Ребусы истории. Глава 8. Город Холм

Хотислав Мелник
             Ребусы истории. О чем рассказали географические названия

Глава 8. Город Холм/Хельм
 
             Есть на территории Европы, в том числе российской ее части, города с названиями Холм, Хельм, Холмогоры. В нашем сегодняшнем понимании эти названия связаны со значением слова «холм» в смысле небольшой горы, пригорка.

       В стародавние времена, когда эти города строились, слово «холм» обозначало число 3 (три). До нашего времени это значение сохранилось в финском (kolme) и эстонском (kolm) языках.

      Холмогоры – это «три горы» - древнейшее место – наследное владение российских бояр, царей и императоров.   
    
       Но рассказать я хочу о том городе Холм, который находится на берегу реки Ухерка в Люблинском воеводстве Польши, и называется в польском варианте «Хельм».

      Владимирские Мономахи

      В конце двенадцатого века княжил на Волыни и Галиции Роман Мстиславович (родился примерно в 1150 году, погиб 19 июня 1205 года), потомок Владимира Всеволодовича Мономаха.

       История русских Мономахов началась в 1046 году, когда византийский император македонского (наши летописи считают греческого) происхождения Константин IX Мономах (что переводится как «единоборец» или «тот, кто сражается в одиночестве») после войн 1043-1045 годов заключил с Киевским князем Ярославом Мудрым мир: выдал царевну из рода Мономахов замуж за Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого.   

        В 1053 году «родился у Всеволода сын Владимир от царевны грецкой, нареченный потом Мономах».

         В 1054 году преставился великий князь русский Ярослав Мудрый. Перед смертью он поделил между своими сыновьями русские владения: старшему сыну Изяславу – Киев, Святославу – Чернигов, Всеволоду – Переяславль, Игорю – Владимир, Вячеславу – Смоленск.

       В дар родившемуся потомку Мономахов Константин IX прислал дары – наследственные сокровища Мономахов. «Послание о Мономаховых дарах» или «Послание Спиридона-Саввы» (Дмитриева Р.П. Сказание о князьях владимирских. М.; Л., 1955, перевод А.Ю.Карпова) перечисляет дары: «с шеи своей берет животворящий крест от самого Животворящего древа, на котором распят был владыка Христос. Снимает же с головы своей и венец царский и ставит его на блюдо золотое. Повелевает же принести и чашу сердоликовую, из которой Август, кесарь римский пил с веселием, и ожерелье, которое на плечах своих носил, и кадильницу, искованную из аравийского золота, и смирну со многими благовониями, собранными в Индийской земле, и ливан от злата апавийского, трижды смешанный, и многие иные дары». 

     Эти сокровища доставили младенцу Владимиру послы Константина IX: «Неофит, митрополит эфесский, от Асии и с ним два епископа: милитинский и митилинский, и стратиг антиохийский, и августалий александрийский, и игемон иерусалимский Евстафий».   
   
        Рукою святейшего митрополита Неофита с епископами Владимир Всеволодович был увенчан царским венцом. «И с того времени великий князь Владимир Всеволодович стал именоваться Мономахом и царем Великой России. И с того часа тем царским венцом, который прислал великий царь греческий Константин Мономах, венчаются все великие князья владимирские, когда поставляются на великое княжение русское».
        Обратим внимание, что Спиридон-Савва говорит о венчании тем венцом только князей владимирских, то есть города Владимира (Волынского). Соответственно, сокровищами Мономахов владели владимирские князья.   
          Предками князя Романа Мстиславича, иногда называемого Романом Галицким, были: сын Владимира Мономаха – Мстислав (в крещении Федор. 1076 – 1132); его сын Изяслав Мстиславич (в крещении Пантелеймон, умерший в 1154 году; его сын Мстилав Изяславович (в крещении Федор, умерший в 1170 году), князь Переяславский, Луцкий, Волынский и великий князь Киевский – отец Романа. 

       Роман Мстиславич родился примерно в 1150 году. Он был женат дважды:
Первая жена – Предислава, дочь киевского князя Рюрика Ростиславовича, а вторая - Евфросиния Ангелина, дочь византийского императора Исаака II Ангела (1156-1204).

        Как сообщает Британская энциклопедия 1911 года, у Исаака II Ангела первой женой была Герина - ее имя найдено в некрологах Шпейерского собора, что в Германии, где похоронена их дочь Ирина (Ирина Ангелина). Историки полагают, что Герина могла происходить из рода византийских Палеологов. Кроме Ирины Ангелины, бывшей дважды замужем: сначала за Роджером III Сицилийским, затем за Филиппом Швабским, был еще сын Алексий IV Ангел и дочь Ефросиния Ангелина, монахиня.

