Способы похоронить идею

Александр Мамедов
Высказываясь о профессии, инженера  В.Г.Шухов отмечал: « Надо думать, все время думать, днем и ночью, и все время придумывать новое. Профессия инженера  тем неблагодарна, что для понимания ее красоты нужны знания, а красота произведений искусства воспринимается чувствами.
Итак, идея. У вас появилась идея. Другими словами, у вас появляется ответ или решение, но вы точно не знаете, почему и как это происходит. Сейчас, в век больших данных, редко кто одобряет действия по наитию. Интуиция — так наука называет внутреннее чутье — часто считается чем-то мистическим и недостойным доверия.
Интуиция, вокруг этого вопроса много мифотворчества. Хотя на самом деле схема в общем виде достаточно простая – есть задача, которую требуется решить, есть информация, — много информации, в подсознании выстраиваются различные модели, при определенных обстоятельствах некое решение/подсказка всплывает на уровень сознания. Это и есть проявление интуиции.
 У меня это происходит не на ровном месте, как правило часто, в самой неудобной  ситуации, когда нет времени на обдумывание, когда все ждут от меня решения или когда я ошибся или недоработал. Но чаще всего, когда большинство на совещании, техсоветах, обсуждая мою конструкцию, подвергают ее критике, сомневаются в моих  профессиональных возможностях. Для поиска ответа, альтернативных вариантов, разъяснений   у меня включается весь организм, я уже вне повседневной жизни. Идет бесконечный поиск решений в мысленном каталоге, книгах, фотографиях, чертежах. Мысли одолевают в метро, нет времени пообедать, на все вопросы отвечаю невпопад. Подсказка всплывает на уровень сознания где-то ночью, а вот утром она уже прочно подтверждается, формируется и шлифуется. К началу рабочего времени я уже спокойно прочерчиваю конструкцию или оформляю расчет. Но вот когда решение найдено и ложится на бумагу, это самые счастливые минуты моей жизни, моего творчества.  Это проявление интуиции.
Доверять или нет этому решения — вот в чем вопрос? Но еще больший вопрос – как интерпретировать полученную информацию. Слишком много вводных и слишком много влияющих факторов.
Поэтому интуитивное решение — это конечно замечательно, но получив его, все, же требуется порассуждать уже логически. Не стоит на 100 процентов  доверять интуиции. Казалось, вот оно решение. При этом идет мыслительный  процесс многократной проверки правильности решения, прочности конструкции  и т.д. Он, этот процесс недоверия, проверки, сломает неверное решение.  Потом, сценарий, будет возвращаться ко мне,  даже через много лет, неоднократно. Особенно, если на испытаниях или в эксплуатации выявился неучтенный фактор. Это свойство моего мышления я считаю индивидуальным, нигде это не описывал, считаю нескромным его рассматривать.

При обсуждении вашей идеи будьте готовы и  можете услышать следующее:

 Я  бы на вашем месте так бы не поступал. Едва ли это можно выполнить.
Вы же слышали мнение ваших коллег, что ж вы упорствуете, надо уважать чужие мнения.
Решением техсовета ваша тема рекомендована к пересмотру и, возможно,  будет закрыта.
Вам следует изменить конструкцию в соответствии с решением техсовета.
Вы представляете, что такое сейсмика?
Вы когда-нибудь работали в эксплуатации, знакомы с реальными трудностями?. Пусть выскажется представитель от эксплуатации.
А вы подумали, как это все изготовить? Пусть выскажется представитель от завода.
Но мы не можем разрешить вам испытывать ваше изделие на нашем полигоне, это небезопасно.
Хороша идея. А это будет работать? Сомневаюсь.
Где мы возьмем столько денег, чтобы хотя бы приобрести материалы? И кто будет потом за все отвечать, после того как вше изделие не заработает.
Теоретически это возможно, но на практике……
С  точки зрения безопасности вы проработали? Есть заключение специализированных институтов? Ах, планируете их получить!.
А как этот вопрос решается в других странах, может просто взять и купить аналогичное изделие? Вы интересовались у продавцов? Уверен, что там дешевле.
От начальника центрального управления: Ну что вы тут нам показали. Вот конструкторы из Сибири уже давно  испытывают подобные изделия. Вот видите, и письмо от них имеется. Вы слышали такую фамилию?
От  заместителя министра: Я ваши чертежи уже видел, вот ученые из Минска уже продемонстрировали нам, когда мы там недавно были по приглашению, действующую модель точь –в- точь такую же. Прекрасно работает. Вы слышали такую фамилию?

