Храм над Форосом. Не просто точка на карте

Александр Ерошкин
Поэт и парапланерист из Крыма Константин Фролов-Крымский удивил меня своим восприятием крымской природы. Ещё в 2009 году он написал стихотворение «Форос». Я его прочитал только в декабре 2022 года вскоре после сообщения о тропическом ливне на территории Москвы и наводнении в некоторый районах столицы.

За эти 13 лет в мире произошло много изменений, и в стихах Константина Юрьевича,  человека очень честного и миролюбивого, уже звучит тревога, отражено его  ощущение от грядущих чаще всего кровавых перемен.

Во-первых, сама природа подносит сюрпризы: вулканы, смерчи, наводнения, землетрясения, цунами, пожары, ливни, засухи, суховеи, морозы…  Некоторые явления далеко не природные, а  рукотворные. 

Я прожил 75 лет, и мне кажется, что не было за это время ни одного дня, чтобы  где-то на Земле что-то ни взрывалось, чтобы кого-то ни убивали.

Смешон был людям всех поколений хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский (исп. El ingenioso hidalgo Don Quijote de la Mancha), или просто Дон Кихот, он  безуспешно вступил в единоборство с четырьмя десятками гигантских мельниц. А ведь он хотел отвести от людей беду гигантских размеров  и прекратить производство пороха. Вся территория Западной Европы была покрыта мощными ветряками, которые перетирали селитру в порох, готовили оружие для будущих войн и побоищ. Многие из них до сих пор стоят как памятники архитектуры возле водяных каналов.

Во время экскурсии по Парижу я услышал, что в Средние века только на Елисейских полях было  более 30 ветряных мельниц. Похоже, что обладание огромным количеством пороха сформировало в этой части Европы настоящих хищников, которые готовы покорить весь мир. По сути все войны начинались отсюда или под контролем из стран Западной Европы.

И что мы видим сегодня? Хищники объединяются в кровожадные стаи, подчиняют своему влиянию другие страны, формируют по  всей планете марионеточные правительства и подконтрольные общественные организации, а там, где проявляют самостоятельность, организуют майданы, цветные революции и кровавые   госперевороты, но, имея по всему миру покорные средства массовой дезинформации,  всю вину за свои деяния перекладывают  на жертв собственной агрессии.
Крокодил льёт слёзы, когда поедает туши своих жертв.

 И страны воюют между собой, и промышленность  работает на войну и на разрушение, и люди гибнут… Такое ощущение, что кто-то проводит вселенский эксперимент  по  умертвлению  всего живого, организует массовые пляски смерти, добивается триумфа смерти, учит жертвоприношению и искусству умирать. В местах боёв появляются чёрные трансплантологи, которые  живого человека делят на запчасти…  Ну, точно, мир с картин средневековых художников-баталистов, рисовавших «триумф смерти» пришёл в наше время, чтобы творить беспредел.

А  людям хочется спокойствия,  мира, умиротворительной созерцательности, яркости красок, чистоты воды, небес и помыслов. Этот мир хорошо доносит поэт.

ФОРОС

Константин Фролов-Крымский

Давай поедем к леснику в Форос,
Где берег можжевельником зарос,
И пряный дух исходит от стволов.
Там, на горе, свои расправив крылья,
Раскрасит небо наша эскадрилья
Узором разноцветных куполов.
И будет высь безмерна и чиста
Над храмом Воскресения Христа.

Пусть наши купола, подобно птицам,
Плывут туда, где даль едва клубится
Прозрачной дымкой легких облаков.
Над берегом, полуденным и сонным,
Найдя поток над вертикальным склоном,
Мы воспарим, не чувствуя оков.
И будем любоваться, я и ты,
На Шар Земной взирая с высоты.

Забудем всё, что нас внизу держало:
Людской молвы раздвоенное жало,
Иллюзий и надежд унылый прах.
Над мелкой суетой власть предержащих,
Убогих, комплексующих, дрожащих,
Мы будем плыть с улыбкой на устах!
Что нам до них? Ведь мы - потомки птиц,
Летим себе, не ведая границ.

