Зов Сердца

Григорий Саамов
(Новелла)
Николай Иванович Перепёлкин, руководитель солидной строительной фирмы, проснулся, но никак не мог понять где он находится и какое время суток. «Темно, значит, ночь», – подумал он и протянул руку, чтобы включить торшер. Но не смог его найти. «Что происходит, куда делся торшер?». Перепёлкин решил посмотреть время в мобильном телефоне, но и тумбочки на месте не оказалось.
Решил встать. Встал и ударился головой в потолок. Он удивлённо, точнее, испуганно опустился и только сейчас понял, что спал в костюме. Полез в карман, достал телефон, включил. При тусклом свете дисплея он увидел, что сидит под столом. Значит, и спал здесь же.
«Ужас»! – Подумал гендиректор, вылез из под стола, разделся и пошёл в ванну. Стоя пот холодной струёй воды, он вспоминал вчерашний день. Он вспомнил, что водитель привёз его домой. Дальше – полный провал. – Я почему-то напился. Впервые в жизни! Голова трещит, во рту – отхожее место».
Перепёлкин был известен не только как талантливый организатор, но как отличный семьянин и трезвенник. Он даже в праздники мог выпить только бокал шампанского или сухого вина. И вдруг такое!..
Дело в том, что впервые пришлось отправить в туристическую поездку в  Египет жену и дочь (о чём они все мечтали), а свою путёвку передать сестре жены. Дела!
Было полчетвёртого утра, 31 декабря, но ему не спалось.
Приняв душ, Перепёлкин решил немного прогуляться, придти в себя. Вышёл на улицу. Никого! Сыпал приятный снежок. Была настоящая новогодняя погода. Навстречу деловито бежала собака. Николаю Ивановичу захотелось пообщаться хотя бы с ней: «Здравствуй, друг человека! Куда бежишь?». Дворняжка косо посмотрела на человека и в душе сказала: «Не твоё собачье дело, куда я бегу!». И побежала дальше. «Вот так! Ни одна собака не хочет со мной общаться»…
Гендиректор стоял в полной растерянности, не зная куда деться, чем заняться. И побрёл вдоль улицы. Вдруг сзади его окликнули:
– Простите, сударь, не могли бы Вы угостить меня сигаретой? – Такое обращение приятно удивило Перепёлкина. Он обернулся и разглядел своего собеседника: мужчина среднего роста, лет 60 или чуть больше. Одет он в старую одежду, но опрятно.
– Я не курю, но у меня дома есть сигареты, пойдёмте, с удовольствием Вас угощу.– Пойдёмте, мой дом рядом. – В этом коттеджном посёлке его дом стоял с краю, недалеко от ворот. Прошли в дом. Хозяин пригласил неожиданного гостя в столовую.
– Водка, виски, коньяк?
– Нет, сударь, лучше чаю, если не трудно.
– Меня зовут Николай Иванович, а вас?
– А я Георгий Иванович. Я художник. А Вы кем будете, если не секрет?
– Конечно, не секрет, я руководитель строительной фирмы. Моя семья в отъезде и, представляете, мне придётся встретить Новый год одному.
– Представляю…  Я 12 лет один встречал Новый год…  Давайте, встретим вместе, у меня дома. У меня не коттедж, а всего лишь двухкомнатная квартира, но, думаю, Вам будет интересно. Спасибо Вам за чай, за сигарету. А это моя визитка, здесь и адрес, и телефон. Буду ждать Вас в 23 часа. До встречи!
Ровно в 11 часов ночи Николай Иванович позвонил в дверь своего нового знакомого. Георгий Иванович открыл дверь, пригласил гостя в квартиру. Гендиректор передал новому знакомому бутылку шампанского и коробку конфет. Стол был уже накрыт, скромно, но со вкусом. Хозяин проводил гостя в другую комнату. Здесь гендиректор был удивлён: вся комната была увешана картинами. Были портреты, пейзажи, натюрморты. Уровень картин удивительно высокий.
– Это Вы? – Удивлённо спросил гость.
– Да, конечно, я.
– А кто эта красивая женщина на портретах?
– Это моя покойная жена. Она погибла в авиакатастрофе вместе с дочерью, вот они на фото. С тех пор я живу один, уже 12 лет… Моя творческая работа единственное спасение. Впрочем, уже пора, пойдём к столу. Скоро Новый год. Одиночество, потеря жены и дочери это страшно. Уже тринадцатый Новый год встречаю без них. Тяжело. Я попросил у Вас сигарету, хотя давно не курю, чтобы пообщаться, другого повода придумать не смог. Что ж, давайте проводим старый год. Пусть уходит с миром. – Открыли шампанское, налили.