В обоих случаях высокие чины, сами того не подозревая,  называли мою фамилию. Мы действительно давно  и тесно  работаем и в Сибири и с Академией наук Белоруссии.
Потрясающе! Невероятно, но факт.

Эти фразы, высказанные в  разное время, разными людьми после рассмотрения вашей конструкции  выбивают вас из колеи. Вам неоткуда искать поддержки, даже ваши  ближайшие сторонники против ваших решений. Иногда приходит неожиданная поддержка от очень опытных   и авторитетных специалистов или  простых монтажников. Это, в общем, решает все, даже скупая одобрительная фраза или  характерный жест.
 Мне, как-то,  подсунули книжку Альтшуллера о моделировании изобретений, я даже какое-то время ходил под впечатлением, уж больно широко  пропагандировали его метод. Но, изменить своей привычке работать,  я не мог. Сейчас вспоминаю его приемы, только посмеиваюсь над его ТРИЗ, у меня  свой   механизм выработки решений,он  намного органичнее, я ему полностью доверяю и он у меня всегда наготове.  И он  меня  никогда еще не подводил.
Мне частенько, также, приходят мысли об «идеях фикс» свидетелем,    которых я являлся на протяжении своей деятельности. Под влиянием этих идей я, иногда, находился тоже. К счастью непродолжительное время. Эти идеи, разрекламированные авторами, воплощенные в металл, стоят «памятниками», брошенные и конструкторами и их покровителями.
 Некоторые  свои идеи я стесняюсь публиковать, некоторые длительное время вынашиваю перед публикацией. Так вот случилось и с беспилотниками с пневмприводом  «на поводке».Аналогичный случай произошел с вытяжной трубой устанавливаемой в местах большой загазованности. В обоих случаях мои публикации так припозднились, что едва опередили факты внедрения этих предложений другими авторами. И, тем не менее мне нисколько не жаль, что они состоялись без моего участия, не пришлось мне их защищать перед оппонентами. Некоторые идеи находиться у меня в 100 процентной готовности для внедрения. Я их не предлагаю, напротив, стараюсь сохранить их, жду удобного случая их применения. Они у меня грандиозные, металлоемкие, их легко  раскритиковать, проигнорировать, отвергнуть. Их внедрение, станет настоящим  этапом конструирования подобных конструкций в нашем регионе. Одно изделие,  в качестве подземной дренажной емкости высокого давления 10  МПа,  я поспешил предложить ранее. Сорвалось. Китайские инженеры предложили свою конструкцию, еще более экстравагантную  и она прошла.
Но ничего, подождем, моя идея классная, проработанная до деталей. Ждет своего часа идея создания сверхвысоких башен, антенн, созданных  методом подращивания, используя одну и ту же конструкцию основания.
Эти идеи не нашли ни одного сторонника. И это реальность. И чем больше вы горячитесь доказывая очевидное, тем больше противников вы собираете. Даже уже отстроенное по вашим чертежам сооружение, испытанное на прочность и принятое в эксплуатацию,  все бывшие оппоненты обходят молчанием.
Некоторые неосторожные,  не обоснованные экономические расчеты могут навсегда похоронить идею. Так случилось с «хлопушками» для вертикальных резервуаров. Изготовленный  по моим чертежам опытный образец долгое время доводился вручную по качеству герметичность. Когда наконец он был аттестован, рассчитали его затраты и представили их заказчику. Это было  сделано опрометчиво, потому что второй экземпляр уже был с затратами вполовину. А так как весь заказ составлял 30 единиц, то средний показатель мог бы оказаться  относительно низким. Но цифра была озвучена, и это было не в  пользу новому изделию. Заказ  был сорван, несмотря на все мои старания и доводы пересчитать цену. Резервуары двух крупных нефтебаз  так и остались без предохранительных хлопушек.» Аналогичный случай произошел с новым мобильным сепаратором. Изготовленный по индивидуальным чертежам, аттестованный и покрашенный сепаратор очень понравился заказчику. Ему прочили хорошее будущее. Расчет его цены был сделан без учета того, что все материалы и комплектующие,  примененные в новом изделии, были использованы не новые, а заимствованы со списанных изделий. Естественно, 13 тонное изделие приобрело высокую цену, и заказчик отказался от намерения поместить крупный заказ.  Заказ  был сорван, несмотря на все мои старания и доводы. Озвученная или единожды прописанная высокая цена прочно сопровождала теперь изделие.
Мобильный сепаратор в единственном экземпляре был востребован эксплуатацией и кочевал, по мере необходимости, по полевым установкам подготовки. газа.
