7. Илья Репин, вдарить по европам чёрным квадратом

Владимир Конюков
7. Илья Репин, вдарить по "европам" "чёрным квадратом"…


Продолжение предыдущей главы «Что такое «чёрный квадрат?»... Мистификация.

     Илья Репин, мастер реализма,…  родил русский авангардизм, тем более – иноземный футуризм! Сенсация, удивление, шокирующее… Такое в нынешних справочниках добросовестно вымарано «западниками», читай, норманнистами.
Как? Критикуя итальянскую классическую антику… Автоматически предлагая замену старому направлению живописи, но что взамен? У Великого намёк, что пожелание к действиям… А это и есть – авангардизм по-русски! … Авось и «вдарить по европам».

Как это было, хоть сохранено, благодаря мемуарам серьёзного классика славянской живописи и шутника-юмориста по жизни, Репина И.Е.  Художник писал, понимал, какой будет скандал, если его строки станут известны Европе. 
«Искусство — красота, оно только тогда исполняет свое истинное назначение, когда держится добродетели, морали и религии. Что такое оно само по себе? Пустоцвет или разврат, продажный разврат! Гениальный Рафаэль своими шедеврами служил только прославлению развратного папства».

Из хронологии страниц жизни.
«… Репину право в качестве пенсионера; Академии художеств уехать за границу на срок до шести лет. Весной 1873 года Репин вместе с женой и дочерью отправился в Вену, Флоренцию, Неаполь и Рим, а осенью того же года — в Париж. Там они пробыли до июля 1876 года. Художник давно мечтал посетить Европу и в письме к другу Стасову от 1872 года признавался:
… «Скорей, скорей куда-нибудь в Европу, Париж, Рим…         <…>
        …  <…> А Европе мы нужны, она нуждается в приливе свежих сил из провинций;
    
Однако еще в Риме Репин разочаровался в загранице. В письме к тому же Стасову он рассуждал:
«Нет, я теперь гораздо больше уважаю Россию! Вообще поездка принесет мне так много пользы, как я не ожидал: но я здесь долго не пробуду, дай бог пробыть два года, и то едва ли, надо работать на родной почве. Я чувствую, во мне происходит реакция против симпатий моих предков: как они презирали Россию и любили Италию, так мне противна теперь Италия с ее условной до рвоты красотой»;
    
Неожиданно для Репина Стасов опубликовал отрывки из заграничных писем художника. В частности, письма, где Репин назвал Рим мертвым городом со следами пошлой, поповской жизни и разочарованно сообщал другу:

    «…один „Моисей“ Микельанджело действует поразительно, остальное, и с Рафаэлем во главе, такое старое, детское, что смотреть не хочется. Какая гадость тут в галереях!»;
    
Эта публикация Стасова вызвала шквал негативных отзывов в сторону Репина. В сатирических журналах появились издевательские стишки и карикатуры».

Через европейскую прессу началась массированная атака на всю российскую культуру. Не один год… Российских художников Запад травил домыслами, сплетнями, не пускали на любые выставки, запрещали приезжать вообще. Кто умудрялся,  портили выставленное. Засекреченное царскими распоряжениями, откровенный бунт против Репина. Обращение российских художников к Репину, замять скандал - спасти от европейской неприязни русскую живопись…

… Репин был вызван российским императором Александром III, на строго засекреченную, конфидициальную аудиенцию. Прекратить бунт в империи работников искусства, писателей, художников. Восстановить культурные связи с Европой, приказ, не подлежащий обсуждению:…
Содержание «строго засекреченного» приказа, моя публикация будет позже. Она объёмная, короткими «вкидами» информации, обсуждалась в Союзе перерывами до распада страны, были радио – «голоса» из-за «бугра». Постепенно «стухла», а это тайная загадка истории…

Интересное… События с Репиным в молве-пересудах, увязывались с высокой «русскостью» царя, изречением на весь мир российского императора Александра III.
«Во всём свете у нас только 2 верных союзника, — любил он говорить своим министрам: — наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас».

