Глубины героя - подводника

Вячеслав Прытков
                ГЛУБИНЫ   ГЕРОЯ – ПОДВОДНИКА

………………………………………………………………
«В  лицо  нам  били  ветры  с  океана,
шла  на  корабль  гремящая  вода,
И  отражаясь  в  зеркале  секстана,
сияла  полуночная  звезда.
Наперекор  любым  дождям  и  стужам,
входили  в  грудь, срастались  прочно  с  ней
умение владеть  морским  оружием,
любовь  к  работе  доблестной  своей.»
                «Путь  на  моря» А. Лебедев

Капитан  1  ранга  Иван  Фёдорович  Морозов  выбрал  трудную  и  опасную  профессию  офицера – подводника, посчитав  её  самой  ответственной  и  важной  для  страны. Он  знал, что  придётся  днями  и  ночами  проводить  напряжённые  будни  под  водой, на  посту  обеспечивать  надёжную  и  безопасную  работу  сложных  механизмов  движения  подводной  лодки. Закончив  Севастопольское  высшее  военно – морское  инженерное  училище  («Голландию»), Иван Фёдорович  уже  летом  1957  года  ушёл  в  первый  поход  на  новой  подводной  лодке  Б – 76  командиром  моторной  группы.
После  75  суток  плавания  в  водах  Атлантики  необходимо  было  заправиться  топливом, встретиться  с  танкером, но  встреча  не  состоялась. Прошли  12  тысяч  миль, а  когда  до  базы  оставалось  только  200, подводная  лодка  встала, закончилось  топливо. О  ситуации  узнали, и  сам  Командующий  Северным  флотом  А.  Чабаненко  на  крейсере  отправился  выручать  подводников, чтобы  взять  лодку  на  буксир. Но  тут  разыгрался  девятибальный  шторм, и  о  буксировке  пришлось  забыть.
Надо  было  искать  выход, и  команда  БЧ – 5, руководимая  И. Морозовым, его  нашла, правда, несколько  рискованный, предложив  в  качестве  топлива  для  дизеля  использовать  отработанное  масло. Для  пробы  залили  сначала  ведро  масла, и  вдруг …, дизель  заработал, добавили  ещё, пошло. Однако, перед  этим  пришлось  долго  доказывать  о  возможности  использования  масла  сначала  командиру  подводной  лодки, затем  начальнику  технического  управления  флота, пока  все, наконец, дали  «добро».
Так, благодаря  находчивости  специалистов  БЧ – 5  под  руководством  И. Морозова  дошли  до  базы, израсходовав  более  6  тонн  отработанного  масла, не  смотря  на  требование  инструкции, в  которой  указывалось  только  о  пятиминутной  работе  дизеля  на  масле, на  самом  деле, он  проработал  42  часа! Конечно, на  базе  шумели, о  случившемся  разбирались  месяц  комиссии  из  Североморска  и  Москвы, но  выяснили, что  расход  топлива  за  поход  не  превысил  требуемой  нормы. Иван  Фёдорович  Морозов  доказал  всему  флоту  о  возможности  работы  двухтактных  дизелей  в  аварийной  ситуации  на  смазочном  масле.

