Ремесла Вендора

Александр Шадрунов-Младший
Вендорцы умеют работать. Определенную медитативность труда они осознали еще давно, во времена Золотого Века, когда труд был даже не трудом, а просто делом – приятным и радостным. Ритм жизни в Вендоре достаточно размеренный, и тот, кто хочет трудиться в кайф, такую возможность получит. Хотя без перегибов не обходится, и существуют целые регионы, где народ вынужден вкалывать круглые сутки, ненавидя в итоге свою работу до глубины души.
Основных ремесел на самом деле не так и много, а не основные – устанем перечислять. Ведь существует немало служб, занимающихся всякими мелочами. Не в отдельное же ремесло записывать тех, кто, скажем, топит котельные, мостит дороги, стрижет овец, делает свечи для огненных часов или выдувает стеклянный пузырик, из которого через неделю будут лопать кашу…
Так что перечислим самые массовые, ключевые и традиционные ремесла, а остальные просто будем держать в уме.

Кузнечное дело
Многих вопросов кузнечного дела мы касались в разделе об оружии и доспехах. Здесь наметим только основное и больше социальное, нежели профессиональное…
К кузнецам отношение разное. Где-то это очень почитаемая профессия, где-то – почти приравненный к демону статус . Но кузнецы Вендора обычно мало внимания обращают на подобные мелочи, а вовсю осваивают старые традиции, когда-то доступные только титанам. Они открывают «новые» сплавы, которых их предки добивались с помощью образной магии, экспериментируют с печами и мехами, чтобы добиться оптимальной температуры, ищут разные секреты и хитрости ковки… Кузнечное дело Вендора развивается стремительно во многом благодаря существованию нечеловеческих кузнецов, работающих с нечеловеческими материалами: титаны, демоны, гномы... Это позволяет создавать уникальные образцы, к которым потом усиленно стремятся кузнецы-люди, целенаправленно ищущие секреты тех или иных сплавов и ковки. То есть богатство разносторонних философий и традиций постоянно подталкивает общий уровень кузнечного мастерства, всегда идущий чуть впереди остальных традиционных ремесел…
Помогает развитию и то, что кузнецы сейчас, по сути, только придают вещам нужную форму, доделывают уже наполовину готовые, качественные заготовки, для создания которых, как грибы, повырастали специальные плавильни – первые (если не трогать гномов) прообразы доменных печей. Кузнец в городе – это мастер, на которого работает чуть ли не целый цех подмастерьев, делающих за него всю черновую работу. Такая система работы распространилась и на небольшие кузницы, просто там размах поменьше. Но схема та же: несколько подмастерьев + мастер…
Особые заказы мастер может выполнить полностью сам, следя за всеми процессами: от первичной обработки металла до придания заказу окончательного вида, но все чаще кузнецы сосредотачиваются на придании вещи идеальной формы, а, например, инкрустацию или другое украшение делает другой специалист… То есть кузницы – яркий пример постепенного перехода к разделению труда. Есть еще мастера-универсалы, но работы только единиц из них (самых одаренных, либо просто не людей) могут тягаться с работами больших кузниц – по сути, настоящих цехов-артелей.
Что касается инструментов, то современный героям кузнец часто имеет несколько механических помощников-станков. Причем не только точильных, но и вполне токарных. В больших кузницах разные станки работают параллельно, но и владельцы небольших мастерских сообразили, как им быть: у них станки работают последовательно – к одному стационарному двигательному механизму (мускульному, водяному или какому-либо еще – например, пружинно-заводному, есть и такие) сверху присоединяются разные станки-насадки, основанные на крутящей философии.
Кузницы занимают почетное место в городе. Без них город замрет, поскольку слишком зависим от железа. Но этого не случится – ведь в каждом городе кузнецов сразу несколько, как и кузниц…