     Действительно, летописи сообщают, что в 1213 году великая княгиня Романова «восприимши мниский чин».
    
     Роман Мстиславич, князь Галича, заключил брак с Ефросинией Ангелиной в 1199 году. От этого брака родились: в 1201 году Данило Романович, а в 1203 году Василко Романович.

     В 1205 году Роман Мстиславич был убит в битве при Завихвосте. Историки полагают, что он спешил на помощь Филиппу Швабскому, который был женат на Ирине Ангелине - сестре жены Романа Мстиславича. Роман был записан как один из основателей церкви Святого Петра (Петерскирхе) в бенедиктинском монастыре в Эрфурте (Германия) – он пожертвовал в качестве милостыни 20 гривен серебра.

     Данило Романович

      После смерти Романа Мстиславича венгерский король Бела III предложил княгине Романовой взять ее сына Данило Романовича к себе, так как хотел заключить брачный союз между ним и своей дочерью, несмотря на их малолетний возраст, так как у него не было сына.

      Княгиню Романову он называл своей ятровью (невесткой), поскольку считал Романа своим братом. В действительности они были не братьями, но родственниками: мать короля Белы III  - Евфросинья была сестрой Изяслава Мстиславича (деда Романа) по отцу Мстиславу I Киевскому. Отец Романа – князь Мстислав Изяславович приходился ей племянником, а Беле III двоюродным братом. Соответственно, Роман приходился Беле III двоюродным племянником.   

      Мать Белы III вынуждена была покинуть Венгрию из-за плохого отношения  к ней сына. Она отправилась сначала в Константинополь, затем переехала в Иерусалим, где монашествовала в монастыре госпитальеров, а позднее поселилась в монастыре Святого Саввы.

      Княгиню Романову считал ятровью (невесткой) и краковский князь Лестько (Лешко Белый). Отец Лестько – Казимир II Справедливый был родным братом матери Романа Мстиславича – Агнешки (Агнес Польской) по отцу Болеславу III Кривоустову. Соответственно, Роман Мстиславич был двоюродным братом Лешко Белого.

        Лешко Белый предложил княгине Романовой взять к себе ее младшего сына Василко Романовича.

        В 1207 году Лешко Белый женился на Гремиславе Ингваревне, дочери Луцкого князя Ингвара Ярославича. 

         После смерти Романа Мстиславича краковский князь Лешко Белый и венгерский король Бела III стали совершать военные походы на города Волыни и Галиции.

         В 1209 году Данило Романович «отпросился» у венгерского короля уехать со своей матерью «в Ляхи». Лешко Белый принял их с великой честью. Оттуда Данило Романович с братом Василком Романовичем и матерью их отправились в Каменец, где все бояре встретили их «с великой радостью». Потом с помощью Лешко Белого Данило Романович принял Тихомль и Перемышль, изгнав оттуда князя Александра Всеволодовича, отец которого Всеволод Мстиславич был родным братом Романа Мстиславича. 

         В 1213 году князем Галича стал Мстислав Мстиславич по прозвищу Удатный (умер в 1228 году).
 
          В этом же 1213 году Данило Романович женился на дочери Мстислава Удатного Анне Мстиславовне. У них было много детей, в том числе сыновья: Ираклий, Лев, Роман, Мстислав, Шеварно (Шварн).

          Спустя время, в результате военных походов со своим тестем Мстиславом Мстиславичем Удатным Данило Романович становится князем Владимирским. Затем они изгоняют Александра Всеволодовича из Угоровска/Угорска и других городов.

      Украина

      В 1221 году князем Галича опять становится Мстислав Удатный, а города Берестье, Угоровск, Верещин, Столп, Комов и вся «Оукраина» переходит во владения Данилы и Василко Романовичей.   
 
       Обратим внимание на города «Оукраины»: Берестье (современный Брест), Угоровск (сейчас городище недалеко от современного города Хелм Люблинского воеводства Польши), Верещин (современный город Верещин, сельская гмина Уршулин Влодавского повята Люблинского воеводства Польши), Столп (современный Столпе, сельская гмина Хелм Хелмского повята Люблинского воеводства Польши).