В  1958  году  И. Морозов  стал  участником  первого  в  истории  ВМФ  длительного  подводного  плавания  на  лодке  Б – 76, которая  вместе  с  Б – 77  и  С – 347  отправилась  в  район  Северного  Ледовитого  океана. Командиром  Б – 76  был  капитан  2  ранга  В. Берков, а  Иван  Фёдорович  возглавлял  БЧ – 5. В  ходе  похода  отрабатывались  задачи  подлёдного  плавания, приледнения  (выход  к  поверхности  льда), погружения  и  всплытия  в  полыньях, испытание  приборов, контролирующих  состояние  льдов  при  погружении  подводной  лодки. Условием  подлёдного  плавания  в  заданном  направлении  было  использование  полностью  заряженной  аккумуляторной  батареи, а  когда  её  емкость  доходила  до  половины, курс  лодки  менялся  на  обратный, до  места  погружения  в  полынью.
Б – 76  шла  на  норд – ост, остальные  лодки  выбирали  другие  направления. Толщина  льда  доходила  до  6  метров, но  встречались  льдины  и  потолще. На  подводной  лодке  экономили  потребление  энергии, пройдя  в  обратном  направлении  140  миль, вышли  в  расчётную  точку  всплытия, но чистой  воды  не  оказалось. Эхолёдомер  показывал над  лодкой  толстый  слой  льда. Б – 76  шла  подо  льдами  час, второй, плотность  батареи  стремилась  к  критическому  пределу, расчётная  точка  всплытия  оказалась  далеко  позади.
Вздох  облегчения  вырвался  у  всех  членов  экипажа, когда  Б – 76  всё – таки  вышла  на  чистую  воду. Оказалось, что  когда  подводные  лодки  находились  подо  льдами, наверху  испортилась  погода, под  действием  ветра  произошёл  дрейф  ледяных  полей, льдины  сдвинулись, поменяв  своё  расположение. В  ледяную  ловушку  попали  и  Б – 77  и  С – 347, но  они  тоже  благополучно  всплыли. В  ходе  этого  похода  приобретался  опыт  подводного  плавания  подо  льдами.

И. Морозов  становится  командиром  БЧ – 5  атомной  подводной  лодки  К – 133, проходит  специальные  офицерские  классы  в  Обнинске. Первый  поход  на  этой  лодке  состоялся  в  1963  году. Почти  месяц  прошёл  с  начала  похода. Главная  энергетическая  установка  (ГЭУ)  корабля  работала  нормально, и  вдруг  на  пульте  управления  сработали  сразу  звуковая  и  световая  сигнализации  о  аварии  реактора  левого  борта. Командир  БЧ – 5  И. Морозов  быстро  оценил  возникшую  аварийную  ситуацию, установив  разрыв  первого  контура  в  одной  из  секций  парогенератора  левого  борта, который  и  привёл  к  нарушению  теплообмена  в  активной  зоне  реактора, что  влекло  за  собой  нарушение  герметичности  его  оболочки. В  этом  случае  ядерное  горючее  заполняет  контур, повышая  радиоактивность  внутри  лодки  в  тысячи  раз. Ситуация  очень  опасная, и  это  понимали  все, находившиеся  у  пульта  управления  ГЭУ, действовали  чётко  и  грамотно: сразу  перевели  турбины  на  один  реактор, но  приборы  фиксировали  неуклонный  рост  температуры, что  грозило  пожаром.
Иван  Фёдорович  прорабатывал  десятки  вариантов  выхода  из  создавшейся  опасной ситуации  и  остановился  на  самом  оптимальном: необходимо  закрыть  гидрозатвор  на  аварийной  секции. Это  и  сделали  специалисты  БЧ – 5. Работа  по  сохранению  живучести  ГЭУ  продолжалась  более  двух  суток. Стабилизировав, а  затем  нормализовав  её  работу, экипаж  атомной  подводной  лодки  предотвратил  возможную  ядерную  катастрофу! Когда  опасная  ситуация  миновала, И. Морозов  не  мог  самостоятельно  встать  с  кресла  у  пульта  управления, временно  отказали  ноги.
В  течение  последующих  десяти  дней  экипаж  К – 133  выполнял  поставленные  задачи, произведя  торпедные  стрельбы. Командир лодки – капитан  2  ранга  Г. Слюсарёв  и  командир  БЧ – 5 – капитан  3  ранга  И. Морозов  были  удостоены  высшей  награды – ордена  Ленина, награждены и  другие  отличившиеся  подводники.

В  1966  году  капитан  2  ранга  И. Морозов  за  кругосветное  подводное  плавание  атомных  подводных  лодок  получил  звание  Героя  Советского  Союза. Он  находился  на  лодке  К – 133  под  командованием  капитана  2  ранга  Л. Столярова. В  походе  преодолено  20045,6  морских  миль.

Капитан  1  ранга  Иван  Фёдорович  Морозов  благодаря  широкой  технической  эрудиции  и  большому  инженерному  опыту  обеспечивал  безопасную  и  надёжную  работу  энергетических  установок  подводных  лодок. Так  служил  Родине  настоящий  герой – подводник.

12  декабря  2022  года                Вячеслав  Прытков.