семье братья получили прекрасное образование. Отец первыми открыл для них книги Священного Писания и научил молитве. Слушая лекции греческих философов, Андрей и Симон постигали азы греческого языка и эллинской культуры. Даже, когда они отделились от отца, они не забывали традиций родного дома. Изучая Священное Писание Ветхого Завета, Андрей обнаружил в нем множество цитат о скором пришествии Мессии, то есть Спасителя. Он всем сердцем желал стать свидетелем Его прихода, а еще лучше в числе Его сторонников. Вот о чем были его вечерние молитвы после долгих дневных трудов. И вот он слышит, что в предместьях Иерусалима, на реке Иордан появился пророк, именем Иоанн, который крестит людей. Андрей немедленно отправляется с братом посмотреть на этого человека. Учение Иоанна о покаянии разбередило душу Андрея, заставило его проснуться. Он было уже подумал, что нашел своего Мессию. Но на вопрос к пророку Иоанну: «Не он ли тот Мессия, которого все ждут?» получил прямой ответ: «Я не Христос!» (Ин. 1, 19 – 20).
А дальше он стал свидетелем прихода к пророку Иоанну настоящего Мессии – Иисуса, который крестился в Иорданских водах, и о Котором Иоанн сказал: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира... Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть крестящий Духом Святым». И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1, 29 – 34). С этого момента Андрей с благословением уходит от пророка Иоанна и присоединяется ко Христу. Так как он был первым призванным апостолом, то и получил прозвище Первозванный. Вторым апостолом, как вы уже, наверное, догадались станет его родной брат Симон (Петр).
В своем служении Христу Андрей не выделялся. Таков уж был его характер. Но это не значит, что он потрудился меньше всех. Наоборот, он старался больше делать, чем говорить. В Евангелиях не так много упоминаний об апостоле Андрее, но все они знаковые. Вот мы встречаем его со Христом в родных краях, где он становится свидетелем насыщения пяти тысячной толпы народа пятью хлебцами и двумя рыбами (Ин. 6, 5 – 15). А также очень интересный момент Евангелия, когда апостолы Андрей и Филипп приводят ко Христу греческих философов (Ин. 12, 20 – 22). Мы конечно же скажем, а что здесь, собственно говоря, такого? Дело в том, что евреи считали себя особым богоизбранным народом, и потому крайне неохотно делились своими откровениями с чужеземцами, они и сейчас так поступают, деля всех на своих и чужих («гоев»). Догадываетесь, откуда взялось слово «из-гой»?! Открытость, щедрость, не зашоренность – вот главные черты характера апостола Андрея. Следующий эпизод с апостолом Андреем очень важен. Он стал одним из тех апостолов, которым Христос на Елеонской горе открыл судьбы мира (Мк. 13, 3 – 37). До последнего он был со Спасителем во всех Его страданиях. Стал свидетелем его Воскрешения и Вознесения. А также вместе с остальными апостолами удостоился дара Духа Святого в день святой Пятидесятницы.
На апостольском соборе в Иерусалиме, проходившем в 49 году апостолу Андрею, по жребию, досталась проповедь в Северных странах (Вифиния, Фракия, Македония, Ираклия и Великая Скифия). Но он не ограничился только этими странами, был он и в Боспорском царстве, стране Абасков (Абхазия), а также в стране Аланов (Северный Кавказ).
Существует древнее свидетельство проповеди апостола Андрея на Русской земле, которое принадлежит святому епископу Ипполиту Римскому. О проповеди апостола Андрея в Скифии говорит и учитель Церкви Ориген. Сомнений в том, что апостол Андрей добрался до пределов Скифии у историков нет. Вопрос лишь в том, насколько глубоко он проник в эту страну. Нельзя не упомянуть о двух славянских легендах, описанных в том числе в Повести временных лет, в которых апостол Андрей предстает как просветитель Руси, а именно водружает крест на Киевском холме и предсказывает великое будущее этой стране. Прямых подтверждений этому событию нет, но и опровержений тоже. Тем не менее отметим особую любовь нашего народа к апостолу Андрею Первозванному, которая отразилась и в том, что первый государственный орден на Руси был учрежден в его честь, а также Андреевский флаг, который украшает ВМФ России. Так или иначе, апостола Андрея Первозванного чтят более чем в 24 странах мира. А для кого-то он такой же родоначальник христианства, как и для нас. К примеру, Шотландия, государственный флаг которой также Андреевский, и самый престижный университет Шотландии также носит имя апостола Андрея.
Последним местом христианской проповеди апостола Андрея стал греческий город Патры. Здесь, проведя колоссальную работу с жителями (он окрестил практически всех), он за свою антигосударственную деятельность был приговорен проконсулом этого города – Эгеатом к мучительной смертной казни. Его распяли на косом кресте, привязав накрепко веревками. После нескольких дней без пищи и воды на палящем солнце, он, продолжая даже висеть на кресте, проповедовал жителям слово Божие, призывал их не мстить проконсулу за свою смерть. Его кончину относят к 67 году. Над местом его погребения в будущем христиане возведут большой собор.
Удивительная жизнь самого спокойного апостола от двенадцати. Здесь мы не встречаем с вами ни экспрессии, ни великих потрясений. Видимо оттого, что он был призван первым, Бог помогал ему нести слово Божие максимально комфортно и доступно для жителей сопредельных стран. Отсюда такая всенародная любовь к этому апостолу. Попросим же у нашего русского просветителя мира в эти непростые времена, когда славянские народы находятся в жуткой междоусобице. С праздником, дорогие друзья!