Швейное дело
(вязание, ткачество, плетение и проч.)
Если какое-то из ремесел может потягаться с кузнечным делом и выйти победителем, то это швейное дело. Вот уж здесь точно полнейший порядок… У каждого народа есть свои наработки в кройке и шитье, региональные умения иногда несоизмеримы (например, у гномов и у эльфов), но общий уровень швейного дела находится на запредельной высоте для мира, не знакомого со швейной машинкой и синтетическими тканями.
Главная причина, как и с кузнечным делом – память прошлого. Еще в Гиперборее модницы и модники с помощью образной магии создавали уникальные образцы одежды, закручивая силой мысли такие пассажи из ткани, какие не снились французским модельерам. Понятно, что и ткань изменялась на молекулярном уровне по желанию создателей.
Когда общая сила мысли упала настолько, что ее не хватало для элементарного разгона облаков, понадобились новые способы и для создания одежды. И человечество быстро справилось с этой задачей… Да, вопрос создания оружия был для народов животрепещущим, ведь от него зависела жизнь. Но, как известно, хорошая одежда для женщин значит гораздо больше жизни. А тут еще богини, обожающие красоту, охотно делились секретами с лучшими рукодельницами назло завистливой Афине…
Правда, важно заметить, что здесь разница между повсеместным и заказным совсем чудовищна. Да, горожанки чаще всего вполне здорово выглядят в обычных одеждах своего времени, но между этой одеждой и одеждой, сшитой на заказ для какой-нибудь фурии, разница куда больше, чем между варварским топором и молотом Тора… Разница как в материале, так и в мастерстве мастера – больно уж велика градация швейных мастериц…
Но не будем вдаваться в подробности, обойдемся кратким экскурсом.
В разных регионах – разные традиции. Оно и понятно: где что лучше растет (или живет), из того и шили. Шелк – Даоссия, хлопок – Аджария, шерсть – ближний восток, лен – центральные области и запад…
Первые ткацкие станки появились еще у древних народов, сразу после Золотого Века, не нуждавшегося в труде. Они быстро прогрессировали, в Гиперборее достигли апогея и не особенно сдали позиции после ее гибели. Секреты создания станков были сохранены гиперборейским десантом, особого ума для тканья, вязания и плетения не требовалось, и люди посткатастрофического мира ходили в одеждах, превышающих по уровню их собственное развитие. Самое интересное, что эта тенденция продолжала сохраняться и дальше (она и в нашем мире есть): разрыв между личным развитием и качеством шмотья не только не уменьшился, а, наоборот, увеличивался с каждым веком.
Особенности стилей можно посмотреть в соответствующей статье, а здесь добавим, что некоторые (кроме Руси) северные регионы в швейном рукоделии заметно поотстали. Оно и понятно – на холоде не покрасуешься, а спрос в Вендоре еще не раб предложения, как в наше время. Дополнительно облегчает развитие то, что в большинстве регионов довольно свободные нравы, а стало быть, одежда довольно откровенна и приближена к ее отсутствию. Это экономит ткань и позволяет больше времени уделить непосредственно формированию самой модели.
С мастерскими дело обстоит, как и с кузницами: мастер обычно только моделирует одежду и делает работы на заказ, а всю подготовительную работу проделывают другие. Годы стабильности позволили наладить связи, найти идеально подходящих поставщиков материала, подыскать верных помощников… Есть фанатики-одиночки, которые стараются вести модель через весь путь ее превращения от ткани до одежды. Но это считается штучной работой, производительность такого мастера очень низкая, а потому подобный путь применим лишь для самых талантливых портних (мастериц, искусниц), чьи работы так хороши, что стоят чрезвычайно дорого.
В плане элементов одежды в Вендоре могут изготовить почти все, что и в 21-м веке. Только материалы будут отличаться натуральностью. Уже больше века модницы используют нижнее белье, сделанное по аналогии с максимально открытыми легкими доспехами-одеждами амазонок. Вязание чулок из шелка – очень длительный процесс, но он тоже уже в ходу. Корсеты, носки – все это уже есть и давно совершенствуется. Длительное знакомство с каучуком позволяет уже не один век использовать резинки – каучуковые полоски, соединенные с тканной основой… А активное участие многих женщин в боевых действиях наложило отпечаток и на использующиеся материалы – швеи давно наловчились комбинировать ткань с любыми другими элементами: кожей, металлом, кольчужными вставками, драгоценностями, чешуйками кожи дракона, крыльями фей и прочими материалами вплоть до самых экзотических…
В общем, во времена повествования несложно встретить женщину, одетую так, что захочется ахнуть… Мужчины намного проще в этом плане, но с учетом качества материалов тоже могут позволить себе выглядеть отлично и без доспехов. Да, процентов 70 женщин обычно ходит в довольно простой одежде: скорее удобной, чем красивой. Но это качественная и симпатичная одежда, которая в любом случае не уродует женщину, а подчеркивает ее красоту (если есть, конечно) или хотя бы пытается скрывать недостатки (если у дамы есть хоть чуть-чуть вкуса). Вендор любит и уважает красоту тела, стараясь не скрывать ее, если это возможно, даже у обычной молодой пастушки… Если же у вас много денег, а в придачу к ним еще и хорошая внешность, то вас оденут так, что нимфы будут аплодировать, а богини предложат совместную картино-сессию…

