Про Руфину

Наталья Чернавская
Сегодня девятый день.

У меня от Руфины на память остался дома аналой, не помню, при каких обстоятельствах она мне его подарила, но сейчас не только читать Псалтирь и молитвослов за ним можно, но и есть куда положить мироточивую икону Государя, когда приезжает с ней муж.

Как только узнала о её смерти, сразу всплыла в памяти картинка: Руфина на коленях в углу Стефановского собора. Простояла так всю службу, я только после решилась подойти и спросить у неё, почему. Оказалось, мама её при смерти, а Руфина хочет, чтобы она ещё хоть немного пожила, вот и молила святителя, это в зимний Николин день было.

Вымолила, мама умерла у неё дома на руках ближе к весне, ясно помню, как по дороге к ней на поминки сорвала несколько первых цветочков мать-и-мачехи, вылезших на проталине. Но не помню уже, то ли только сразу после кончины мамы, то ли все сорок дней попросила Руфина помогать ей Псалтирь читать и меня, и других верующих подруг.

Знаю только, что для меня на сегодня это был последний раз, когда позвали. Я любила читать Псалтирь по покойникам, в прошедшем времени - потому что по мере развития астмы всё труднее становилось вслух, да и сам этот обычай вымывался из жизни.

Отец Трифон (Плотников) пишет о том, как она помогала ему лично и его приходу, а позже Сийскому монастырю, где подолгу жила, когда вышла на пенсию. Но на Сию что-то ни разу не попали мы вместе, в одно время.

Больше всего я с ней общалась в перерыве между детьми. Когда дочка экстерном закончила школу и поступила в другом городе в институт, а сына не было ещё. Это 20 лет назад было, мне было 40, Руфине за 50. Самое время учиться!

Тогда получилось так, что не только дочку из школы уговорила я на экстернат уйти, а и сама, заработав высшую педагогическую категорию, уволилась почти отовсюду, только в одном лицее остались часы, и на дому репетиторством занималась, не было уже сил с работы на работу бегать, здоровье сыпалось на глазах.

И вот в это время захотелось и самой дореволюционную орфографию учить, и других приобщить. Идея была экзотическая, но Руфина не только её поддержала, но и свою подругу Олю, из банка, где они тогда обе работали, привела.

Раз или два в неделю на протяжении зимы мы втроём ездили в Эжву, где к тому времени о. Владимир Дунайчик построил при храме чудесный деревянный терем воскресной школы, там к нам присоединялась ещё одна чудачка, Ирина Зеноновна.

Выучил ли кто-то из них, кроме меня, на всю оставшуюся жизнь правила дореволюционной орфографии, не вем, но время мы проводили замечательно. Всегда была и есть до сих пор огромная проблема с текстами для чтения на церковнославянском, чтобы именно четьи, а не богослужебные. Но у меня была "Хрестоматия по истории русского языка", изданная советским ещё издательством "Просвещение" "для студентов.

Сейчас взяла её в руки и открыла на заложенном месте: Житие отца нашего Стефана Пермского по Сборнику житий и слов XV века из собрания Погодина №862, ГПБ.

Текст в Хрестоматии набран роскошно, с титлами и всеми буквами (юсами-ятями, от, кси-пси и прочими), чего не было в ПЛДР и других достаточно массовых просветительских изданиях. Читать такой текст быстро никак не получится, получается чтение медленное и вдумчивое, чем мы вполне и наслаждались.

Северная зима, темень, холодина, утопает в сугробах избушка воскресной школы на берегу реки Вычегды в слободе Эжве, и вот сидим мы там и вчитываемся в строки пятнадцатого века. Удовольствие не портили даже дым от ЛПК и промёрзшие автобусы, Эжва от Сыктывкара километров за 20-30, в своё время вынесли за город вредное производство, ЛПК.