     Зигзаги истории культуры в датах…
Художник Илья Репин в Европе, 1873-1876 годы, много писал писем на Родину, делился впечатлениями, комментировал… Развила скандал европейская цензура, следила за перепиской, «заглядывала, лезла в смысл»… Нелестные отзывы о западном искусстве и заварилась «каша» на годы. За русскими художниками следили, ограничивали въезд, применяли санкции травлей. Именитые справлялись, нанимали охрану. Малоизвестным русским, чинили препятствия, даже в музеи не пускали.
За каждым словом, сказанным где либо, установили контроль. Анализировали, сопоставляли…

Отсюда пошла о художнике молва, об… авангардизме, год 1876.
«Садко на дне морском» (1876)… принесла Репину звание академика. Однако «Парижское кафе» из-за иностранного сюжета и экспериментальной техники исполнения российское общество не одобрило. Крамской даже написал Репину эмоциональное письмо:

    «Я одного не понимаю, как могло случиться, что Вы это писали? Не правда ли, нахальный приступ? <…> Я думал, что у Вас сидит совершенно окрепшее убеждение относительно главных положений искусства, его средств и специально народная струна. Что ни говорите, а искусство не наука. Оно только тогда сильно, когда национально»;

Возбуждение у европейского и российского сообщества художников, вызвало удивление  НОВОЕ  необычное (авангардное), «экспериментальной техники исполнения» художника Репина. Заговорили, кто понял, кто нет,  РОЖДЕНИЯ  нового течения в живописи, экспериментального русского  АВАНГАРДИЗМА в землях восточного славянства ! И началось…
Не хвалёные западные искусствоведы нашли что-то новое в изобразительном искусстве, правда осторожничали, Репин знаменит всё-таки. Поэтому замолчали до времени.

Думали, как бы «затереть» репинские «авангардные» высказывания-нововведения в живописи, все понимали декаденской живописи нужны вливания свежести. Будущее в моде на что-то новое (авангардизм). Придумали, провозгласили на весь мир,
«… Альфонс Алле изобрёл свою «монохромную живопись» («Чёрный почти квадрат» 1882 г.)»…
(Монохромная живопись - Объекты искусства в одном цвете или оттенках одного цвета. Европейская абстракция…)

Читатель уловил, кто  ПЕРВЫЙ в нововведениях? И. Репин, год 1876.  Ответная европейская интеллектуальная атака через 6 лет, в 1882 году, «монохромная живопись». .
А.Алле, «Его  ЧЁРНЫЙ  КВАДРАТ (второй вариант-прямоугольник), назывался «Битва негров в пещере ночью», 1882.

     Подражания, аналогии, времена на моду «готика»… Временные рамки, «совершенно чёрное и почти квадратное полотно «Битва негров в пещере ночью» 1882 года».

Вопросы Репину с подвохом или нет о декадентстве, движение в культуре куда ближе к авангардизму и он подтвердил своё видение будущей техники живописи словами.
«Всякое новое направление в искусстве имеет в своей сути нечто вечное и своими лучшими произведениями вносит в сферу искусства освежающие мотивы. Все роды искусства имеют своих поклонников, своих потребителей. Борьба против них, по-моему, и не законна и бесполезна. <…> Декадентство, по-моему, находится ещё только в зачаточном состоянии, по крайней мере у нас, в России, и нельзя не пожелать ему развиваться».
Художник  «ЗА» новое, свежее, а это был русский авангардизм, провозглашённый мастером славянской живописи Ильёй Репиным в 1876 году!

Даты, даты… Они опровергают, кто первый, кто после… Репин провозгласил о необходимости новизны в живописи в 1876 году, то есть об авангардизме, сформулировал, как «новое направление в искусстве».
Последовал ответ в виде монохромной живописи.
Западное искусствоведение окольными путями, навязывает открытие Репина своими формулировками, что они первые в любом случае. Отбирают право первого, вводя через итальянского представителя культуры, понятие – футуризм. Именно, чтобы была Италия, где Репин обругал классическое, прошлое…

     Футуризм, «… название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. 20 февраля 1909 года в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Он был написан для молодых итальянских художников. Маринетти писал: «Самые старые среди нас — тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придёт новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора…» В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль».

Для футуризма в литературе характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, скорость, ритм. Живописцы посвящали свои картины поезду, автомобилю, самолётам  — всем сиюминутным достижениям цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Маринетти говорил: «Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью».