Кожевенное дело
Кожу в Вендоре тоже любят. Как и в ситуации с описанными выше ремеслами, в кожевенном деле уже давно существует разделение и специализация. Изделия часто настолько отличаются друг от друга по принципу работы, что многие мастера стараются сосредоточиться на том, что у них получается лучше всего. Шорники занимаются изделиями, связанными с верховой ездой, а также часто в виде бонуса занимаются плетением веревок из шерсти, конопли и более редких компонентов. Сапожники, ясное дело, занимаются обувью, стараясь не отвлекаться на другие работы – а как иначе, если модницы и модники требуют, чтобы обувь соответствовала одежде, уровень развития которой в Вендоре запредельный?.. Но стараются, и успешно! В их работы можно десятилетие без перерыва тыкать носом тех, кто делает обувь для нас с вами. Не по асфальту ведь ходят, а держится обувь долго. За доплату – еще и смотреться красиво будет, если хотя бы изредка мыть или чистить пусть даже лопухом… Отдельные мастера занимаются выкройкой кожаных доспехов, довольно популярных в теплом Вендоре. У таких, как правило, хорошие навыки портного. Хотя, если хочется совсем уж модный доспех заказать, то лучше позвать одновременно и швею, и доспешника. В последнее время, между прочим, некоторые их них самостоятельно стали пароваться для подобных заказов. Скорняжное дело распространено в холодных регионах, где много пушных зверей. Выделка из кожи, а также умение работать с мехом – это тоже отдельное мастерство. Меховой топик – верх изящества для замерзшей без боев валькирии…

Плотницкое дело
Сюда же отнесем столяров и бондарей, хотя это уже тоже вполне самостоятельные профессии. Столярство вытекло из плотничества еще в давние времена, когда работа с деревом стала приобретать черты искусства. За тысячелетия люди научились делать из дерева совершенно уникальные вещи. К тому же кузнецы помогают, все более совершенствуя инструменты… Плотники – это чаще всего начинающие или не слишком талантливые столяры. Но не всегда так. Бывает, что мастеру просто нравится работать с массивными объектами, чувствовать свою причастность к большому и сильному, а не изящному и узорчатому… Иногда просто плотник так силен, что его просят работать плотником, несмотря на умение обрабатывать и тонкие элементы… Но это все-таки чаще исключения.
С появлением в широком ходу бетона и растворной кладки дерево все больше играет вспомогательно-декоративную роль. Это, разумеется, сделало крен в сторону столяров – ведь теперь куда чаще заказывают не целый сруб, а резной потолок или изящный стол.
Лучшие мастера по дереву – на Руси, где к камню отношение все еще холодное, несмотря на чрезмерно интенсивное использование в последние годы. Разумеется, где-то на этом же уровне эльфы, отстающие лишь потому, что рубят деревья только для необходимых нужд: корабли, дома, интерьер, в то время как мастера-русичи просто для удовольствия что-то строгают и пилят даже в свободное время…
Бондари – это еще не совсем отдельное звено, хотя, конечно, у бондарей, занимающихся только бочками, они получаются лучше, чем у плотников-универсалов. Просто спрос не так велик, чтобы жить на одних только бочках. Но, с другой стороны, редкость бондарей позволяет лично получать абсолютно все заказы по бочкам… В общем, здесь баланс только достигается, и вопрос, что лучше: «иметь много разных заказов» либо «иметь все заказы по узкому профилю» еще открыт в виду продолжения естественного отбора и отсева.

Гончарное дело
Правда, создание посуды и емкостей давно уже перешагнуло гончарный круг, но название осталось, да и сам гончарный круг все еще пользуется большой популярностью. Материалов для посуды в Вендоре масса. И понятно, что стеклодувы с гончарами имеют крайне мало общего. Поэтому мы стеклодувов опустим как тип все еще редкого в Вендоре ремесла, а расскажем о гончарах.
Как-то принято ассоциировать гончаров с посудой, но нельзя не сделать акцент на том, что они же делают кирпичи, черепицу, изразцы, украшения, игрушки и даже трубы. Глина – она ведь только в начале глина, а пройдя сквозь руки гончара, начинает называться керамика, фарфор, фаянс и терракота…
Разделение у гончаров не так пока заметно, как в других ремеслах, но есть тенденция разделяться как по характеру изделия, так и по этапу работы. В первом случае процесс ускоряется, зато рука оскудевает от однообразия… Во втором, когда разные люди выполняют разные этапы работы (лепка, обжиг, глазурование) – уже сами изделия получаются качественнее, но что-то неуловимое теряется от того, что мастер не сопровождает изделие на всех этапах превращения ее от бесформенной глины до едва ли не произведения искусства…
В Вендоре уже в ходу посуда из металла. Как упоминалось, все громче заявляет о себе стекло. Но народ с удовольствием пользуется и глиняной посудой, обеспечивая гончарам безоблачное будущее, даже без учета популярности остальных их изделий.