Тебе же, о епископе Стефане,
пермская земля хвалит и чтит
яко апостола, яко вожа,
яко учителя, яко наставника,
яко наказателя, яко проповедника,
яко тобою тьмы избыхом,
яко тобою свет познахом,
тем же чтем тя яко делателя винограду Христову,
яко терние востерзал еси
идолослужение от земли пермския,
яко плугом проповедью взорал еси,
яко семенем обучением словес насеял еси в браздах сердечных,
отнюду же возрастают класы добродетели,
их же сынове пермстии яко серпом веры жнут
радостныя рукояти вяжущи снопы душеполезные,
и яко сушилом воздержания суща же, и яко цепы терния млатящи,
и яко в житницах душевных соблюдающе пшеницу,
ти тако ядят пищу нескудную,
ядят бо, рече, нищии, насытятся, восхвалят Господа,
взыскающеего жива сердце их в век века!

Не только "сынове пермстии", но и дочери. Почти 30 лет прожив на коми земле, именно там воцерковляясь, я не могла не думать об этой земле и её народе, когда-то уходившем всё севернее и севернее от вытеснявших их южан.

Но этот поезд в огне и всем некуда больше бежать, дошедши до края земли.

Как сейчас живёт этот край - стыдно писать, Москва выкачивает недра и рубит леса, а взамен сулит большую помойку устроить, еле отстояли на Шиесе, да и то не факт, что окончательно, местные жители своё право дышать и пить.

Безымянные лагерные погосты где-то распаханы и никаких следов не осталось, а где-то ещё выступают из мерзлоты холмики и таблички. И лично у меня нет ответа на вопрос, кто тот Большой брат, который виноват в "погружении во тьму".

Знаю только, что многовековая общая судьба русских и коми неразрывна. И в этой общей многовековой истории были и святители пермские Стефан, Герасим, Питирим и Иона, и совсем другие исторические персоны. Даёт окраинам или последнее забирает центр? Это ведь ещё зависит от угла зрения.

Отвлеклась, вернусь к Руфине. Никогда не спрашивала, какое у неё было образование, но вера у неё была простая, искренняя, детская. Любила паломничества, монастыри, долгие службы. Монахов и священство.

- Поедем в Никольский храм в Затоне, там ночная служба на Крещение!

Поехали, отстояли. Обратный автобус только утром, на полу холодно, лавок прилечь нет, ноги отваливаются. Но как-то дотерпели до утра, до автобуса, ну всё, теперь горизонтально и спать. Нет, надо же ещё кресты на дверные косяки нанести! Ходим по моей квартире и с крещенским тропарём кропим водой все углы и свечкой рисуем кресты на косяках, много лет потом они у меня так и красовались.

- Наташа, срочно беги ко мне на работу!

- Да что за срочность?

- Прибежишь - узнаешь.

Прибегаю, оказывается, у неё пачка листовок про ИНН, чтобы не принимать. Помню, я тогда прочитала и действовала по инструкции, как там было написано, заявления какие-то писала. Каково же было моё удивление, когда уже не помню как выяснилось, что номер всё равно мне присвоили. Не знаю, как сама Руфина выкрутилась и выкрутилась ли, не потому ли уволилась. Но соскучиться с ней было невозможно.

Про одного бойкого митрополита после крестного хода в Дивеево она не выдержала, говорила: - Ну никак не может дождаться, чтобы умер уже патриарх Алексий, при жизни вперёд него забегает.

Но это было исключение, вообще-то язычок за зубами умела она держать, в отличие от меня не ввязывалась ни в какие авантюры, а только молилась и благотворила.

Ухаживала за стариками, говорила, что со стариками ей проще, с детьми же нынешними не справилась бы, слава Богу, не дал Господь. Хотела пожить на Святой Земле в Горненском монастыре, не знаю, успела или нет. В последние годы, после моего замужества, рождения сына и переезда мы совсем мало общались, раз только попали вместе на великопостную службу в Кируле.

Удивительная у неё кончина: после причастия в монастыре, никаких больниц и "некому ухаживать". Господь своих не бросает. Вместе с мамой и роднёй теперь она на Кочпонском кладбище упокоилась.

Царствие ей Небесное!