Футуристы провозгласили пафос разрушения и взрыва. Воспевали войны и революции как омолаживающие силы одряхлевшего мира».

Мода считаться футуристом… Ярчайшим представителем российского (не идейного) футуризма, «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью», «пафос разрушения и взрыва. Воспевание войны…», был поэт Николай Гумилёв. Своим циклом о войне, его называли апологетом войны. Из вечной войны не вышел, одна из трёх главных причин расстрела…
Жажда воевать Гумилёва, «… добровольцем. Гумилев был освобожден от военной службы по здоровью (из-за косоглазия)… культ войны как рыцарского занятия, опасности, которая поднимает человека над собой… уходит на войну вольноопределяющимся… рядовым, а в итоге получает два «Георгия», и его производят в офицеры».

Небезынтересное… Слово «футурист», в российской империи, понравилось молодёжи звучанием, а не значением. Интонацией…
Пример более поздний от зарождения явления, В. Маяковский о С. Есенине.
«Его очень способные и очень деревенские стихи нам, футуристам, конечно, были враждебны. Но малый он был как будто смешной и милый.  1926 год».
Заметен пафос интонации Маяковского, чуть ли не гордость, в слово сочетании, «нам, футуристам».

     … Намного ранее, при рождении слова «футуризм»… Месть старым и молодым художникам живописцам царской России от Европы. За революционные преобразования в живописи, призыв к авангардизму, в лице мастера мировой живописной культуры, Репина Ильи Ефимовича в 1876 году, что не первый Запад…
Европейские искусствоведы отбирают у России право называться Первыми и в направлении авангарда, «кубизм» у Маяковского.

« … ребёнок Владимир Маяковский в Кутаиси, до переезда в столицу, учится рисовать… Местный художник увидел порыв генов древнего родства рода Маяковских по матери, кубанской казачки из… исчезнувшей народности готов.
Ребёнка  «пробило» через века, с 1902, по словам сестры, начал рисовать, с 1906 года мода на русский «кубизм»…

Маяковский зрело «по-взрослому», совершенствуется в готическом стиле рисунков – «кубиков», выражая своё мироощущение от древних готов. Учится на одни «пятёрки», много читает по истории славянства от скифов, их дружбе с готами. Славянское скифское искусство, частью становится мотивами от талантливого архитектурного жизненного готов.

Европа только с 1911 года, присваивает себе быть родоначальником авангардизма, «кубизм», нагло присваивает право первого…
Не без возмущения «…свидетельство художницы-авангардистки,
Н. С. Гончарова в 1912 году отмечала, что «кубизм — вещь хорошая, но не совсем новая». По её словам, в этом же стиле выполнены и скифские каменные бабы, и крашеные деревянные куклы, продаваемые на ярмарках».

     … Проживая в Европе с 1873 по 1876 годы, Илью Репина, когда ездил по странам, городам, сопровождали знаменитость толпой, местные газетчики. В стилизованной биографии сейчас этого нет, было в прошлом веке от «тамиздата» зарубежного в молву советской интеллигенции. Заводился «с пол оборота», резко комментировал, выражался виртуозным казацким диалектом – «уши вяли», по поводу не понятной «мазни» европейских художников, уже с именами… Мэтру ничего не стоило повеселить и специально, на радость журналистам, от формулировок русского мастера кисти, те помирали со смеху, когда «понужал» ихнее, призывал брать пример с российского искусства и обязательно с «уважением», с себя!

Илью Репина в отечестве обвиняли, считали виновным, художники бузили, настроил Европу против своего искусства. За не дипломатичность в оценках зарубежного, не тактичность и грубость к великим итальянским живописцам. Европа ограничила для молодых русских художников въезд… для обучения, перенятия опыта.

С годами стало понятно, демарш знаменитого мастера живописи, стал явлением – рождение отечественного авангардизма в 1876 году! Перекинулось через границы… Нового течения европейского авангардизма… Признать такое…, славяне учат Запад!
Демонстративный европейский протест санкциями и хитрыми выкрутасами, добились…это они всё придумали, а не русские, Репин, Маяковский, Сологуб, Дурнов, другие. Славянского скоморошьего символизма 11 века - «чёрный юмор» и его прихватили себе в заслугу.
Символ «чёрного квадрата» в живописи во всей красе. Как картина в рамке… Чернота, пустота, с четырёх сторон квадрата белые поля. На них угадываются контуры мужчин и женщин, строят гримасы…
Введение в заблуждение – мистификация.

