О фильме Девушка с жемчужной сережкой

Ева Коваль
Фильм удивительно тонкий. Его атмосфера как будто пронизывает тебя насквозь.
О нем очень сложно писать, потому что слов слишком мало для того, чтобы передать, сколько всего у тебя внутри.
Делфт, середина XVII века.
Фильм претендует на исторический. О картине, написанной Вермеером.
Но я бы сказала, что это, скорее, впечатление, навеянное этой картиной, личностью художника и представлением о том времени. Реальная картина художника Вермеера, дала возможность родиться новой кинокартине.
В главных ролях: Колин Ферт в роли Вермеера и Скарлетт Йоханссон (Грит) в роли его натурщицы.
Художник... Тонкий, глубокий, одержимый искусством. Все пишут о любви. Но что для художника любовь - это скорее способ влить в картину жизнь, выразить себя, это импульс для создания нового произведения. И в этом смысле любой художник эгоистичен. Главное - наполниться чувством и успеть его передать так, как чувствуешь.
Грит такая тонкая, такая нежная и одновременно невероятно чувственная. Ее чувственность невинна и это невероятно притягательно. Она сама подобна произведению искусства. Неуловима, полутона, получувства, полуэмоции.
Надо сказать, что весь фильм, подобно картине, выстроен полутонами, игрой света и тени, и, конечно же, пронизан эротизмом.
Сложно даже говорить о любви художника и натурщицы. Я бы это назвала созвучием. Она - живое произведение искусства, он - создатель. Они оба находятся по ту сторону реальности. У них двоих ключик от этой реальности. И это главное. Больше в тот мир никто не может проникнуть.
Момент в фильме, когда Грид спрашивает у жены Вермеера, можно ли помыть в мастерской художника окна, просто поразителен. Жена удивляется, почему та задает такой вопрос. Что девушка объясняет, как очевиднось: изменится свет. Это важно!!! Это может знать только профессиональный художник. Или...сама природа искусства.
В фильме два плана: мир реальный  и мир искусства.
В реальном мире девушка лишается девственности и это никак не отражается на ее лице, в мире искусства художник прокалывает ей ухо, а на ее лице отражается сначала боль, затем нежность и принадлежность ему. Кровь сочится из мочки уха, символизируя уходящую девственность.
В реальном мире рождаются дети, в мире искусства - живописные полотна.
Конец фильма тоже символичен. Ревнивая жена художника все же прогоняет девушку из дома. Финал открыт, но настолько понятен, что у меня вообще не возникло ощущения неоконченности (о чем многие в отзывах пишут). Понятно, что она выйдет замуж за сына мясника, влюбленного в нее, будет работать с ним...и т.д. и т.п. Но это все уже не имеет значения. Важно, что она уходит из мира, настолько созвучного ей, мира, в котором был человек, по-настоящему близкий, мира, в который не сможет вернуться никогда. И от этого мира остаются ключи - это жемчужные сережки, последнее признание в любви.  "вещественные доказательства невещественных обстоятельств".