      То есть словом «Оукраина» обозначались приграничные населенные пункты, в данном случае приграничные/окраинные города, где княжили Данило и Василко Романовичи. 

      Границей между Русью и Лядской землей в стародавние времена были реки Буг (Западный) и Висла (ранее река Вандал - выкопанный ров в торфяном болоте).

      Значение слова «буг» сохранилось в Кратком тунгусском словаре 1859 года. В нем слово «буг» обозначает предел, страну, окрестность, поле, век. То есть имеет вполне понятный смысл границы страны, ее предел, рубеж, что соответствует действительности до настоящего времени. Буг – пограничная река.

       Земля, ограниченная реками: Западным Бугом, Вислой, Саном, Тисой и Дунаем,  принадлежала Русу; земли севернее Западного Буга и Вислы до Одера – Леху; за Одером, Саном, Тисой  и Дунаем – Чеху. Правда, были эти события еще до Троянской войны, то есть более пяти тысяч лет назад. Но названия земель сохранились. Согласно летописям народ Руса назывался «русь»/«русы»/«русины»/«рутены»; народ Леха - «лехиты»/«лехы»/«ляхи»; народ Чеха – «чехи»/«чехы».

     Небольшое отступление от темы. 

      Народы, проживавшие в долине реки Буг, в древности назывались дулебами.

      Евдоким Романович Романов в 1901 году в Типографии Академии наук опубликовал составленный им «Катрушницкий лемезень. Словарь языка дрибинских шаповалов». В этом словаре есть объяснение слову «дулеп» - это арбуз/тыква.

      В искаженном виде слово «дулеба» в значении «тыква» дошло до наших дней в румынском языке – «dovleoc», и в мальтийском языке в значении слова «арбуз» - «dulliegha».

       Тыквы в бассейне обеих рек выращивают до сих пор.

       Почему тыква - дулеба? Да, потому что хвостик тыквы похож на выглядывающий большой палец из трех сложенных в известную фигуру  под названием «дуля», а слог «ба» указывает на круглый предмет, то есть «круглая с дулей» - дулеба. 

      Этому есть подтверждение и в существовавшем вплоть до середины 80-х годов прошлого века в западных районах Белоруссии и Украины обряде: если в дом невесты приходили со стороны жениха сваты, а родителям невесты или ей самой предлагаемый жених не нравился, то сватам вручали  «гарбуза» - тыкву. Все понимали, что это означает «дулю вам, а не невесту».

     Город Холм

     Когда Данило Романович начал княжить во Владимире, он построил в Угоровске (Угровске) церковь, а затем монастырь, где «поставил» епископа.
     Однажды он охотился в окрестностях Угоровска и увидел красивое место: гору высокую, поросшую лесом и окруженную полем. Данило Романович спросил «тамошнего человека», как называется это место? И тот ответил: «Холм называется».

       Очень полюбилось найденное место Даниле Романовичу и он повелел на нем «збудовати город малый», пообещав его Господу Богу. Сначала построил там малый город и церковь во имя Святого Иоанна Златоуста. Потом понял, что Господь Бог ему в том городе помогает, и стал призывать на жительство сюда  русь, немцев, ляхов, иноязычников, которые собирались день ото дня все больше. Прибыли мастера разные: ремесленники, седельники (от слова «седло»), лучники из татар прибегали, золотари, котляры (котельщики), и кузнецы железа, меди и серебра, и иные, и была жизнь, и наполнились дворы окрест града, и поля, и села.   

     Поставил Данило Романович в 1223 году в месте Холм церковь Святого Иоанна Златоуста, вложив в строительство и убранство ее огромные средства.

     Выглядела церковь так: четыре «коморы» (помещения) в каждом углу, стоящие на четырех «головах человеческих», выбитых «мудрыми ремесниками». Три иконы или образа римских, украшенных стеклом. При входе в алтарь стояли два столба из целого камня, и на них «комора» была, верх которой звездами золотыми на лазури украшен. А помост внутренний был залит из меди и из олова, блестящий как зеркало. Двери ее украшены камнем галицким белым, и зеленым холмским тесаным, узоры «резаны от мудрого ремесника Авдея». Комора была украшена разными красками, прилепами от всех шаров и золота, «спереди от них был сделан Спас», а на север святой Иоанн Златоуст. Такое убранство вызывало удивление. Иконы или образы Спаса, Пресвятой Богородицы и Святого Архистратига Михаила из Киева ему сестра Феодора дала, жемчугом и иными дорогими камнями и бисером золотым украшенные, из Овруча принесли икону Сретенье, диву подобную, от отца его – все в той церкви поставил Данило Романович. Привез он из Киева для этой церкви колокола, а другие колокола «повыливал» в Холме.

