Три ожидаемых мной премьеры уходящего года

Литератор Века
Сегодня разговор необычный, будем сравнивать любимые фильмы с теми, которые я ещё только собираюсь посмотреть. Разве это возможно? – да, потому что речь пойдёт о ремейках экранизаций советской детской литературы.

В 1962 году в свет вышла повесть пермского писателя Льва Давыдычева «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника».

Спустя четыре года на Пермской студии телевидения Константином Березовским был снят фильм «Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова, второклассника и второгодника» по мотивам книги. В главной роли перед зрителями предстал десятилетний Владимир Воробей (спустя год именно этот актёр сыграет Мишку в экранизации повести «Ташкент – город хлебный»). Актёром он не стал, но по этим двум ролям многие зрители до сих пор помнят мальчика из шестидесятых. Примечательно, что именно этот фильм стал первым полнометражным пермским фильмом и стал лауреатом на Первом Всесоюзном фестивале.

И вот спустя более полувека Антон Богданов снял ремейк под названием «Иван Семёнов: школьный переполох». Режиссёрский дебют Богданова был остросоциальным («Нормальный только я»), здесь же инклюзия, если и считывается, то только между строк. Зато мы видим известный актёрский состав как среди взрослых, так и среди детей – Александр Лойе, Мария Шукшина, Юрий Гальцев, Соня Грузенко («Легенды Орлёнка»), Саша Присмотров-Белов («Пингвины моей мамы»). Самого Ивана сыграл Роман Погорелов, снимавшийся до этого лишь в эпизодических ролях. В кинотеатрах фильм шёл с 13 октября, а с 24 ноября стал доступен к просмотру на KION.

Второй ожидаемой премьерой этого года для меня стал фильм Рената Давлетьярова «Волшебники». Это ремейк фильма 1970 года «Тайна железной двери», а первоисточником служит сказка Юрия Томина «Шёл по городу волшебник». Полвека назад Михаил Юзовский взял на главную роль десятилетнего Эвальдаса Микаланоса, тем самым открыв ему дорогу в кино. В последствии он стал известным литовским актёром, снялся ещё в нескольких фильмах, окончил литовскую консерваторию и до конца жизни (его не стало в 2009) работал в театре кукол. В 2022 Давлетьяров берёт на главную роль дебютанта Якова Трескунова (его старший брат Семён за последние десять лет стал одним из самых востребованных российских актёров). В целом в работе Давлетьярова мало, что осталось от предыдущей экранизации и литературного первоисточника. Изменены даже имена главных героев и события, однако коробок с волшебными спичками, способными исполнить любые желания, мысленно унесёт взрослых зрителей в советское детство. С 10 ноября фильм идёт в кинотеатрах.

Напоследок разберём отличия и сходство советской и современной экранизации рассказа Аркадия Гайдара «Чук и Гек». Впервые рассказ был опубликован ещё в 1939 году под названием «Телеграмма». История двух озорных братьев разворачивается под Новый год, а Новый год, как известно, -семейный праздник, и в этот праздник случаются чудеса. Почти 70 лет назад, в 1953 году, на Киностудии Горького чудесную новогоднюю историю экранизировал режиссёр Иван Лукинский. Детские роли тогда исполнили дошкольники Юра Чучунов и Андрей Чиликин, с актёрством они свою жизнь не связали. Исполнитель роли Чука стал инженером, а экранный Гек посвятил свою жизнь преподаванию музыки. В современной версии герои значительно старше, и что самое загадочное исполнителей также зовут Юра и Андрей. На роли братьев в семейную сказку режиссёр Александр Котт взял одиннадцатилетних Юру Степанова (сына трагически погибшего в 2010 году актёра Юрия Степанова, который уже пошёл по стопам отца) и Андрея Андреева (известного по работам в фильмах «Солдатик», «Батя» и других). Родителей в советской картине играли Вера Васильева и Дмитрий Павлов, у Котта – не меннее известные ныне Юлия Снигирь и Владимир Вдовиченков. Кинолента «Чук и Гек. Большое приключение» стартует в кинотеатрах страны с 22 декабря.

Я ещё не видела ни один из трёх ремейков, но что-то мне подсказывает, что если рассматривать их как самостоятельные произведения, они вполне могут понравится зрителям. НЕ надо думать – лучше или хуже – сейчас просто другая эпоха и другое кино, по-своему хорошее.

Декабрь 2022.