     … Путь императорского царского авангардизма, наследник – советская школа живописи.
Хищение века! Почти все  направления авангардизма, присвоил западный норманнизм, всё славянское назвал своим изобретением. Даже «чёрный юмор» «чёрного квадрата» славянских скоморохов 11 века. Единолично присвоенное католическое превосходство над славянским православием, понятием вечно «дурить» славян.
Перевёл древнее культурное содружество, славянское-скифское с готическим, в хитрую формулировку «интернациональная готика»…?

Явное обвинительное норманнизму  в живописи, по датам, его «чёрный квадрат», в котором видел русский авангардизм. Оговорил в начале века: авангард авангардом не называть, только в научных статьях. (Репин это слово тоже не называл, заменил «новое искусство, новая техника…», называется - подсуетились). Замена: футуристы, кубисты, конструктивизм и кубофутуризм, прочие мудрёные определения.

Свидетели даты… На сколько ранее родился русский авангардизм в живописи.
  «… Чёрный квадрат (символизм), поэта и прозаика, начала ХХ века, Фёдора Кузьмича Сологуба. Ярко выраженный писатель  МОДЫ начала очередного столетия, «готика».
Чёрный юмор в  КВАДРАТЕ, мистика, белиберда, ересь, чего только не наслушался в свой адрес писатель. Хитрый пушкинский подтекст,  принципиально не замечался.
Известные сказочки…  «Опять принес декадентскую ерунду»…

«книгу сказок… «Обложка "Сказок" работы М. Дурнова… : на белом фоне черный квадрат, … смутно сквозят сказочные лики, а за ним — черная бесконечность со звездами».

Речь о книге сказок Сологуба 1904 года.
Вниманию пытливого читателя, поиски истин «чёрного квадрата».
Обложка сказок художника Дурнова, «на белом фоне  ЧЁРНЫЙ  КВАДРАТ»!

«В 1903 году Дурнов стал членом Союза русских художников,
… русский художник-акварелист, график, архитектор. Писал стихи. В начале XX века был знаменит, прежде всего, как известный московский денди, эстет, приверженец декадентства».

Книга сказок Сологуба, иллюстрации, содержание «мужчины и женщины в чёрном».
Философия символизма Дурнова и Сологуба,  ЧЁРНЫЙ  КВАДРАТ – чёрная бесконечность со звёздами?!»

Декаденство, мода на авангардизм, славянский символизм от древнего славянского скоморошья 11 века. Гениальные формы, приёмы славянской письменности в древнем шедевре «Слово о полку Игореве». Как сенсация, наследие - женская письменность древнейшего матриархата, когда женщины писали, составляли летописи.
Христианизация повлияла, женские права были загнаны мужчинами в «чёрный квадрат» массы ограничений на религиозной основе.

     … Истоками из древнего, наследие славянского символизма – «чёрный юмор» и МИСТИФИКАЦИЯ  «чёрного квадрата» - живопись, по Маяковскому всё это, «мы – футуристы», по иноземному.
По - славянски… Авангардисты…

-----------------
          Справка из энциклопедий.
«Илья Ефимович Репин (1844-1930) -… русский живописец, педагог, профессор, действительный член Императорской Академии художеств.
… родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Его дед по отцовской линии — неслуживый казак… Отец художника… успел поучаствовать в трёх военных кампаниях, имел награды. Связь с родным городом и Слободской Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника.

Дед художника по материнской линии, много лет отдал военной службе … Мать художника, Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята, и взрослые. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий…

Акварельные краски в дом Репиных впервые принёс двоюродный брат… чёрно-белая картинка, размещённая в детской азбуке, внезапно обрела яркость и сочность. С этого дня идея преображения мира с помощью красок уже не оставляла мальчика:

« я так впился в красочки, прильнув к столу, что меня едва отрывали для обеда…»

    
Продолжение следует.