А вечером, в мерцании камина,
Где стул, как трон, и как парча - холстина,
Мы помолчим под сладкий звон струны.
И на как будто вымершей планете -
Сторожка лесника при лунном свете,
Накрытая лавиной... тишины.
Сюжет венецианского холста
Над храмом Воскресения Христа.

Стихи ценны ещё и пояснениями к ним, вопросами и ответами.

Да! Такие ощущения даны не каждому - поэтому и такие запоминающие стихи. 99,9 % людей - этого не дано, а мы все хотим летать, как птица.
Николай Мишалов   12.12.2022

А можно вопрос? Вот прочитал я Ваши  для меня вдвойне замечательные стихи, ибо не испытывал ни разу чувства полета, и ощущения, мысли, душевные переживания...  мне не знакомы...  Здесь вполне закономерное желание понять, примерить на себя... но, возвращаюсь к вопросу:))
Простите, я бывал в Форосе, но куда Вы приземляетесь? Если с Планерским все понятно, то здесь рельеф другой, высота другая... И возможностей свернуть шею зело много больше! Нет?
Кирилл Ривель   22.06.2013

Параплан - это самолёт. Чаще всего мы стараемся приземлиться там же, откуда взлетаем. Ведь мы летим не просто сверху вниз, а  набираем высоту и оказываемся выше того места, откуда взлетели. Многие улетают на маршрут и при необходимости приземляются на выбранные поляны или просто на трассу, на которую можно и настоящий самолёт посадить. Параплан может садиться и просто как парашют, если ему "сложить уши". В таком случае можно садиться и на очень маленькие пятачки. Некоторые улетают на пляж и там садятся. Я лично несколько раз садился и на трассу, и на серпантин, ведущий к храму Воскресения Христова. При соответствующей сноровке можно даже купол не развесить на деревьях.
Константин Фролов-Крымский   23.06.2013

С этой стенки часто бэйсеры прыгают. Вот там летальных исходов гораздо больше.
Константин Фролов-Крымский   23.06.2013

Увы,  мне неизвестно, что такое бэйсеры?  Старый стал, ленивый! Отстал от жизни.
Кирилл Ривель   23.06.2013

Бэйсеры - это безбашенные молодые люди, которые с парашютом прыгают с мостов, вышек, многоэтажных домов и т.д.  Адреналина много, но жизнь у них, как правило, очень короткая. Купол может не раскрыться или раскрыться не в ту сторону, и тогда парашютист врезается в скалу или вышку. Так было с одной девчонкой, которая прыгала с Останкинской башни. Это есть в ютубе. Её развернуло и шмякнуло о вышку. К счастью, купол зацепился за какие-то выступающие части, и она повисла, потеряв сознание. Её потом снимали оттуда.
Константин Фролов-Крымский   23.06.2013



Я потому привёл и стихи, и комментарии, этими строчками вызванные, что мне такие чувства недоступны. Боюсь высоты с раннего детства. Не лазил по деревьям, не выхожу на балконы на высоких этажах. Удивляюсь, что могу смотреть через иллюминаторы в самолётах и через  стёкла на телевышках.

А в стихах меня ещё удивила дважды повторенная строчка: «Над храмом Воскресения Христа».

Дело в том, что я сторонник той версии прошлого, где утверждается, что Исус был рождён под именем Андроник  в семье императора Севастократора Алексея Комнина  на мысе Фиолент  в Крыму на территории нынешнего Севастополя. На дату его казни на горе Бейкос (территория нынешнего Стамбула) на кресте указывает круглый дендерский зодиак из  Египта, это утро 20  марта 1185 года. А Мария-Богородица похоронена недалеко от Бахчисарая,  и фонтан слёз, описанный Пушкиным, похоже, был связан с нею. Но мы живём пока по фальшивой истории.

В стихах упомянут  памятник русской архитектуры конца XIX века, православный  Храм Воскресения Христова над поселком Форос, построенный в 1892 году на обрывистом утёсе — Красной скале. Высота строения над уровнем моря - 412 метров. Хорошо смотрится он со стороны моря, но я дважды был в Крыму, а вот об этом  храме услышал совсем недавно.