      Поставил Данило Романович вежу (башню) высокую посредине места Холма, с каменным фундаментом, всю из дерева тесанную, «убеленную як сыр, светящися на все стороны», высотой локтей пятнадцать. Под ней колодец, саженей пятнадцать. Построил «хоромы прекрасные и в них мед, из огня выходящий как смола». Насадил сады «сличные» (прекрасные). Там же построил церковь Святых Бессеребреников, в которой были четыре столпа из целого камня тесаного, держащие крышу. В той же церкви прекрасный алтарь пресвятого Димитрия перед боковыми дверьми. Алтарь построен из тиса, издалека привезенного. Устроил в городе еще площадь, на которой установил столп каменный, а на нем орел каменный «выбитый» (изваянный). Высота того каменного орла десять локтей с головой, а с подножием двенадцать локтей.

       Орел был гербом Романовичей. Но не стоит забывать, что «орлом» вплоть до 18 века назывался «птах, который на пятьсотное лето обновляется жегому солнцем и погарая в источинце водном, паки юн бывает» («Лексикон славеноросский» Памвы Берынды 1627 и 1653 годов). То есть орел – это птица, которая раз в пятьсот лет сгорает от солнца и, падая в источник водный, вылетает из него юной. Это птица-феникс.

      Орла-феникса следует отличать как по образу, так и по значению от двуглавого византийского орла – царского герба, принадлежащего потомкам царей Византии. Более подробно о значении образа двуглавого орла можно прочесть в моей работе «Не пора ли вспомнить о русчизне?».      

       Ипатьевская летопись сообщает, что каменный орел, поставленный Данило Романовичем был двуглавым, а белорусские летописи говорят об одной голове у этого орла.
 
        Я думаю, что орел в городе Холме в те времена был такой же, как на гербе города Орлова (не путать с крепостью Орлом, построенной Иваном Васильевичем Грозным), где орел-феникс изображен сидящим на скале пирамидальной/округлой формы возле моря/реки. Кстати, Иван Грозный такого же орла-феникса с одной головой поместил и на герб крепости Орел.

         Польский орел (феникс) отличался от юлианского (римского) и русского (не византийского – царского). Он был похож на белого сербского (герб неманичей), но с одной головой. Почти таким он и остался до настоящего времени на гербе Польши.

        Данило Романович перевел «бискупье» в Холм, где поставил бискупом Ивана от клироса великой церкви Святой Богородицы Владимирской, а прежнего бискупа Асафа Угорского отстранил.   

      Татарские войны

     В 1224 году Данило Романович с братом Василком Романовичем и тестем своим Мстиславом Мстиславовичем, «старейшим в Русской земли», в числе многих русских князей и воинов участвовал в битве у реки Калки с монголо-татарским войском. 

       С этого времени начались регулярные набеги татар на русские земли. А в 1240 году грандиозное нашествие Батыя разорило и уничтожило множество городов, а с ними и людей. Но город Холм был так укреплен, что Батый его «не мог добыти». 
       
      Как сообщает летопись под названием «Кройника з летописцов стародавних», желая не допустить полного разорения своих земель, Данило с Василком решили, что нужно ехать к Батыю.

      В 1250 году Данило Романович приехал к Батыю на Волгу. Пришел, поклонился Батыю обычаем татарским и вошел в его «вежу албо наметь». Батый у него спросил: «Почему, Данило, раньше к нам не пришел? Однако, раз пришел – угощайся, пей молоко кобылье кумут!» Данило же ответил: «До сего часу не пивал, но раз ты сказал, буду пить». Сказал ему Батый: «Ты наш есть, татарин, пей наше питье!». Данило напился, поклонился снова их обычаем и сказал: «Иду поклонюсь великой княгине Баракчиновой!» Батый ответил: «Иди, поклонись!». Потом Батый приказал вина принести и сказал Даниле: «Не привыкли вы пить молоко, пей же вино!».

      Далее  летописец  горюет: «О злая честь Данилу Романовичу, который владел Русскими землями, Владимиром, Киевом, Галичем и другими, который славный, над неприятелями победы показывал, и все его боялись, тот с боязнью сидит перед  Батыем на коленках, холопом его называют, и дань от него вытягивают! Отец которого не только русских князей себе покорил, но и Половецкую землю, и Лядскую, и Литовскую, наведя на них страх, повоевал, как самодержец всея Руси, а сын, равный ему по силе, в таком теперь нечестии татарском попущением Божьим.