– Да, за уходящий год!
– Пусть он унесёт с собой все невзгоды!
Выпили.
– Вот и куранты. С Новым годом!
– С Новым 2007 годом! Пусть он будет добрее и лучше!
Георгий Иванович встал, взял гитару и стал петь. Пел песни Окуджавы. И хотя голос был не сильный, но вместе с гитарой получалось здорово, он чувствовал песни, пел очень проникновенно.
Николай Иванович тоже любил песни Окуджавы, пел иногда. И сейчас ему захотелось спеть. Взял гитару и запел: – «Виноградную косточку в тёплую землю зарою»… И стали они петь в два голоса. Сами удивились, как интересно получилось.
– Как хорошо, что мы встретились.
– Да, здорово!
И Георгий Иванович взял опять гитару и запел. Пел он «Грузинскую песню» Окуджавы на грузинском  языке. Николай Иванович удивлённо спросил:
– Вы знаете грузинский язык? А грузинские слова к песне откуда?
– Знаю, конечно!  Я же грузин, фамилия Эристави. А грузинский текст к «Грузинской песне» – это мой перевод.
– Интересно! И фамилия интересная – Эристави.
– Да, мои предки были дворяне. Их уничтожили большевики. А я рос в детском доме,в Краснодаре, как сирота. А мою фамилию переделали, и там я был как Эристов. Потом окончил Академию художеств в Тбилиси. А с будущей женой встретился на выставке грузинских художников в Москве. Она попросила автограф на  каталоге…

 *   *   * 
Прошёл Новый год, пошли будни. Вернулись из Египта домочадцы гендиректора. Он познакомил их с новым другом. И стали они встречаться, обсуждать вопросы искусства, жизни. Оказалось, что у них много общих интересов. Их встречи всегда были интересны всем. Семья гендиректора даже подобрала Георгию Эристави невесту – вдову, на несколько лет моложе его. Но он отказался, сказал, что у него сердце больное. И вообще… Хочет вернуться на Родину.
И вдруг он перестал появляться, перестал звонить. Друзья забеспокоились, позвонили. Телефон был выключен. Николай Иванович пошел к нему домой, но на звонки хозяин не отвечал. Вышла соседка и сообщила, что Георгия Ивановича увезли на скорой в больницу. Николай Иванович разыскал больницу. Георгий Иванович был плох, даже говорить было ему тяжело. Он с трудом сказал:
– Наверно, я уже не поправлюсь… Осталось мало… Скоро уйду… Я и свою квартиру, и картины завещал вам… Вот на тумбочке завещание…
Николай Ивановичу было тяжело и больно слышать эти слова. Он пошёл к главному врачу, просил помочь, сказал, что отдаст любые деньги только бы спасти друга. Но доктор сказал, что надежды никакой нет: обширнейший инфаркт.
Георгия Ивановича Эристави через день не стало.
Николай Иванович  прочитал завещание друга. Он на самом деле завещал его семье и квартиру, и картины. Кроме трёх: на них был изображён его родной город в Грузии. Эти картины он завещал своему городу, так как живых родственников у него не осталось. Но больше всего в завещании удивляла одна запись: Георгий Эристави просил похоронить  его… Сердце в родном городе, рядом с родителями.
Похоронили его.
С Сердцем всё было сложнее. Пришлось обратиться к руководству больницы, просить, чтобы помогли извлечь сердце, забальзамировать его. На всё это надо было получить  согласие руководства города. С трудом, но решили. Но ещё сложнее оказалась проблема вывоза Сердца. Им даже посоветовали не лететь самолётом: могут быть проблемы при досмотре. 
Николай Иванович с супругой и дочерью на машине  поехали в Грузию, в город, где родился Георгий Эристави. Привезли с собой его Сердце и завещанные три картины. Их встретили очень тепло. Гостиница им была не только заказана, но уже и оплачена.
На второй день к ним пришли из Администрации города и сообщили, что церемония захоронения Сердца намечена на завтра, в 17 часов.
Похороны Сердца своего земляка провели красиво, в сопровождении хора и музыки. И народу было удивительно много, хотя ни родственников, ни друзей покойного уже не было в этом городе.
Гостеприимные хозяева показали им древние памятники, повозили по городу. Картины торжественно передали в местную картинную галерею.
Они пробыли в Грузии неделю.
Вернулись домой в приподнято-печальном настроении.
Вернувшись домой, остальные картины Георгия Ивановича Эристави предали в картинную галерею области. Там открыли специальный зал и назвали его «Зал Георгия Эристави».
А дочь гендиректора Марина устроилась работать экскурсоводом этой  картинной галереи.
Но изменилась политическая ситуация и теплота дружественных народов стала охлаждаться.