Что удалось узнать из Википедии и других открытых  источников? Сама деревня Форос, входившая в Байдарскую волость Ялтинского уезда, появилась впервые на  карте 1842 года, в ней не было и пяти дворов. А значит, о ней не могли написать ни Пушкин, ни Грибоедов. С 1820-х годов военные строили дорогу от Симферополя до Алушты, Ялты и Севастополя, закончили её только в 1848 году. Только после этого началось освоение царскими чиновниками земель Фороса.

Для граждан Советского Союза Форос  стал известен в связи с событиями  17-21  августа 1991 года, когда была попытка перехватить власть у президента Михаила Горбачёва, который  с 5 августа 1991 года был  в отпуске в своей резиденции в Форосе в Крыму. Тогда группа высокопоставленных чиновников объявила о формирования ГКЧП  и введении в стране чрезвычайного положения,  чтобы  не допустить подписания нового Союзного договора, то есть распада СССР по инициативе сверху. Но эта тема для другого разговора.


В 1887 году земли близ селения Форос  приобрёл с торгов московский купец первой гильдии Александр Григорьевич Кузнецов, владелец крупнейшей в Российской империи чаеторговой фирмы — Торгово-промышленного товарищества «Алексея Губкина преемник А. Кузнецов и Ко». Они составили имение «Форос» (256 га). Сделать Южный берег Крыма местом своего постоянного летнего пребывания он решил по рекомендациям врачей. Кузнецов начал строительство новой усадьбы, выстроил особняк, разбил парк, заложил виноградники.

В начале 1890-х  годов по просьбе православных жителей близлежащих селений Александр Кузнецов заказал проект храма известному архитектору, академику архитектуры Николаю Михайловичу Чагину.

Храм посвящался чудесным событиям, произошедшим 17 октября 1888 года на станции Борки Курско-Харьковской железной дороги: там, во время крушения поезда, шедшего из Крыма в Петербург, спасся государь-император Александр III и его семья. Поезд сошёл с рельсов, но император с семьёй остались живы. Потрясённый известием торговец чаем Александр Кузнецов испросил высочайшей милости построить в честь спасения императора храм в Форосе.

Стоимость строительства составила 50 тысяч золотых рублей. По воле владельца имения «Форос»  Александра Кузнецова было передано в собственность церкви два участка земли 2,5 десятины, на них построили два дома для настоятеля и причта. На содержание храма Кузнецов  внес в хозяйственное управление Святейшего Синода 50 000 рублей.

Храм был освящён 4 октября 1892 года епископом Таврическим и Симферопольским Мартинианом (Муратовским) в присутствии обер-прокурора Святейшего синода Константина Победоносцева. Первым (и единственным до 1917 года) настоятелем Форосского храма стал молодой священник Павел Ундольский.

Частым гостем и другом отца Павла был писатель Антон Чехов. Сохранилась личная переписка, есть архивное свидетельство, что Чехов участвовал в строительстве церковно-приходской школы в Мухалатке (Олива). При храме действовала школа грамоты.

17 октября 1898 года, в десятую годовщину чудесного избавления царя Александра III от напрасной смерти, храм посетил император Николай II с супругой Александрой Фёдоровной и маленькими Великими княжнами.

После революции 1917 года и гражданской войны в России в Форосской церкви, находящейся далеко от больших городов, ещё несколько лет проходили службы.

8 ноября 1920 года был создан Крымский ревком, 8 января 1921 года Крымский ревком объявил об установлении в Крыму советской власти.

В 1924 году храм был закрыт. Иерей Павел Ундольский прожил ещё три года; он был тяжело болен чахоткой и умер в 1927 году. Его похоронили тайно на греческом кладбище недалеко от храма, но потом его могила затерялась.

В 1927 году по решению комиссии по изъятию церковных ценностей была экспроприирована драгоценная церковная утварь: золочёные ризы с икон, сосуды для богослужения, оклады с Евангелия, золочёные подсвечники, дарохранительница, паникадило. Позолочённые кресты на куполе и на башенках церкви были сброшены, колокола пошли на переплавку. Всё это, как и иконы, пропало бесследно.


В 1934 году храм вместе с домами был куплен санаторием «Форос» у ялтинского РайЗО за 18 тысяч рублей.