      Был там у Батыя князь Данило двадцать пять дней и, поручивши ему Батый землю его, отпустил от себя. И так отъехавши здоровый, приехал Данило Романович в свою землю, где встретил его брат и сыны, плакали о беде его и радовались о здоровье его».   

      В этот же год венгерский король, когда узнал, что Данило был у татар и вернулся здоровым, и Ростислава с его венгерскими войсками победил, решил отдать за сына Данилова Льва свою дочку, чтобы мир установить. Он боялся, что Данило откажет ему, так как когда сам Данило сватал его дочь за сына Льва, тот отказал, якобы по причине православной веры, а крестить сына Льва в католическую веру Данило отказал.   

     Когда Данило и Василко послали за Кириллом «святитеся на митрополию Рускую», тот Кирилл заехал к королю венгерскому. Король просил Кирилла уговорить Данилу «абы учинил з ним перемирие и взял его дочку за своего сына».

      Данило Романович согласился, поехал с Кириллом к королю венгерскому, учинил с ним перемирие, «повыпускал всех королевских бояр, которых был поймал», и, взявши его дочку за сына своего Льва, вернулся домой.   

      В 1251 году был заключен брак между князем Львом Даниловичем и венгерской принцессой Констанцией, дочерью короля Венгрии Белы IV и Марии Ласкарины Никейской. В этом же году Лев Данилович «Лвов место з двома замками на свое имя заложил», то есть построил два замка в месте, которому дал свое имя Львов.

     После заключения мира с Данилом Романовичем, венгерский король стал обращаться к нему, как к своему свату помочь в военных походах, в том числе и в 1253 году когда венгерский король Бела IV воевал с Чехией и Моравией. В этой войне участвовали и ляхи с немцами. Данило Романович и Лев Данилович прогнали всех со своей земли. Князь Лев разгромил немецкие войска, завоевал их панства и с триумфом вернулся в Польшу (поляки и литва помогали - были на стороне русских князей).

     В этом же году, когда Данило Романович был в Кракове, пришли к нему послы от Иннокентия Четвертого, папы римского: Обиза, бискуп беренский и каменецкий, иные духовные лица, принесли Даниле Романовичу от папы благославение, корону и скипетр царский, просили его не пренебрегать благословением и лаской папской. Пришли Прондат, бискуп краковский, Болеслав, король польский, Земовит, мазовецкий князь, сенаторы и паны польские, стали просить Данило Романовича: «Прими королевскую корону, а мы все тебе будем помогать против поганых!».   

     Но Данило Романович отказался принять корону, ответил: «Не годится мне в чужом панстве такой сан великий на себя брать, имея свои власные панства», и уехал в свою землю, в Холм, где увиделся с братом Василком. Потом они «с посполой» (свободными людьми) поехали в Дорогичин на Подляшу (современный Дрохичин Семятыцкого повята Подляского воеводства),  где к нему опять тот же Обиза бискуп, легат папский и Прондат, бискуп краковский  приехали, а Болеслав, король польский, и Земовит, князь мазовецкий через послов своих – панов коронных, посланных  в Дорогичин,, просили, чтобы не пренебрегал лаской папской, а с благодарностью принял корону от него присланную на королевство Русское.

     Данило Романович опять отказался, но пришла его мать, которая тоже стала уговаривать принять корону папскую. Ее слова о том, что она, «ненздная невеста» (в смысле монахиня) была бы счастлива, когда перед смертью матерью королевской звалась бы, и его «укоронованного» видела, растрогали Данилу. Он заплакал и дал согласие на королевство. При этом поднял вопрос о вере –  категорически отказался принимать католичество. Тогда бискупы сказали: «Наш отец святой папа так молвит через нас: если бы кто имеет веру святую греческую, но над всеми церемониями церкви святой восточной кощунствует и порочит их, тот пусть будет проклят навеки, и от вас требовать веру свою ломать, никто не хочет». 
      Так в том Дорогичине на Подляшу Данило Романович «з великой радостью и утехою всех станов коронованный есть на королевство Русское через Обиза, бискупа и легата папского», а потом с великим весельем все разъехались. 

