Колдун у озера

Сергей Лукич Гусев
               
   В исторической памяти людей достаточно много различных легенд и преданий о ведьмах, колдунах и прочей нечисти. Однажды я стал свидетелем такого колдовства.Это было в 60-х годах прошлого века. Мой отец был страстным рыбаком и охотником. Каждый выходной он проводил с друзьями Ермиловым Володей, Крючковым Михаилом и Сивковым Павлом на рыбалке. Частенько и я напрашивался с ними. У отца и Ермилова В. Были мотоциклы М-72, надежные, высокой проходимости “танки”.

  Мужчины укладывали в багажники снасти, рюкзаки с едой, ружья и боеприпасы. Ну вот, скажите, кто же ехал на рыбалку, да там еще и не пострелять, хотя бы по банкам?Естественно, кроме боеприпасов и еды, брали с собой горячительного, но немного.
  Отец услышал от кого - то, что в старице Чумыша, за селом Мартыново есть много озер, в которых водятся достаточно крупные караси. Переночевать там можно у старенького деда на краю заброшенной деревушки. Деда кликали “колдуном” за то, что может наколдовать улов, а может сделать так, что в сетях будут одни кости вместо рыбы. Чтобы ублажить деда, ему всегда привозили какие-нибудь мелкие подарки: кто старую сетёнку, кто копченого сальца, меда, или спиртного. Дед все принимал с благодарностью и показывал самым щедрым богатые рыбой озерца.

  В нашу компанию напросился еще один мужичок. Я не знаю, кому из отцовских друзей он доводился знакомым. Мужичок мне сразу не понравился: с лисьими глазками, суетливый, мечущийся взор. И сам он был, как на шарнирах, какой-то нервный. И не даром...   

Выехали мы рано утречком по туману и к обеду прибыли на место. Быстро нашли избу деда. Хозяина дома не было. Избой-то трудно было назвать полузавалившееся строение, как видимо, еще с царских времен. Дверь в сенцы отсутствовала, а в избушке не открывалась и не закрывалась. Нижние венцы сгнили, стена просела и заклинила дверь. Потолочная балка вогнулась внутрь и готова была рухнуть. Короче, жилище нам не понравилось и мы решили спать на берегу у костра. Незнакомый мне мужичонка, как крыса, стал шмыгать по углам, что-то высматривая. Заглянул в чулан, потом в рядом стоящую сараюшку.

В это время в усадьбе появился дед. Его вид точно напоминал старинного колдуна: длинная, белая борода до пояса, перевязанная посередине цветной веревочкой, домотканая рубаха и такие же штаны. И все без единой пуговицы - на шнурочках.

  Дед заметил шарящегося по сарайке мужичонку, но ничего не сказал. Спросил только: “На рыбалку?” Отец с ним заговорил. Достал из багажника мотоцикла бутылку водки и кусок копченого сала. Попросил деда указать, где водятся крупные караси. Дед принял подарки, многозначительно глянул на мужичонку и махнул рукой в сторону озер: “Там, у большой березы. Но лодки там нет. Рыбачьте, как хотите”.   

  Завели мотоциклы и по еле видимой в траве колее поехали к указанному озерцу. Старица была небольшой, шириной метров двадцать, почти полностью заросшей камышом и тальниками. Достали удочки, припасы. Я пошел на рыбалку, а мужики стали готовить сети, искать сушняк для костра.

  Как ставить сети без лодки? Да очень просто, если озерцо небольшое. Берется длинный шнур с грузилом на конце. Второй конец привязывается к тетиве сети. Хорошо размахнувшись, перебрасывают груз со шнуром на другой берег. Кто-нибудь переходит к месту падения груза и тянет за шнур тетиву сети. Вот и вся премудрость.

  Мужики поставили несколько сетей, а я поймал с десяток маленьких карасиков -“пятачков”. Наступил вечер. Зажгли костер, сварили уху из моих карасей.- “Не пора ли проверить сети?” - предложил отец. Обсудил этот вопрос с мужиками и решили оставить их до утра. Пусть побольше в них набьется. Подпив, мужики достали ружья и стали стрелять по консервным банкам. На шум выстрелов появился дед. Мы пригласили его за стол, но он отказался, лишь тихо промолвил: “Да, не ошибся я...” и растворился в ночи.

  Наступило утро. Мы вылезли из теплых полушубков, поеживаясь от утреннего холода стали готовить мешки под рыбу. Пошли по туману и росной траве к озерцу. Вытянули первую сеть. Такого я еще в жизни не видел! Она была вся усыпана костями - скелетами рыб! Точно такая же картина была во всех сетях. “Что это?” - с изумлением спрашивали друг друга мужики.

  Делать нечего. Стали вытряхивать и выпутывать кости из сетей. Искололись и ругались прилично. А меня заинтересовал вопрос - кто так мог обглодать рыбу, словно ее сначала сварили, а потом тщательно обсосали мясо?

  Пока мужики возились с сетями, я взял удочку и пошел к озеру. Поймал карася, но с крючка не снял, а умертвил его и снова закинул в воду. Через несколько минут к карасю со всех сторон стали приближаться крупные черные тени. Вцепившись в карася со всех сторон, стали его терзать, только чешуя отлетала. Я позвал отца посмотреть на эту диковинку. Прибежали мужики и тоже с удивлением стали наблюдать. Минут через десять от карася осталась одна голова.

- “Это жуки - плавунцы” - сказал отец, - пираньи наших стоячих водоемов. В Чумыше они есть, но очень мало. Еще их называют “санитарами рек”, так как поедают больную, и погибшую рыбу. Но и могут наносить вред, уничтожая их молодь.

  Теперь стала понятна роль “деда - колдуна” в этой истории. Я сразу увязал ее с мужичонкой, которого увидел в сараюшке дед. Видимо, в отместку за то, что шарились по его постройкам он нам показал озерцо богатое не рыбой, а плавунцами.   Приехали домой без добычи.

  Отец на работе стал рассказывать эту историю мужикам. Не поверили. А иные спорили, что дед обладает колдовскими свойствами-может навести жуков на рыбу. Наивно, но факт...