В годы Великой Отечественной войны храм некоторое время служил убежищем для отряда пограничников форосской погранзаставы под командованием Александра Степановича Терлецкого, под обстрелом находились и люди, и храм. Его наружные стены были посечены пулями и осколками снарядов.

После войны на стене оставалась надпись: «Партизаны, бейте фашистов!»

В период оккупации немцами были вырваны и увезены красивые стенные панели и подоконники из каррарского мрамора, а сам храм использовался под конюшню. Тогда от копыт лошадей пострадал мозаичный пол.

После войны в храме снова открылся ресторан.

Ещё один удар по храму был нанесён в 1960-е годы. Роковым стал визит сюда Никиты Хрущёва, сопровождавшего в поездке по Крыму шаха Ирана. В ресторане были накрыты столы, и Никита Сергеевич пригласил высокого гостя пообедать, но произошло то, чего никак не ожидал Хрущёв. Шах Ирана, посмотрев на храм, категорически отказался от обеда, так как для него это было кощунством. Мероприятие было сорвано. Разочарованный Хрущёв распорядился снести ресторан. Приказ был выполнен. По чистой случайности вместе с рестораном не снесли храм.

С открытием нижней дороги резко уменьшилось число проезжающих у храма туристов.

До 1969 года  храм использовали под склад, пока не случился  пожар. В пламени погибли оставшиеся на стенах иконы, фрески, отстала штукатурка.

В 1980 году было принято решение облисполкома и ялтинского горисполкома о передаче храма и земли для строительства там пансионата КБ днепропетровского «Южмашзавода». Жители посёлка Форос, возмущённые решением властей, добились отмены этого решения. Здание храма взяли на учёт как памятник архитектуры XIX века.

В 1981 году Киевским управлением реставрации и живописи («Укрреставрация») впервые было проведено комплексное обследование состояния кровли, живописи, остатков внутреннего убранства. На тот момент храм  стоял без окон, без дверей, без куполов.

Местные жители рассказывали, что во времена правления Михаила Горбачёва, когда под Форосом строилась госдача, было намерение вообще взорвать храм, для того чтобы он то ли не отвлекал, то ли, напротив, не привлекал внимания.

С 1987 года бригада специалистов Севастопольского участка «Укрреставрации» под руководством Евгения Ивановича Бартана начала реставрационные работы. После выполнения первой очереди реставрационных работ храм вернули верующим.

В 1990 году храм Воскресения решением Ялтинского горисполкома, по просьбе верующих, был передан Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Настоятелем храма стал молодой 24-летний иеромонах отец Пётр (Посаднев).  Возобновили реставрацию,  богослужения проводили одновременно с восстановительными работами.

К столетию храма Воскресения Христова были  поставлены новые медные купола с золочеными крестами. И. В. Пархитько заказал и оплатил прекрасные церковные колокола. Черноморский флот подарил колокол 1862 года  весом 200 пудов с маяка Сарыч, ставший гордостью звонницы. Был расписан алтарь, купол, паруса храма, засияли в окнах цветные витражи.

Праздничное богослужение при стечении большого числа людей в честь столетия Воскресенского храма 4 октября 1992 года возглавил Архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь (Швец).

У отца Петра было желание  создать мужской монастырь, настоящий крымский Афон у Байдарских ворот. Но 20 августа 1997 года священник был жестоко убит, как показало следствие, двумя местными жителями с целью ограбления. В 1999 году им был вынесен обвинительный приговор. В украинских СМИ была озвучена версия, что убийство носило заказной характер.

22 апреля 2004 года во время посещения Воскресенского храма президент Украины Леонид Кучма дал поручение, а  с  1 июня по 28 июля 2004 года здесь  велись ремонтно-реставрационные работы. В частности, были  обновлены фасады, отремонтирован мозаичный пол, полностью заменены витражи, система отопления и электрообеспечения, проведены работы по внутренней росписи и позолоте интерьеров храма, выполнена реставрация и восстановлено каменное ограждение территории храма.

4 августа 2004 года храм Воскресения Христова был открыт, в церемонии его открытия принимал участие бывший президент Украины Леонид Кучма.

В настоящий момент церковь является действующей и открыта для посещения.