      Тут же сразу приехал от ятвяг Комат, обещая королю Даниле подданство ятвягов. «А ляхи, завидуя тому, начали просить ятвягов, чтобы в панство не поддавались». За это король Данило приказал «повоевать землю Ятвяжскую и дом Стеикинтов велел погубить, который и до сего дня стоит пуст».

      После таких событий приехали к королю Данилу ятвяги, просили примирения и чтобы невольников их не убивал. Тогда Данило ушел от них и возвратился с победой в свою землю.

     В 1259 году татарский Куремса пошел на Данила и Василко. Василко поехал во Владимир, а Данило был в Холме, откуда послал гонца ко Льву, чтобы приехал к ним. 

     Все стали собираться на битву с татарами. Но собраться не смогли – убежали в места лесные, потому что воины Куремсы сожгли Холм. Некоторые летописи сообщают, что «загорелся Холм от окаянной бабы». Пламя было такое огромное, что все земли зарево видели: и со Львова, и с Белзского поля.   

     Преславный город Холм, сожженный воинами Куремсы, очень жалел Данило Романович, но не мог начать его заново строить из-за войны татарской. 

     Только в 1260 году Данило Романович воссоздал свой Холм. Построил церковь «превеликую» во имя Пресвятой Приснодевы Марии, величеством и красотой не уступавшей прежней, и украсил ее «пречюдными» иконами. Принес чашу от земли венгерской багряного мрамора, изваянную «мудростью чюдною»,  змеиные головы были вокруг нее, из дерева красного выточено и позолочено дно, удивление вызывающее. Поставил чашу перед дверьми церковными, «нарицаемыми царскими», и сотворил из нее крестильницу. На святое Богоявление крестил воду в ней блаженный пискуп Иван.      

     В 1261 году пошел Бурундай к Холму, взяв с собой Василка Романовича с его боярами. Издалека увидел Бурундай, что Холм крепок и людьми военными и оружием наполнен так, что нельзя его добыть. Тогда приказал он Василку: «Сей город твоего брата, пойди, вели тем, которые в городе закрылись, чтобы мне отдались!».

     Приставил Бурундай к Василку трех татаринов: Каичея, Ашика и Белюя, а также Хому толмача, понимавшего русский язык, чтобы слушать, что Василко говорить будет.

     Пошел с ними Василко под город Холм, а в руку взял камушки малые. Когда подошли к городу, Василко начал громко говорить, чтобы и татаре слышали: «Холоп Константин и холоп Лука Иванович, которые держите брата моего сей город! Передайтеся Бурундаю!» При этом тихо кинул камушек на землю, тем знаком сообщая, чтобы не передавались. Смотрели из города люди внимательно на Василка и думали, как ответить, не понимая его знак. Потом второй, третий раз произносил те же слова Василко и кидал на землю камушки. Константин, «от Бога вразумлен», знак Василков понял и стоя на крепостном валу, ответил громко: «Иди, Василко, прочь, дам тебе в голову камнем! Ты уже не Данилов брат, а татарский, на Данила с татарами воюешь!». Все услыхали татаре и ушли от города, передали Бурундаю слова Василко и ответ на них из города. Тогда Бурундай сразу пошел от Холма к Люблину.

     В 1264 году король Данило Романович «впал в болезнь великую, в ней же и скончал живот свой». Его положили в церкви святой Богородицы в Холме, которую он сам создал. «Сей же король Данило князь добрый, храбрый и мудрый, он создал города многие и церкви поставил, и украсил их различными красотами. Братолюбием отличался с братом своим Василком. Сей же Данило говорят,второй по Соломону».

     После смерти Данилы Романовича Холм перешел к его младшему сыну Шварну, Дрогичинскому князю. В 1268 году Литовский князь Войшелк передал ему Новогородок.

      Умер Шварн Данилович в 1272 году. Его тело положили в отчий гроб в церкви Пресвятой Богородицы в городе Холме.

       В 1284 году у князя Юрия Львовича умер сын Михайло, младенец, родившийся в 1283 году. «И плакали по нем все люди, и спрятав его тело, положили в церкви святой Богородицы в Холме, которую создал прадед его великий князь Данило, сын Романов».
      
       Вот и вся история русского города Холма, построенного единственным королем Руси и единственным православным королем Данило Романовичем, в котором он окончил свои дни и нашел упокоение.

        Уважаемые читатели могут спросить, а как же сложилась история с сокровищами Мономахов? Куда они делись?

          Об этом я расскажу в следующих «ребусах» - Главе 9. Город Львов.