А вот с установкой очистки грунта от нефтешлама произошло  следующее. Изготовленная по моим чертежам, в Китае, она никак не смогла себя утвердить в Узбекистане. Схема установки очистки грунта была совершенно индивидуальной. В ее основе ,также, была сконструирована ванна для  мойки грунта. Совершенно на новой основе, основным  устройством  воздействия на загрязненный грунт  был применен  барботаж  паром. Вместе с этим применены оригинальные мешалки, импеллеры,  заимствованные у белорусов. Загрязненный грунт , под их воздействием находился в горячей воде, с добавками фоугулянтов, все время, во взвешенном состоянии. Затем  по мере наполнения емкости  пульпой, и окончания мытья   включается шламовый насос и пульпа откачивается и подается на гидроциклон d=300 мм. Здесь пульпа центрифугируется, жидкость направляется в резервуар на отстой и расслоение, а песок направляется в емкость, где песок обрабатывается под воздействием  струй горячей воды для окончательной очистки. Затем после обработки пульпа направляется  на гидроциклон d=100 мм. Грунт очищенный проступал для орошения чистой водой в спиральные  пескомойки.. Здесь жидкость направляется на отстой в резервуар, а грунт  окончательно очищенный отделяется от воды и затем шнековым транспортером грузится на автотранспорт.
Владелец отчаялся уже ее внедрить и продал ее в соседний Казахстан. Оказалось, там,  в Республике Казахстан существует строгое правило  по очистке территорий от загрязнений нефтепродуктами. На этом поприще существуют фирмы, которые  предлагают свои услуги  по восстановлению,  рекультивации, земли.
И вот случилось чудо,  пришло сообщение, наша установка, по договору,  промыла целый холм грязной земли в ….800 тонн. Ее работа попала на съемки. Видео случайно оказалось у меня. Я с большой гордостью смотрел кадры со знакомым оборудованием, которое очищало землю в непрерывном режиме. Было четко отснято, как  с конвейера  струиться чистый отмытый грунт. 
Инженеры проектировщики, монтажники  прочно держаться за устоявшиеся конструкции. Практически невозможно что-то новое внедрить, дать новую оценку устоявшимся   понятиям или предложить свой метод расчета конструкции. Так вот сучилось,  для оснащения перехода газовой трубы через 60 метровый канал, была применена пространственная ферма, в основе которой лежала треугольная призма. До этого случая, эта конструкция, пространственная ферма, уже успешно применялась в вертикальных этажерках, создавая оригинальные конструкции высотных сооружений. Однако в горизонтальной конструкции, испытывающей нагрузку,  кроме веса труб еще и нагрузку от собственного веса, необходим и обязателен был расчет конструкции на прочность и жесткость.
Был применен оригинальный расчет. Рассматривая многочисленные фотографии построенного сооружения можно убедиться, что прогиб 60 метровой фермы, со стороной в основании треугольника равной 3 метра, равен нулю. По этой схеме уже  построены три перехода и спроектирован переход  пролетом 70 метров. Это дает повод говорить об устойчивой конструкции, с большой степени новизны. И,  наконец, я увидел в очередной конструкции аналогичного  перехода, спроектированного  ведущим институтом, свою  треугольную призму. Это безусловное признание новой конструкции. Монтажники давно уже спокойно относиться к новым переходам, научились  устанавливать их при сложных условиях.  Им отдельная  благодарность, за их веру в конструкцию, за бережное отношение к новому. Теперь противники фермы, молча, провожают глазами очередную конструкцию, а ведь совсем недавно было затрачено мною столько слов в защиту, проведено техсоветов, вокруг  этого новшества.  Против способов похоронить идею.
Очень важно сопровождать свое новшество до самого конца, до внедрения, эксплуатации. На каждом шагу оберегать его, ни на минуту не оставлять без внимания. Даже уходя в отпуск, после  завершения всех формальностей испытаний опытного образца, нельзя успокаиваться и поручать кому-либо надзор за его внедрением. Точно провалят. Не сомневайтесь. В моем случае мне во- время позвонили в далекий город, где я проводил свой отпуск. Это спасло конструкцию, запущенную в серию. Это еще один способ провалить идею.

Использованные источники.
1.Мир без нефтяных загрязнений. Статья.
 2.Мобильные комплексы – в освоении и эксплуатации  месторождений нефти и газа. Статья.
3. Синтез искусства, техники и науки. Треугольный многогранник как предчувствие. Статья.