Уровень развития Вендора

Александр Шадрунов-Младший
*Убедительная просьба не читать вендорские тексты в этом кошмарном формате - здесь они просто для знакомства, а читать их неизмеримо лучше уже в заботливом пдф, который ждет всех по внешней ссылке на ВК и, разумеется, абсолютно бесплатно, как всегда было, есть и, очень надеюсь, будет с любыми вендорскими текстами*

Так как развитие Вендора во многих аспектах кардинально отличается от развития нашей цивилизации, фразами, вроде «соответствует Земле 13-го века» нам не обойтись. В чем-то –действительно соответствует 13-му, в чем-то – перекликается с расцветом античности, в отдельных сферах – едва ли уступит миру за нашими с вами окнами, а какие-то области – вообще не могут соотноситься с нашей цивилизацией: та же магия, к примеру, и все из нее вытекающее…
По военному развитию Вендор находится на уровне высококачественных мечей, луков и доспехов, причем этот уровень достигнут довольно давно. Вендор – цивилизация хаотичного переплетения духовности и технологий, развитие здесь не идет единым вектором, а скачет вперед и скатывается назад – сразу в нескольких направлениях. И этот узор крайне неоднороден, в нем далеко не всегда можно уловить взаимосвязь между прорывами, между откатами и между первыми и вторыми.
Впрочем, в последние века узор развития становится все более монолитным, и Вендор находится в стадии выравнивания. Выравнивания многоплоскостного: современного с древним, духовного с технологичным, западного с восточным…
Население Вендора довольно быстро растет, города развиваются, и развитие заключается в массовом внедрении древних технологий, ранее доступных только титанам, а потом богам и их помощникам. То есть: лучшее оружие – это то, что сделано давно титанами и богами. Но рядовые кузнецы сейчас делают мечи намного лучше, чем пятьсот или триста лет назад. Хотя и не лучше, чем, например, в Гиперборее.
Существование магии не способствует прогрессу науки. Изобретения часто так и остаются «занятными безделушками», неспособными доказать свою нужность. Правда, всеобщее угасание магических способностей предрекает скорый реванш технологий, да и, надо сказать, простой народ почти всегда предпочитает простенькое огниво магическому камешку с заклинанием искры
И это часть тенденции: для Вендора характерно разделение на обывателей и искателей. Народ не путешествует, не изобретает – он спокойно трудится на своей земле или в своем городе и особо не задумывается над глобальными вопросами и стратегическим развитием. Те же, кто ищут себя, обладают какими-то особыми стремлениями, не желают сидеть на месте – сталкиваются с целым пластом неведомого обычным людям. СМИ ведь нет, боги не к каждому являются, а ощутимые магические способности имеются у нескольких тысяч людей – не больше. Люди живут в своих мирах: народ – в своем, искатели – в своем. Кое-как эти миры соединяет узкая лента бардовского творчества и приключенческая литература. Но к обоим жанрам отношение двоякое: баллады и легенды в любом виде нравятся народу, однако большинством воспринимаются чаще как красивая выдумка автора на основе вполне тривиальных событий, либо как то, что может существовать или произойти, но настолько превосходит пределы понимания, что спускается на тормозах сознания, как спускаются в наше время телепатия, левитация и НЛО.
Для народа достаточно мельниц, дорог, галер, кровопускания и знахарских зелий, каменных домов, кузниц, пекарен, ксилографических книг, храмов, построенных загадочными предками, и прочих атрибутов земного средневековья, смешанного с пиковыми точками античности. Искатели сталкиваются с магией, тонкими мирами, порталами, воскрешениями, явными следами богов, а иногда и с ними самими… Немногие из искателей ставят себе задачей просвещать народ рассказами о воскрешениях и магии. Те же, кто это делают, перестают быть искателями, а становятся самозваными проповедниками. Профессиональные же проповедники о тайном говорят редко, предпочитая вплетать своего бога в налаженный быт народа. Народ – масса аморфная, и между ним и искателями всегда будет почти непреодолимая граница. Ведь те из обывателей, кто осознают, что мир полон чудес, перейдут через границу и перестанут быть обывателями.