Кулинария
Так условно назовем все, что связано с приготовлением еды. Не секрет, что готовить еду в Вендоре умеют почти все нормальные женщины (искательницы к ним не относятся). Пусть у некоторых получается, как у Федарчук , но важен сам факт… То есть готовят еду обычно дома. Но существует, конечно же, и общественное питание, которое подается в различного рода и названия забегаловках (тавернах, корчмах, мегаронах, альмасенах и т.д.). Но мы имеем в виду не только кулинарию как явление общепита и заработка. Нас интересуют общие понятия приготовления пищи в целом, а не то, кто, кому и за сколько это делает… И эти общие понятия таковы…
1. Жить – вкусно!.. Разнообразие продуктов и здоровое экспериментаторство дам породило тысячи разнообразных рецептов, которыми пользуются хозяйки по всему Вендору.
2. Поможем детям Африки!.. Голодающих не очень много. Да и элементарно стыдно голодать, когда столько еды под ногами, климат почти везде позволяет собирать несколько урожаев в году. Налоги не страшные, рабства почти нет… Ах да! Осириан все портит. Ох уж эта нам Африка…
3. Мы думаем о вас!.. Печи и посуда очень даже нормальные, что позволяет готовить легко и комфортно. Тефлон еще не придумали. Надо дать гномам задание.
4. Не делайте из еды культа!.. При всем при этом, лишь небольшая горстка скучающих дураков считает еду главным в жизни делом. Гаргантюа еще не родился, а пиры больше притягивают оргиями, чем едой. Хоть она там реально вкусна…
5. Сенсация! Эльфы худые из-за сыроедения!.. Кстати, хорошая версия. Есть целые регионы сыроедов. Единичные приверженцы есть среди любой нации и расы. Некоторые просто мясо не употребляют, а вот идейных веганов встретить трудно, что как бы намекает.
6. И дым отечества!.. Несмотря на интеграцию рецептов, национальные традиции довольно сильны. Впрочем, у хорошей кулинарки, оказавшейся в другом регионе, всегда будет клиентура, если она надумает открыть таверну с едой своего региона.
7. Аллергия на амброзию!.. Еда богов и правда хороша. Иногда они делятся с людьми едой, но, к сожалению, крайне редко – рецептами…

Земледелие
Огромный пласт Вендора. Земледелие, конечно же, не замыкается на производстве пищи, а участвует почти во всех отраслях производства. Здесь производится сырье для огромного множества товаров: тканей, веревок, табака, фильтров для мундштуков… С землей работают в удовольствие. Как-то повелось, что земли в целом хватает, народ часто работает на себя, с любовью, а земля отвечает взаимностью. Не то чтобы идиллия – такое только у ведруссов и эльфов прошлого, однако и не тяжелая пахота сгорбленных пахарей.
Орудия труда вполне удобные, люди часто прибегают к рабочим услугам скота, но сами в него не превращаются. Одним словом, на земле работают в большинстве своем почти счастливые люди. Почти, потому что не везде все так здорово, и не каждый удовлетворяется тем, что есть – мода на урбанизацию многих крестьян сбила с курса, отправив в город на поиски призрачного счастья.

Скотоводство
Ну, тут все просто. Люди любят животных. Некоторых в виде друзей, охранников, помощников и добытчиков. Некоторых в виде еды… Все это называется скотоводством и процветает в Вендоре не одно тысячелетие.
Скота всех мастей и видов предостаточно. Иногда приручаются редкие животные, иногда возле человека мирно ошиваются и вполне дикие звери, вроде медведей. То, что эльфы с фауной на одной волне – можно и не напоминать.
Большие стада, пастухи, индейка на праздник, яичница по утрам – это признаки развитого скотоводства и птицеводства. И таких признаков в Вендоре навалом…