***
Вернемся к узору…
Сказать, что Вендор деградирует – нельзя точно. При этом и развивающимся его назвать непросто – ведь строения Гелиополиса были совершеннее, чем любого современного повествованию города. Но если в Гелиополисе и гиперборейских поместьях проживало всего тысяч сто людей (несомненно, более развитых, чем обыватели МП), то теперь в Вендоре обитает более десяти миллионов, продвинутых из которых – довольно много. Причем обитает на бытовом уровне, не так уж и сильно уступающем гиперборейскому, а уж древесно-природный Золотой Век превосходя многократно.
Хитрость тут в чем: в древние времена у людей было больше астральных сил и больше знаний. Они могли жить в избушках, а питались сырой растительной пищей, силой мысли делали быт удобным и развивали душу. Теперь же астральные силы существенно ослабли и доступны единицам, знания утеряны… Вот и приходится компенсировать утерянную мудрость технологическим развитием. Раньше большинству хватало сырой пищи, теперь придумывают целую цепь действий, чтобы повкуснее приготовить где-то бегающего оленя.
***
Кто, зная, кто – интуитивно, но демиурги Вендора дали этому экспериментальному миру изобилие вариантов развития. Здесь параллельно существуют совершенно непохожие цивилизации, одни из которых используют в быту светящихся феечек, а другие – создают литейный завод. Здесь на соседних островах обитают застывшие в техническом плане аджары и экспериментаторы-ханьцы. Здесь уживаются примитивные ритуально-племенные обычаи и смелые, размашистые философские учения. Здесь в одном городе (это Осириан) умудряются соседствовать пневматические арбалеты и боевые колесницы (при наличии в некоторых других армиях полноценной ударной конницы). И законы диффузии технологий срабатывают отнюдь не всегда – как будто давая шанс некоторым обществам или даже целым народам пройти конкретно свой путь со своим духовно-технологическим запасом.
***
Если подытожить, получаем многогранный мир, в котором можно встретить самые разные уровни развития как духа, так и технологий. Сравнительно узкий круг, условно называемый искателями (что, конечно, гораздо шире, чем любители порыться в сундуках) – внедряет или использует самый широкий спектр изобретений: от древних секретов и артефактов до революционных изобретений гениев, опередивших время. Такие же вещи и понятия – могут доставаться элите: верхнему (из трех) слою обывателей, другое дело, что большинство из тех вряд ли найдут этому полноценное применение…
Средний класс обывателей получает доступ к тому, что попроще (канализации, книги, письмо, музыка, повозки, средства гигиены и т.д.). Остальной же массе, как уже говорилось, хватает и простейших проявлений развития: религиозных ритуалов, традиций, работы и разного, но обычно всегда нехитрого списка развлечений и бытовых полезностей.
В статьях «Изобретения Вендора» и «Ремесла Вендора» - можно подробнее узнать о разных направлениях развития технологической стороны мира. Были мысли привести здесь сводную таблицу по разным таким направлениям, но риск сделать ее невыносимо длинной или легкомысленно короткой – убедил отказаться от такой идеи. Больше ясности даст ваше собственное воображение, если задать ему кое-какие параметры мира Вендора.
Представьте себе компактный мир, похожий на наш. Архипелаг, похожий на Австралию и Океанию. Жители этого архипелага еще владеют обрывочными знаниями, оставшимися не только от погибшей Гипербореи, но и от древних времен духовно богатого прошлого, называемого Золотым Веком. Гиперборея была поворотом в сторону технологического развития, но стала его тупиком, поэтому целое тысячелетие люди под руководством богов развивались по собственным «программам», по-разному сочетавшим духовность и технологии. Понятно, что в разных регионах свои нюансы, но, если смотреть в целом: по мировоззрению, общему культурному и технологическому уровню – этот мир из пика античности не рухнул в грязное и косное средневековье, как наш, а пошел дальше: скорее, по греческому, а не римскому вектору (который и вел к полному упадку). Ярких красок миру добавляет более синхронный расцвет самобытных цивилизаций, а также глубокий (хоть и не повсеместный) магический пласт. Вендор сочетает технологии и дух, но это не симбиоз, а мозаика, собираемая из осколков прошлого и настоящего. Высшие обстоятельства (ослабление Энергополя, а стало быть, и всей магии) подталкивают Вендор к выбору технологического пути, богатое духовное прошлое – не дает этому пути быть радикальным и гасит необходимость в научно-технической революции. Возможно, таковая и случилась бы в Вендоре лет через сто, однако у мира осталось в сто раз меньше времени, чтобы сделать куда более важный выбор, нежели духовность или технологии.